Курс, семинар, тренинг
Технологии безопасности бизнеса
Программа курса
ООО «Учебный Центр «Бизнес Аспект»
т/ф(495) 517-15-97 www.bi-aspekt.ru
28-29 октября 2010. (10.00-17.00)
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности.
• Определение понятия «экономическая безопасность».
• Место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, региона, города, предприятия.
• Факторы, влияющие на экономическую безопасность.
• Риски.
• Система управления рисками.
• Риск-менеджмент - основа экономической безопасности предприятия.
2. Борьба с преступлениями в экономической сфере.
• Классификация экономических преступлений.
• Преступления в финансово-кредитной сфере.
• Преступления в области высоких технологий («информационные преступления»).
• Виды мошенничества.
• Формы и методы борьбы с преступлениями в экономической сфере.
• Государственные и международные организации по борьбе с экономическими преступлениями: Налоговая полиция, ГТК, ФСБ (Департамент экономической безопасности), Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, Департамент финансового мониторинга («Финансовая разведка»), Управление «Р» МВД, Интерпол и другие.
3. Система комплексной безопасности предприятия (СКБП).
• Внешние и внутренние угрозы безопасности предприятию.
• Структура и принципы построения системы комплексной безопасности предприятия.
• Системный подход к обеспечению комплексной безопасности.
• Метод OPSEC ("Operation Security").
• Подсистемы СКБП: физическая защита, охрана периметра и охранная сигнализация, контроль и управление доступом, информационная безопасность, деловая разведка, противодействие промышленному шпионажу, работа с персоналом, хранение и перевозка материальных ценностей и др.
• Технические средства и методы, обеспечивающие СКПБ.
• Анализ рынка систем безопасности.
• Требования к подсистемам комплексной безопасности предприятия (с учетом специфики предприятий и особенностей конкурентной среды).
• Методика составления типовых документов, должностных инструкций, положений, регламентирующих обеспечение комплексной безопасности предприятия.
4. Мировые и российские информационные ресурсы для деловой разведки.
• Анализ рынка деловой информации.
• Российские информационно-аналитические агентства, предлагающие деловую информацию: Росбизнесконсалтинг, Integrum, AK&M, Прайм-ТАСС, Финмаркет и др.
• Деловая разведка в Internet.
• Процедуры поиска деловой информации в Internet.
• Перечни специальных сайтов, используемых для ведения деловой разведки. Мониторинг средств массовой информации. Агентство WPS.
5. Профессиональные базы данных. Lexis-Nexis, Integrum и др.
• Сравнение возможностей профессиональных баз данных и Internet.
• Принципы организации Lexis-Nexis.
• Информационные источники Lexis-Nexis.
• Российские профессиональные базы данных.
6. Информационно-аналитическая поддержка обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
• Классификация информационных источников.
• Открытые источники информации.
• Извлечение информации из открытых, но труднодоступных источников.
• Методология оценки информации по надежности, достоверности, полноте, актуальности. Метод «Кента».
• Извлечение оперативно-ценной информации из СМИ (газеты, журналы, телевизионные и радио передачи).
• Патентная информация как источник получения информации для деловой разведки.
• Методы журналистского расследования в деловой разведке.
• Интервью.
• Извлечение необходимой информации «в темную». Анкетирование.
• Опрос.
• Наблюдение.
• Неявная информация (слухи, оценки, мнения).
• Сбор информации на специализированных выставках, конференциях, семинарах.
• Внутренние и внешние информационные потоки.
• Создание интегрированной базы данных в службе деловой разведки.
• БД «Кронос».
7. Деловая разведка.
• Определение деловой разведки (бизнес-разведка, конкурентная разведка).
• Промышленный шпионаж и деловая разведка - сходство целей, различие принципов.
• Технология деловой разведки - разведывательный цикл.
• Основные элементы разведывательного цикла: постановка задачи, сбор информации, анализ информации, представление результатов анализа.
• Методы анализа.
• Конкурентная среда (метод «пяти сил М. Портера).
• Собственное производство (фирма, организация).
• Экспертный метод. Предприятие-конкурент.
• Качественные и количественные методы анализа.
• Метод SWOT.
• Метод контент-анализа.
• Статистические методы.
• Автоматизированные методы анализа текстовой информации.
• Текстово-аналитические системы: система «Галактика-Zoom», система «Дипломат-1», система «Коперник».
• Подготовка аналитических документов.
• Виды аналитических документов, особенности их подготовки.
• Методология создания службы деловой разведки на предприятии.
• Основные принципы и этапы.
• Требования к сотрудникам службы деловой разведки.
• Деловая разведка и бенчмаркинг.
• Особенности ведения деловой разведки в различных регионах.
8. Правовые вопросы обеспечения экономической безопасности предприятия.
• Общая характеристика отечественного законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.
• Нормативные акты регламентирующие деятельность службы безопасности и службы деловой разведки предприятия: Законы РФ «О частной охранной и детективной деятельности», «Об оперативно-розыскной деятельности».
• Основные положения закона «О коммерческой тайне».
• Правовое обеспечение механизмов борьбы с мошенничеством.
• Правовое поле, в котором действуют надзирающие и правоохранительные органы (какие действия могут совершать по закону государственные структуры в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).
9. Защита интеллектуальной собственности.
• Определение предметной области интеллектуальной собственности.
• Нормативная база.
• Виды интеллектуальной собственности.
• Патенты.
• Ноу-хау.
• Торговые марки и знаки.
• Авторское право.
• Организационно-правовые вопросы защиты интеллектуальной собственности.
10. Организация противодействия промышленному шпионажу.
• Понятие промышленного шпионажа.
• Основные методы промышленного шпионажа.
• Естественные и искусственные каналы утечки конфиденциальной информации.
• Технические каналы утечки информации.
• Методы обнаружения утечки конфиденциальной информации.
• Технические и организационные меры по защите информации.
• Методология проверки помещения.
• Понятие «тайны».
• Виды тайн: государственная, банковская, судебная, коммерческая и т.д.
• Методология создания на предприятии перечня сведений, содержащих коммерческую тайну.
• Организационно-правовые методы по защите сведений, составляющих коммерческую тайну.
• Цели, задачи и организационная структура подразделения по борьбе с промышленным шпионажем.
11. Работа с персоналом.
• Методология подбора персонала с учетом обеспечения безопасности предприятия.
• Оперативные методы проверки персонала при приеме на работу.
• Взаимодействие с правоохранительными органами при проверке кандидатов.
• Анкетирование.
• Собеседование.
• Выявление признаков, характеризующих недобросовестные устремления кандидатов.
• Организация контроля за действиями персонала с целью предотвращения утечек конфиденциальной информации.
• Особенности увольнения сотрудников, имевших допуск к сведениям составляющим коммерческую тайну предприятия.
• Технические средства проверки персонала - «Полиграф».
12. Элементы информационного противоборства при решении задач обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
• Борьба с «черным PR».
• Корректировка имиджа предприятия в позитивном направлении.
• Активные мероприятия.
• Влияние информационно-психологических мероприятий на ведение бизнеса.
Стоимость участия 19700 руб.
Место проведения: Москва, Бобров пер., д.1, оф. 47 (м.Тургеневская)
(495) 517-15-97 , 7305-304
Преподаватели
БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТ:
КРЕОПАЛОВ Владимир Владиславович – руководитель подразделения экономической безопасности ФНПЦ ОАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева», член Российского Общества Профессионалов Конкурентной Разведки, эксперт Академии безопасности бизнеса по конкурентной разведке
Даты и места проведения
Даты начала обучения не определены.