Подробный расширенный курс по разработке, внедрению и поддержанию системы менеджмента качества. Рассмотрение требований ISO 9001:2015. Практические навыки внутреннего аудитора. В курсе примеры лучших практик внедрения, фотоматериалы, формы и шаблоны документов и записей.
Программа подходит для сотрудников, кому предстоит полностью самостоятельное внедрение СМК в организации для целей сертификации, для целей подготовки к аудитам заинтересованных сторон.
В программе курса:
- 49 видео-уроков продолжительностью 20-40 минут,
- практические задания,
- формы материалов для скачивания,
- примеры документов и записей,
- 4 индивидуальных онлайн сессии с лектором.
- Что дает система менеджмента качества организации, сотрудникам, потребителям? Почему про процесс, а не про продукт? Изменение стандартов на системы менеджмента качества в соответствии с тенденциями современного менеджмента;
-
Принципы менеджмента качества. Стандарты и нормативные документы в области менеджмента качества. Логика построения ISO 9001:2015, структура стандарта;
- Проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. Предпосылки. Рабочая группа. Старт и управление проектом;
- Что такое контекст организации, примеры внешних и внутренних аспектов. Информация о контексте как основа для определения стратегических направлений. Примеры контекстов;
-
Заинтересованные стороны – потребности и ожидания. Баланс потребностей. Возможно ли удовлетворить все ожидания и потребности заинтересованных сторон?
-
Область применения системы менеджмента качества. Исключения из требований стандарта ISO 9001 как основы сертификации;
- Формулирование области применения. Возможные исключения. Значение для процесса сертификации системы менеджмента
- Менеджмент на основе процессного подхода: требования к процессам СМК, структуре и взаимодействию процессов, методам мониторинга и измерения. Необходимость документирования процессов СМК, оценка и анализ процессов; Методы описания. Определение показателей по процессам. Отличия показателей результативности и эффективности. Нормирование показателей. Анализ примеров организаций. Анализ примера правильных и неправильных показателей;
Проведение 1-ой онлайн сессии – 30 минут.
-
Лидерство и приверженность руководства. Политика в области качества в соответствии и как отражение контекста. Зачем нужна Политика? Пример Политики, которая не работает;
-
Обязанности, ответственность и полномочия. Практики документирования, виды организационных документов. Аспекты формирования оргструктуры, должностной инструкции;
- Штатное расписание, оргструктура, должностные инструкции. Назначение ответственного за менеджмент качества
- Планирование на основе рисков: термин, идентификация рисков и описание, оценка рисков, действия в отношении рисков, варианты действий по управлению рисками, интеграция действий в процессы. Анализ примеров;
- Внедрение риск-менеджмента. Формулирование и документирование рисков. Правила актуализации рисков.
- Использование возможностей. Цели в области качества как практика улучшений. Развертывание целей в области качества. Измеримость. Методология SMART;
- Требования к поддерживающим средствам и ресурсам. Роль поддержки, ключевые ресурсы;
-
Персонал. Определение требований к персоналу. Достаточное количество, компетентность, личные качества, мотивация и лояльность. Методы достижения и повышения компетентности. Алгоритм проведения обучения. Виды обучения, оценка результативности обучения. Примеры из практики;
- Процесс обучения персонала: когда, кого и чему обучать. Обучение по системе менеджмента качества. Методы оценки результативности обучающих мероприятий и документирование результатов
-
Внутрифирменные знания. Зачем нужен обмен знаниями в организации? Кто носитель ключевых знаний, которые нельзя потерять. Как организовать передачу знаний?
-
Осведомленность как способ воздействия на человеческий фактор;
- Инфраструктура. Что входит в понятие «инфраструктура». Требования ISO 9001 к инфраструктуре. Как определить, какая инфраструктура нужна? Поддержание инфраструктуры, лучшие практики. Анализ фотоматериалов;
- Анализ инфраструктуры. Документирование требований к инфраструктуре. Организация технического обслуживания. Ввод в эксплуатацию, основы валидации. Управление сторонними провайдерами по техническому обслуживанию
-
Среда для осуществления процессов. Области факторов, влияющие на среду. Анализ фотоматериалов;
- Культура производства. Идентификация требований к среде для осуществления процессов. Документирование решений.
- Основы системы управления охраной труда и пожарной безопасности для руководителя
-
Ресурсы для мониторинга и измерений. Планирование, закупка, эксплуатация, метрологический надзор. Законодательства РФ в области обеспечения единства средств измерений. Идентификация и способы идентификации. Что делать, если получен отрицательный результат калибровки и/или поверки средства измерения. Анализ фотоматериалов;
-
Коммуникация: с кем, о чем, как и зачем коммуницировать. Информация для потребителя как способ коммуникации и формирования обещаний. Коммуникация во взаимосвязи с осведомленностью;
-
Документированная информация, документ, запись. Роль документации в системе менеджмента. Сколько и какие документы требует система менеджмента качества согласно ISO 9001? Жизненный цикл внутреннего и внешнего документа. Практические аспекты разработки документации. Анализ фотопримеров. Идентификация документа-регламента и документа-записи. Хранение и архивирование;
- Структура документированной информации. Определение ответственных за управление. Примеры оформления документов. Организация ознакомления с документами. Определение сроков хранения и архивирования. Правила для управления документированной информацией в электронной форме
Проведение 2-ой онлайн сессии
- Операционное планирование: о чем идет речь. Понимание требований к продукту, услуге. Планирование технологии производства/оказания услуги, контрольных операций;
- Решения и документированная информация в результате планирования
-
Требования потребителей, их анализ до принятия требований. Документирование;
-
Проектирование и разработка новой продукции. Этапы процесса разработки новой продукции. Правило десятичной ошибки. Детализированные требования каждого этапа. Верификация и валидация: отличия. Выходные данные проектирования и разработки;
-
Закупки. Управление взаимодействием с внешними провайдерами. Значимые провайдеры с точки зрения ISO 9001:2015. Выбор провайдеров: первичная и периодическая оценка. Определение критериев выбора и текущей оценки. А что, если поставщик -монополист, и его нельзя выбирать? Анализ примеров. Методы мониторинга результативности работы с поставщиками. Информация для провайдеров (поставщиков): внимание к договорам, Соглашениям по качеству;
- Поставщики продукции и услуг. Документирование требований к поставщикам. Оценка и действия по результатам оценки. Внедрение новых требований для действующих поставщиков
-
Производство и оказание услуг в управляемых условиях. Управляемые условия – что это значит? Анализ фотопримеров. Идентификация в процессе производства и по статусу контроля. Термин «прослеживаемость». Собственность потребителя или поставщиков: правила обращения. Сохранность продукта. Управление процессами производства и оказания услуг. Обеспечение сохранности продукции. Деятельность после поставки;
-
Управление изменениями. Изменения - это риск? Алгоритм работы с изменениями;
- Управление изменениями как процедура. Анализ рисков изменений, документирование
-
Выпуск продукции. Что значит соответствие критериям качества? Работа с несоответствиями продукта/услуги. Первоочередные действия с продуктов: блокировка движения, информирование потребителя. Большое количество вариантов последующих действий: коррекция, разрешение на отклонение, утилизация, снижение градации и пр. Документированная информация по несоответствиям;
- Организация и внедрение системы контроля качества. Документирование
- Порядок и правила реализации последующих действий при выявлении несоответствий. Документирование
-
Мониторинг в системе менеджмента, объекты мониторинга. Оценка удовлетворенности потребителя. Внутренний аудит как мониторинг процессов и системы менеджмента.
- Оценка процессов по показателям, документирование. Назначение последующих действий
- Работа с жалобами и рекламациями, документирование. Назначение последующих действий
-
Анализ со стороны руководства: входные данные и результаты;
- Проведение анализа со стороны руководства на практике. Сбор и обработка информации. Документирование решений
-
Процесс постоянного улучшения. Анализ причин, понятие «корневая причина». Корректирующие действия. Отличие корректирующих действий от коррекции. Повышение пригодности, адекватности системы менеджмента
- Внедрение процесса постоянного улучшения. Оценка необходимости анализа причин. Методы анализа причин. Документирование
- Сертификация системы менеджмента качества. Сертификационная процедура. Взаимодействие с сертификационным органом
Проведение 3-й онлайн сессий
- Зачем нужен аудит? Место и значение внутреннего аудита в системах менеджмента, в цикле PDCA. Стандарт ISO 19011. Принципы и философия аудита
-
Виды аудитов: аудит продукции, процесса, системы
-
Менеджмент программ аудита. Требования к аудиторам систем менеджмента
- Как выбирать объект аудита в системе менеджмента? Планирование и подготовка аудита. Оценка документации. Формирование Программы аудитов.
Практика оценки документации
-
Задание на аудит, участники аудита, критерии аудита. Как планировать участников и подбирать критерии аудита для аудита процесса и аудита подразделения. Применение риск-ориентированного подхода. Анализ примеров. Важные критерии для оценки управления процессом.
-
Чек-лист. Предназначение и содержание. Разработка чек-листа
Примеры чек-листов
-
Проведение аудита: этапы аудита на месте. Вступительная беседа. Методы исследования на аудите: оценка документированной информации, наблюдение, интервьюирование. Основы коммуникации. Виды вопросов для внутреннего аудита. Выборка внутреннего аудита
Демонстрация интервью
-
Интервью как основной метод работы аудитора. Скрипт стандартного интервью. Демонстрация практик. Вопросы для областей рисков/несоответствий. Приоритет на процессе
-
Оценка наблюдений аудита. Возражения. Заключительная беседа. Составление отчета
Примеры и практика проведения интервью и оценки наблюдений аудита.
-
Дальнейшие действия по результатам внутреннего аудита.
Проведение 4-ё онлайн сессии
Домашние задания
- Разработка контекста организации
- Определение области применения системы менеджмента качества
- Разработка процессной модели организации/ ландшафта процессов
- Составление регламентов верхнего уровня на все процессы. Описание входных данных процессов и результатов, ответственных за процессы, показателей процессов.
- Формулирование политики в области качества
- Составление оргструктуры
- Составление должностной инструкции
- Идентификация рисков процесса
- Оценка рисков и назначение мер управления
- Формулирование целей в области качества
- Идентификация требований к инфраструктуре организации и определению документированной информации, необходимых мероприятий
- Идентификация требований к среде для осуществления процессов и определению документированной информации, необходимых мероприятий
- Идентификация средств для мониторинга и измерений
- Идентификация документированной информации организации, созданию структуры документации
- Составление программы контроля качества
- Определение мер верификации и валидации для нового продукта /услуги
- Определение критериев первичной и периодической оценок для поставщиков
- Определение прослеживаемости (если применимо)
- Определение идентификации
- Определение требований к сохранности и мерам управления
- Управление изменениями
- Создание инструкции по контролю качества
- Управление несоответствующей продукцией
- Работа с рекламациями
- Составление анализа со стороны руководства
- Анализу причин и назначение мероприятий по улучшению по несоответствию организации
- Разработка программы внутренних аудитов
- Оценка документации
- Разработка чек-листа
- Интервью и оценка наблюдений
Формы документов
- Документирование контекста организации
- Документирование ландшафта процессов
- Политика в области качества
- Организационная структура
- Должностная инструкция
- Цели в области качества
- Технологическая инструкция
- Программа контроля
- Документированная процедура по обучению персонала
- Формы записей по обучению
- Документированная процедура по техническому обслуживанию оборудования
- Документированная процедура по уборке рабочих мест
- Документированная процедура по организации поверки средств мониторинга и измерений
- Документированная процедура по управлению документированной информацией
- Документированная процедура по разработке новой продукции
- Документированная процедура по выбору и оценке поставщиков
- Документированная процедура по хранению
- Документированная процедура по управлению изменениями
- Документированная процедура по контролю качества
- Документированная процедура по управлению несоответствиями
- Документированная процедура по оценке удовлетворенности потребителей
- Документированная процедура по работе с жалобами и рекламациями
- Форма для анализа со стороны руководства
- Документированная процедура по корректирующим действиям
- Документированная процедура по внутреннему аудиту
- Форма плана внутреннего аудита
- Форма чек-листа для внутреннего аудита
- Форма отчёта по внутреннему аудиту
Примеры документов
- Пример контекста организации
- Пример области применения с обоснованием исключений
- Пример заполненного регламента на процесс.
- Примеры показателей на процессы
- Пример политики в области качества
- Должностная инструкция для ответственного за менеджмент качества
- Документированная процедура по управлению рисками организации
- Пример рисков процесса и мер управления рисками
- Пример целей в области качества
- Форма для регистрации корректирующих действий
Колчина Ольга Владимировна
Ведущий эксперт / аудитор GMP, ISO 22716, ISO 9001
Эксперт в области обучения и оценки соответствия производственных площадок согласно требований ISO 22716 (GMP), международный аудитор ISO 22716. Опыт проведения аудитов российских и международных компаний, напр.ОАО "Аэрозоль Новомосковск", Henkel, Amapharm GmbH, ООО "Аэростар Контракт", ООО "Лаборатория современного здоровья" и др.
Эксперт, старший аудитор ISO 9001. Лектор по темам и требованиям ISO 9001, внутреннему и внешнему аудиту, психологии аудита.
Эксперт в области обучения и оценки соответствия производственных площадок согласно требований ISO 22716 (GMP), международный аудитор ISO 22716. Оп...
Резюме преподавателя