Приглашаются мастера производственного обучения, линейные руководители и специалисты, непосредственно вовлеченные в процесс наставничества новых сотрудников.
! Возможно дистанционное (онлайн) обучение: занятия транслируются онлайн по расписанию очного курса. Учиться можно с компьютера или смартфона.
ПРОГРАММА
Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество. Программа содержит практический инструментарий, дает реальные знания и подробный алгоритм действий.
Ключевые вопросы программы:
- Наставничество как часть программы адаптации новых сотрудников. И зачем это бизнесу?
- Наставничество для разных категорий сотрудников (молодые специалисты, опытные новички, работники из других подразделений). Особенности адаптации и наставничества для разных возрастов и поколений.
- Структура процесса «Наставничество».
- Наставник – залог успеха и главный элемент системы.
Отработка практических навыков и закрепление полученных знаний предусмотрены в формате разбора кейсов и практикумов:
-
Кейс: Технологии передачи профессиональных и иных навыков молодому персоналу: опыт современных российских предприятий.
-
Практикум: Подготовка аттестации для оценки профессиональных навыков и квалификации сотрудников.
-
Практикум: Выработка модели компетенций наставников, достаточных для эффективного обучения и помощи сотрудникам на рабочих местах.
1. Наставничество как система.
- Место наставничества в системе управления персоналом предприятия. Выгоды и преимущества наставничества. Основные цели и задачи системы наставничества. Ограничения наставничества.
-
Кейс: Технологии передачи профессиональных и иных навыков молодому персоналу: опыт современных российских предприятий.
-
Кто за что отвечает: Разграничение ролей и зон ответственности в процессе наставничества: за что отвечают HR, Непосредственный руководитель (НР), Вышестоящий руководитель (ВР), Наставник, Стажер, другие службы (какие?).
- Задачи, функции и ответственность Наставника. Его права и обязанности.
- Каким должен быть хороший наставник: компетенции, мотивация, личные качества. Наставничество – как этап карьеры опытного сотрудника: наставничество как способ развития будущих руководителей и как роль для опытного специалиста-советника.
- Ответственность и права Стажера.
- Две стороны эффективности наставничества: показатели эффективности Системы наставничества в целом и эффективности Наставников. Как повышать эффективность системы наставничества.
2. Структура процесса «Наставничество».
-
Андрогогика – особенности обучения взрослых. Факторы эффективности обучения.
- Стили обучения.
- Типы обучающихся. Особенности мотивации на обучение у стажеров разных поколений (молодые vs зрелые сотрудники).
- Процесс развития навыка: От неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности.
- Алгоритм передачи новых способов действия.
- Особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
- Проведение занятия с подопечным: выбор форм, методов, содержания. Цикл Колба.
- Подведение итогов наставничества: как оценить результаты обучения.
3. Выявление потребности в обучении Стажера.
- Профиль должности. Матрица ЗУН (Знания-Умения-Навыки).
- Определение основных знаний и навыков, необходимых для передачи ученику.
- Определение этапов обучения и оценки усвоения знаний и навыков.
- Цели обучения по SMART. Критерии эффективности обучения.
- Стандарты производительности работы сотрудника: оценка текущей производительности и соответствия стандартам.
-
Практикум: Подготовка аттестации для оценки профессиональных навыков и квалификации сотрудников.
4. Инструменты наставничества:
- Вводная беседа и заключение «контракта». Создание мотивации на обучение.
- Индивидуальный план развития сотрудника. Методы развития МС (Молодых специалистов) в процессе наставничества.
-
Постановка задачи по SMART (Практикум: формулировка личных/рабочих SMART целей, обсуждение).
-
«Пятилистник Наставничества» (Упрощенная версия: «Расскажи-Покажи-Сделаем вместе»).
-
Контроль – как инструмент оценки работы и развития Стажера. Три вида контроля. Пять способов промежуточного контроля (текущего). Как подводить итоги рабочего дня в процессе наставничества. Промежуточный контроль на испытательном сроке – четыре этапа.
-
Обратная связь в работе наставника. Виды обратной связи: развивающая и корректирующая (и какую как применять). Цели и эффекты обратной связи. Принципы правильной обратной связи. Пять уровней обратной связи. Фокус на решениях. Коучинговая модель PARLA для обратной связи.
-
Искусство коммуникации – продвинутый уровень:
- Барьеры коммуникации. Невербальная коммуникация. Техника вопросов. Техника активного слушания.
- Аргументация по методу ТАП: Тезис – Аргументация – Подкрепление. Отличия факта от мнения.
- Как доносить информацию, чтобы быть понятым.
- Как задавать вопросы и вовлекать стажера в обучение.
- Работа с эмоциональным состоянием подопечного, управление стрессом.
-
Практикумы и ролевые игры для отработки каждого из изученных инструментов. Запись на видео и обсуждение.
5. Наставничество для разных категорий сотрудников.
- Жизненный цикл сотрудника и виды наставничества для разных его этапов.
- «Новички»: профессиональное обучение, введение в должность, адаптация в коллективе, интеграция в корпоративную культуру.
- «Опытные»: обучение по отклонениям или обучение новым ЗУН при переходе сотрудника в новое подразделение.
- «Кадровый резерв»: обучение для продвижения.
- Особенности поведения сотрудников, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
- «Отцы и дети»: Теория поколений в бизнесе. Наставничество для разных возрастов.
- Х и BB: мотивация и защита от выгорания для возрастных сотрудников.
- Y и Z: понять, привлечь, адаптировать и удержать молодежь.
-
Типы трудовой мотивации (по В. Герчикову). Ценности и установки сотрудника. Создание мотивации на обучение в зависимости от типа сотрудника.
-
Наставничество, менторинг и коучинг: различия, особенности использования, применение отдельных техник в процессе наставничества. Модель GROW.
6. Наставничество как элемент системы адаптации новых сотрудников. Три вида адаптации: профессиональная, физиологическая, культурная (социальная). Кто может и должен помочь наставнику в адаптации новичка.
7. Наставник – залог успеха и главный элемент системы.
-
Профиль наставника: ценности и мотивация. Профессиональное мастерство.
-
Модель компетенций наставника. Умение планировать свою деятельность, ставить задачи обучаемому, мотивировать, доносить информацию, контролировать, корректировать его работу и давать обратную связь. Коммуникативные навыки. Типичные ошибки наставников и способы их преодоления.
-
Практикум: разработка ИПР (собственного) на трехлетний и годичный период. Каскадирование долгосрочных жизненных целей в краткосрочные рабочие цели (годовые). Анализ и обсуждение: почему наши цели достигаются не всегда и как с этим работать?
-
Развитие личностных и профессиональных качеств наставников. Способы развития личностных качеств: доброжелательности, ответственности, требовательности, терпения и тактичности.
- Способы повышения авторитета наставников среди коллег. Формирование желания передавать свой опыт «подрастающему поколению». Этический кодекс наставников.
-
Оценка эффективности работы наставников. Критерии эффективности. Факторы, определяющие эффективность наставников.
-
Мотивация наставников. Система оплаты труда наставников. Сочетание материальных и нематериальных форм поощрения наставничества.
-
Групповое обсуждение: а что мотивирует нас? Почему я хочу (не хочу) быть наставником. Что может заинтересовать опытных рабочих заниматься наставничеством на нашем предприятии.
8. Завершение курса – рефлексия и групповая работа: Обратная связь от каждого участника другим участникам (отработка навыка развивающей обратной связи).
Информация предоставляется по запросу.