Руководители и лидеры — разные фигуры в менеджменте, их влияние на организацию также различается, несмотря на то, что каждый из них ставит своей задачей достижение единых целей компании, но инструменты и механизмы их достижения различны.
Не каждый руководитель является лидером, и не каждый лидер становится руководителем, хотя это очень желательно и иногда совпадает. Руководство вообще часто относят к отдельной профессии: руководитель должен уметь планировать работу и организовать процесс, делегировать задачи и контролировать исполнение, выстраивать коммуникацию и анализировать результаты. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции: управление ценностями, убеждение и влияние, мотивация и развитие подчиненных. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе и не сможет повести за собой.
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, поэтому он обладает формально регламентированными правами и обязанностями. Руководитель несёт юридическую ответственность за деятельность группы, определяет систему наказания и поощрения своих подчинённых, а также представляет группу в других организациях.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. Лидер способен быстро и правильно оценивать ситуацию, определять цели и приоритетные задачи, точно рассчитать сроки и этапы их достижения.
Руководитель управляет работой коллектива, задействуя для этого преимущественно административный ресурс. Лидер использует неформальные ресурсы, такие как ценности, потребности группы, её ожидания и стремления.
Если официально назначенный руководитель обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива, это уже успех организации. В современных условиях постоянно растущей конкуренции требования к руководителю становятся жесткими. Сегодня уже недостаточно быть просто руководителем, необходимо наращивать лидерские компетенции.
1. Лидер или менеджер.
- В чем разница? Что нужно бизнесу? Как это развивать?
- Функции управления: Анализ, Планирование, Организация, Контроль, Мотивация.
- Диагностическое упражнение на выявление дефицитных компетенций у участников. Рефлексия.
2. Управленческий анализ и принятие решений.
- Типы и способы принятия решений.
- Анализ ситуации и методы выработки решений.
- Оценка рисков и альтернатив.
- Варианты решения и окончательный выбор.
3. Реализация принятого решения и контроль.
- Организация и делегирование.
- Постановка целей: типы целей, правила постановки целей в организации. Как формулировать цели, чтобы они были достигнуты?
- Кейс: Разработка целей предприятия от собственника до исполнителей.
- Контроль исполнения.
- Упражнение: Решение задачи, организация, контроль исполнения.
4. Лидерство и кадровый потенциал. Управление командой.
-
Лидерство в бизнесе. Основные теории лидерства.
- Лидер в организации: роли, ценности, функции.
- Типы лидерства и лидеров. Связь типов лидерства и задач организации.
- Компетенции эффективного лидера: Способность создавать и транслировать Видение. Формирование доверия и продвижение идей. Коммуникации и мотивирование команды. Управление на основе общих ценностей. Поддержка и развитие сотрудников.
-
Роли в команде (по Белбину). Основные и недостающие роли. Деструктивные роли.
-
Оценка персонала.
- Компетенция и компетентность. Жесткие и мягкие навыки.
- Классическая аттестация, оценка по компетенциям, оценка результативности – цели и применение каждого вида оценки.
- Оценка по компетенциям (методология CBI, STAR).
- Оценка результативности (Performance Management) – важность обратной связи от руководителя.
-
Развитие персонала.
- Развитие компетенций. Принцип «10-20-70».
- Как спланировать и организовать развитие дефицитных компетенций на рабочем месте.
- Индивидуальные планы развития.
-
Работа в группах: оценка своих сильных качеств руководителя и зон развития. План развития своих дефицитных компетенций.
-
Управление Талантами и Управление Преемственностью – современный подход к работе с кадровым резервом. Два взаимопроникающих процесса: «про людей» и «про организацию».
- Матрица талантов «Результативность-Потенциал». HiPo и HiPro – как определять, развивать, мотивировать и удерживать наиболее перспективных сотрудников.
- Управление кадровым резервом – как не потерять преемников.
- План действий в отношении «проблемных» сотрудников.
- «Ключевые сотрудники» – кто они? «Талант», «Резервист» и «Ключевой сотрудник» – в чем разница?
- Обсуждение: проблемы работы с кадровым резервом на предприятиях участников. Работающие способы удержания ключевых сотрудников. Особенности работы с проблемными сотрудниками.
5. Мотивация команды.
- Мотивация – сквозная функция управления.
-
Материальная мотивация.
- Оплата труда как мотивирующий фактор. «Принцип внешней и внутренней справедливости». Принцип «Оплата за результат».
- Системы оплаты труда для повышения результативности рабочих, специалистов, руководителей.
-
Нематериальная мотивация.
- Как управлять вовлеченностью сотрудников: опросы и анализ вовлеченности, план улучшений.
- Мотивация сотрудников разных поколений: Baby-Boomers, X, Y и… Z. Что делать работодателю в эпоху войны за таланты?
6. Навыки коммуникации для руководителей.
- Законы коммуникации.
- Пять основных навыков коммуникации.
- Обратная связь как способ мотивации сотрудников: поддерживающая и корректирующая обратная связь.
- Отработки навыков коммуникации и обратной связи (групповые и парные упражнения).
7. Практические занятия. Ответы на вопросы. Подведение итогов. Персональные цели участников по развитию навыков управления и мероприятий по их развитию.
Занятия проводят ведущие специалисты-практики региона, консультанты по стратегическому развитию и управлению персоналом, бизнес-тренеры, специализирующиеся на развитии лидерских компетенций.
Информация предоставляется по запросу.
Даты начала обучения не определены.