Курс, семинар, тренинг Практика антимонопольного регулирования: актуальные вопросы применения и судебного толкования новых норм, разъяснения ФАС России

Даты обучения

Продолжительность:
1 день (8 часов)

Стоимость обучения:

25 200 р.
Записаться на курс
Добавить к сравнению

В 2023 году были приняты нормы «пятого антимонопольного пакета» (ФЗ от 10.07.2023 №301-ФЗ), ужесточена ответственность за повторное невыполнение акта ФАС и для участников картелей. За последние годы антимонопольной службой было возбуждено несколько сотен дел по различного рода антиконкурентным соглашениям. Как защититься от обвинений в недобросовестной конкуренции? Каковы пределы вмешательства антимонопольного органа в хозяйственную деятельность? Как снизить риск привлечения к административной ответственности?

Цель семинара рассмотреть новые практики ФАС РФ, кейсы с нарушениями, разобрать особенности подготовки экономических заключений в рамках возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства; злоупотреблении доминирующим положением с учетом позиций, сформулированных в судебной практике, дать рекомендации для снижения рисков нарушений Федеральных законов 135-ФЗ «О защите конкуренции», 44-ФЗ «О контрактной системе», 223-ФЗ «О закупках».

Семинар предназначен для руководителей юридических подразделений, специалистов и руководителей
комплаенс-служб и риск-менеджмента, внутреннего аудита, руководителей юридических департаментов предприятий и организаций, государственных корпораций и госкомпаний; компаний, являющихся субъектами естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Для выступления приглашены: ведущие эксперты/практики отрасли.

Программа курса

  • Новое в антимонопольном регулировании, новеллы 2024 года. Пятый антимонопольный пакет (ФЗ от 10.07.2023 №301-ФЗ). Изменения КоАП РФ (ФЗ от 04.08.2023 №426-ФЗ). Правовые подходы ВС РФ к применению норм антимонопольного законодательства: базовые позиции ПП ВС №2 от 04.03.2021. Трансформация полномочий антимонопольного органа. ведомственная апелляция ФАС (правовые позиции): риск-ориентированный подход проведения проверок.
  • Антиконкурентные соглашения и согласованные действия: практика выявления и доказывания. Соглашение в антимонопольном законодательстве. Классификация соглашений. Соглашения и согласованные действия. Картели. Классификация. Примеры. Вертикальные соглашения. Допустимость соглашений. Иные соглашения. Незаконная координация экономической деятельности. Соглашения с участием органа власти. Соглашения с заказчиком (организатором) торгов. Экономические методы выявления и доказывания. Соглашения об эксклюзивности и неконкурировании с точки зрения антимонопольного законодательства. Применение ст. 178 УК РФ к соглашениям, ограничивающим конкуренцию. Торговые практики. Согласование договоров с антимонопольными органами. Отмена иммунитета для подконтрольной группы лиц. Незаконная координация деятельности на рынке. Дистрибьюторские соглашения.
  • Практика выявления антиконкурентного сговора для установления и поддержания высокого уровня цен. Итоги проверочных мероприятий. Анализ полученной ФАС информации. Результаты антикартельных проверок торговых сетей. Подходы ФАС к оценке методов ценообразования. Причины необоснованного повышения цен.
  • Меры ФАС России по контролю и противодействию завышению цен (в строительстве, на товарных рынках, федеральных торговых сетях, где происходит необоснованное повышение стоимости социально значимых продовольственных товаров, на рынке ремонтных работ, арматуры, услуг связи, при поставках угля и др.).
  • Группа лиц: практические вопросы определения. Схемы построения; подходы к раскрытию; оформление перечня лиц, входящих в группу; последствия включения лица в группу. Контроль сделок, соглашений, согласованных действий внутри группы лиц. Допустимость координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Допустимость соглашений группы лиц. Возможность косвенного влияния.
  • Злоупотребление доминирующим положением: текущие подходы ФАС России к анализу рынков Анализ состояния конкуренции на цифровых рынках. Условия признания хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке. «Сетевые эффекты» и «цифровые платформы». Коллективное доминирование. Злоупотребление доминирующим положением на цифровых рынках. Ответственность за злоупотребление доминирующим положением
  • Риски нарушения антимонопольного и уголовного законодательства при взаимодействии с иными участниками рынка. Картели и иные сговоры. Практика и тенденции.
  • Практика применения санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Основания для выдачи предписания, предупреждения, предостережения. Разновидности поведенческих предписаний. Предписания о заключении, изменении и расторжении договоров и их значение для других аналогичных договоров нарушителя. Порядок взаимодействия с антимонопольными органами при получении запросов о предоставлении информации. Разновидности административного наказания. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Практика расчета и применения оборотных штрафов. Соотношение взыскания незаконно полученного дохода и оборотного штрафа. Применение ст. 178 УК РФ к соглашениям, ограничивающим конкуренцию; злоупотребления единственных поставщиков ГОЗ доминирующим положением. Судебная практика защиты от включения в РНП. Пределы вмешательства антимонопольного органа в хозяйственную деятельность нарушителя при выдаче предписания. Взаимодействие с антимонопольными органами при поступлении от них запросов о предоставлении информации; особенности проведения проверок.
  • Антимонопольный контроль в сфере экономической концентрации Сделки, подпадающие под необходимость согласования с антимонопольным органом; новеллы в пороговых значениях и порядке рассмотрения ходатайств. Введение в закон института «заключения об обстоятельствах ходатайства» о даче согласия на осуществление сделки и иного действия. Виды предписаний, выдаваемых антимонопольным органом при согласовании сделки. Последствия нарушения требований о согласовании. Согласование сделок в отношении стратегических обществ и иные антимонопольные аспекты сделок M&A., подлежащих антимонопольному контролю
  • Параллельный импорт: пределы исчерпания исключительного права на средства индивидуализации, новеллы российского законодательства в условиях санкций. Соотношение недобросовестной конкуренции и параллельного импорта. Изменения в правовом регулировании. Параллельный импорт, в том числе в автомобильной промышленности, фармацевтике, продуктах питания, продаже бытовой техники, одежды
  • Антимонопольное регулирование в закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ): общие и специальные требования к конкурентным способам закупок, квалификация действий (бездействий) заказчиков, комиссий как нарушение требований статьи 17 Закона № 135-ФЗ; субъекты нарушения антимонопольных требований к закупкам; заключение договоров с единственными поставщиками как нарушение требований закона № 135-ФЗ, примеры из практики ФАС России и судебной практики; тенденции расследования картельных сговоров в рамках государственных закупок; особенности рассмотрения дел, вытекающих из нарушения правил публичных закупок, примеры из практики; признание сделок недействительными и иные иски как последствия нарушения антимонопольного законодательства.
  • Анализ типичных ошибок действий заказчиков при проведении закупочных процедур в соответствии с ФЗ 44-ФЗ, выявляемые в ходе рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок. Обзор практики рассмотрения вопросов о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков. Порядок обжалования решений ФАС России и ее территориальных органов. Обзор судебной практики применения ФЗ 44-ФЗ: требования документации, ограничивающие количество участников; порядок применения ПП РФ №99.
  • Новый порядок торгов на аренду государственной и муниципальной собственности исключительно в электронной форме на специализированных площадке ГИС ТОРГИ. Приказ ФАС России от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества». Заключение в электронной форме договоров по аренде государственного и муниципального имущества.
  • Сложности проведения и участия в публичных закупках Особенности выявления нарушений правил публичных закупок, проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Законом № 44-ФЗ. Проблемные вопросы установления требований к участникам закупок (в том числе с учетом положений антимонопольного законодательства), применения национального режима (ст. 14 Закона № 44-ФЗ), рассмотрения заявок (в том числе письмо ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23), исполнения контрактов, включения и исключения из РНП (ПП РФ от 30.06.2021 № 1078) при проведении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Выявление признаков ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) ФАС России с использованием цифровых инструментов мониторинга закупочных процедур.
  • Методические рекомендации по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Методологические основы применения антимонопольного комплаенса. Методы выявления и оценки антимонопольных рисков. Риск-ориентированное планирование и построение внутреннего контроля.

Преподаватели

Высококвалифицированные эксперты и практики отрасли
Информация предоставляется по запросу

Даты и места проведения

Похожие курсы

Посмотреть все похожие курсы

Мы бесплатно подберем для Вас подходящие курсы.

 Подборка курсов на e-mail
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪