Курс, семинар, тренинг
Тренинг для тренера
Программа курса
Тренинг для тренера
18 января по 18 февраля 2010 года по рабочим дням с 17.00 до 20.00
Тренер: Шикалова Марина Викторовна (г.Ижевск)
Цель: Сформировать у участников основные компетенции тренера, научить их самостоятельно проводить тренинги, подбирать методический материал, управлять групповой динамикой, определять критерии эффективности тренинга и проводить супервизии.
Если сравнить профессию тренера с другими, то она ближе всего к профессии актера, психолога-консультанта и менеджера или, как часто утверждают сами тренеры, является сочетанием всех этих профессий.
До сих пор актуален вопрос: хороший тренер – это человек, отлично знающий технологии или обладающий Божьей искрой? Задавали этот вопрос многим, и основное мнение таково – знание технологии.
«Тренинг для тренера» – специально созданная и особым образом выстроенная учебная программа, в которой сертифицированный коуч в тренинговом формате передает секреты своего мастерства, технологии и навыки другим тренерам.
В результате обучения Вы получите:
+ Разрабатывать и проводить яркие, эффективные тренинги на любую тематику в соотвествии с запросом компании!
+ Проводить предтренинговую диагностику и организовывать обучение в компании с "нуля"
+ Управлять групповой динамикой и свободно работать с "трудными" участниками
+ Оценивать эффективность системы обучения
+ Проводить пост-тренинговые мероприятия после окончания тренинга
Дополнительный бонус участникам:
-подробный методический материал в распечатанном и электронном виде для формирования авторских программ;
- дополнительный материал для составления красочных мини-лекций: 100 упражнений и деловых игр в электронном виде;
- коллекцию тематических разминок, упражнений для поднятия групповой энергии;
Стоимость всего курса – 18500 руб.
Программа тренинга:
1. Личностные установки тренера.
1.1.Что такое личностный рост и успех бизнес-тренера?
1.2. Установки успешного тренера. Основа моей уверенности - во мне самом Установки успешного тренера. Коррекция личностных установок на победы и успех.
1.3. Кто я и как меня видят другие? Секреты имиджа успешного тренера.
Как создать гармонию между нашим внутренним миром и нашим поведением? Как производить впечатление успешного человека, чтобы получить лучшую работу? А самое главное, как чувствовать себя успешным?
2. Групповая динамика в группе
2.1. Законы управления групповой динамикой. Стадии развития группы, управление группой на каждой стадии. Особенности работы тренера с различными группами («новички», «продвинутые», «топ-менеджмент» и т.д.). Мотивация на обучение.
• Законы групповой динамики, основы проектирования групп, стадии развития групповой динамики.
• Управление групповой динамикой: упражнения, процедуры, ритуалы.
• Виды групп («новички», «продвинутые», «топ-менеджмент» и т.д.). Особенности работы тренера с разными группами. «Фишки» тренера в управлении групповой динамикой для каждой группы
• «Продвинутая» группа и её отличие от «аудитории» и коллектива
• Особенности «корпоративных» и «сборных» групп. Распределение ролей в группе обучающихся и роль тренера
• Методы диагностики состояния группы. Поло-ролевые особенности обучающихся
• Как замотивировать на обучение различные виды групп
• Диагностика самооценки и уровня профессиональных притязаний группы. Работа с повышенной и пониженной самооценкой группы
• Корпоративный» уровень притязаний. Понятие о групповой тревоге. Базовые установки на «зависимость» от тренера, «конфронтацию»/ «уход», «объединение». Фазы развития малой группы
• Проблемы борьбы за лидерство в группе, конкуренции, фазы агрессии, распределения ролей в группе, их значимость для эффективной работы группы. Осознавание групповой динамики и своей роли в ней как обязательное условие эффективного тренинга
• Приёмы усиления и ускорения динамики групповых процессов. Создание атмосферы доверия.
2.2. Мастерство тренера в управлении групповой динамикой
• Коммуникативная компетентность, личностный стиль и ресурсы тренера. Пристройки, мобилизация, способы словесного воздействия. Наступательность и управление инициативой в работе тренера.
• Актерское мастерство как арсенал тренера: Умение моментально войти в образ и существовать в нем. Импровизация в работе тренера. Сознательное управление своим поведением и эмоциями
• Собственные ресурсные состояния тренера
• Внутренняя уверенность – свобода и легкость ведения группы.
3.Формирование тренерских навыков.
3.1.Коммуникативая компетентность тренера.
Тренер как «отправитель» информации. Структура передаваемой информации. «Воронка понимания». Тренер как «получатель» информации. Активное слушание в работе тренера. Умение задавать уточняющие вопросы.
3.2. Развитие навыков выступлений и презентаций.
Основы ораторского искусства. Навыки управления голосом. Песня тренера: использование особенностей голоса. Вербальные и невербальные манеры поведения.
3.3. Эмоциональная компетентность тренера.
Понимание своих эмоций. Умение контролировать свои эмоции. Самомотивация. Правильное «прочитывание», распознавание эмоций у других (эмпатия). Умение строить отношения с окружающими.
3.4. Подготовка раздаточного материала и презентаций для тренинга
Информация для раздаточного материала (специальная литература, Интернет-материалы, общение с экспертами). Выбор формата раздаточного материала.
Объем раздаточного материала. Составление списка рекомендуемой литературы
4. Основные этапы проведения тренинга.
4.1.Открытие тренинга (содержание и процесс).
Методики начала тренинга, способы представления участников, сбор ожиданий, установление рабочих правил, установка на продуктивную работу.
4.2.Рабочая часть (реализация программы тренинга).
Создание эмоционального климата, режиссура игровых моментов, рефлексия, модерация, игры, анализ ситуаций, групповая дискуссия. Работа со сложными участниками.
4.3. Завершение тренинга (эмоциональный и содержательный итоги).
Анализ результатов тренинга и обратная связь. Оценка эффективности программы, определение задач посттренингового сопровождения.
5.Ключевые методы и инструменты тренера.
5.1.Методы коучинга в тренерской работе.
Логические уровни в тренинге. Методы создания доверительных отношений в групповом взаимодействии. Модель GROW. Метод "сильных вопросов".
5.2. Развивающая обратная связь.
Структура и форма подачи. Реакция на обратную связь. Стрессоустойчивость бизнес-тренера.
5.3. Модерация тренинга.
Позитивный эффект модерации, техника модерации, работа с конкретным примером модерации, отработка навыков модерации. Сочетание теоретического материала и практических упражнений. Игровой элемент в тренинге. «Разогревающие» игры и психотехники. («Ледоколы»).
5.4. Посттренинговое сопровождение.
Анкеты обратной связи. Четырехуровневая модель Киркпатрика – инструмент оценки результатов обучения. Выводы. Вопросы
6. Видиообратная связь на тренинге
6.1. Особенности применения видео на тренинге.
Структура тренинга и место в ней видеоразбора; цели и задачи применения видео в тренинге; использование видео в разных блоках тренинга - когда и в каких ситуациях лучше применять; сильные стороны метода и его "острые углы"; роль тренера в использовании метода; влияние видеоразбора на групповую динамику.
6.2. Видеофрагменты в процессе обучения.
Разнообразие целей метода - для проблематизации, для демонстрации материала, для "включения", разогрева группы, для организации диспута и т.д.; процедура проведения разбора видеофрагментов; алгоритм инструкции группе, организация работы группы; конструирование вопросов для видеоанализа; разработка методических материалов (чек-лист, бланк анализа).
6.3. Видеосъемка участников в процессе обучения.
Моделирование ролевых игр, упражнений под задачу (с применением съемки); процедура проведения съемки и анализа видеозаписей. Объекты анализа. Особенности использования съемки в ходе тренинга; Применение видеосъемки для "шлифовки" навыка; алгоритм обратной связи.
7. Секреты тренинговой кухни.
7.1. Метафоры и ритуалы в тренинге.
Их предназначение. Как приготовить вкусный и «полезный» коктейль из метафор?
7.2. Игровые занятия в тренинге.
Виды игр, их предназначение. Как создавать и подбирать игры к основной тематике тренинга. Ролевые игры: разработка ролевых игр, проведение ролевых игр, ролевая игра как элемент тренинга.
7.3. Разработка кейсов и упражнений.
7.4. Передача основных тренинговых программ
Формы работы:
• анализ конкретных ситуаций
• дискуссии
• индивидуальные задания
• мини-лекция
• работа над собой
• практические задания
• разбор кейсов,
• бизнес – симуляции и ролевые игры
• демонстрационные сессии.
Отзывы о программе «Тренинг для тренера» 2009 г.
«Мне очень понравилось, что в ходе обучения мы разобрали работу со сложными участниками тренинга, как подготовить тренинговую тетрадь, для чего нужно разбирать ожидания участников тренинга. Разбор этапов тренинга был необходим, так как приходит понимание временных рамок тренинга, последовательности проведения деловых игр и дискуссий. В ходе тренинга составили схемы работы над программой для разных тренинговых групп, выделили, что для них является самым главным в тренинге. А деловые игры, которые мы разобрали на занятиях будут замечательным подспорьем в моей будующей работе. Спасибо.»
Балыбердина Ольга
психолог ОАО «ИЭМЗ «Купол»
«Пришло понимание того, как надо работать на тренинге с персоналом (что? как? и куда его «двигать»). Поняла, почему был неудачен прошлый опыт проведения тренинга в компании. Спасибо»
Васильева Анна
директор компании «Диксис»
«Для меня на тренинге было актуальным все: диагностика группы, которая будет на тренинге, подготовка для данной группы программы тренинга, периодичность проведения тренингов, проведение психогимнастических игр и разминок, составления кейсов.»
Капустина Ольга
менеджер по развитию персонала ООО «Аптека «Будь здоров»
«Все структурировано и понятно. Есть понимание, с чего начинать».
Неклюдова Яна
заместитель директора по персоналу ООО «Формат Мастер»
Преподаватели
Шикалова Марина Викторовна
Даты и места проведения
Даты начала обучения не определены.