Современная ИТ-служба выполняет одну из ведущих функций в любой компании. Цифровизация выходит на первое место по приоритетам в рамках проектов, потому что digital-стратегия позволяет компаниям выходить на новый уровень, а иногда и просто удержаться на своей позиции. Построение эффективного менеджмента в области ИТ входит в число приоритетных стратегических задач на предприятии, включая в себя такие направления как реализация цифровых проектов, управление командами разработчиков, организация работы ИТ-отдела и выстраивание корпоративной политики.
Программа поможет специалистам ИТ-служб структурировать знания в области управления проектами и взаимодействию со стейкхолдерами, а руководителям и администраторов проектов — раскрыть основные алгоритмы формирования и развития команд.
В результате обучения вы:
-
получите новые актуальные инструменты организации работы ИТ-службы
-
освоите современные практики управления проектами в области ИТ
-
систематизируете информацию о процессах и этапах создания продукта
-
сможете оценивать ресурсы, необходимые для создания продукта
-
научитесь формировать и мотивировать команду разработчиков ПО в зависимости от целей компании
-
наладите коммуникации между всеми стейкхолдерами ИТ-процессов и цифровых проектов
-
определите модель компетенций и план развития ИТ-специалиста
-
установите необходимые условия успешной коммуникации внутри проектной группы
-
выстроите организационную структуру ИТ-специалистов и сможете курировать их работу
-
актуализируете знания по информационному и кадровому обеcпечению ИТ-отдела
День 1
Управление проектами в области ИT
Введение. Управление проектами как дисциплина. Обзор методологий управления проектами. Особенности управления ИТ-проектами и продуктами
-
Принципы гибкой разработки программных продуктов. Особенности формулирования целей. VUCA-принципы: изменчивость, неопределенность, неоднозначность, сложность
-
Итеративный и инкрементный подход к разработке продуктов. Agile-подходы. Обзор фреймворков: Scrum, Kanban, Lean, XP
-
Планирование в Scrum. Групповая работа: планирование в командах по проектам участников: задел и упорядочение спринта, задел и упорядочение продукта
-
Принцип самоорганизации. Роли в Scrum: владелец продукта, скрам-мастер, скрам-команда. Модели компетенций ролей. Определение дефицита компетенций: Карта звездного неба. Групповая работа
Практикум «Групповая работа: заполнение Canvas Agile Team»
Видение продукта. Минимально функциональный продукт
-
Техники формирования видения: прототипирование и макетирование, персоны и сценарии, визуализация, модель Кано
-
Как составить дорожную карту продукта: принципы, ошибки, лайфхаки
Практикум «Групповая и индивидуальная работа: разработка дорожной карты продукта»
Daily Scrum и рестроспектива: правила проведения
-
Основные форматы для проведения ретроспективы. Цикл PDCA как основа анализа спринта
-
Достаточная степень детализации: как определить достаточность?
-
Как оценить объем необходимых ресурсов для выполнения работ?
-
Расстановка приоритетов: Agile Poker planning. User’s Stories. I.N.V.E.S.T. принцип на практике
Работа с нефункциональными требованиями
-
Описание
-
Форматы интервью для сбора требований
Практикум «Групповая и индивидуальная работа: сбор требований и разработка журнала US»
Организация процесса планирования продукта. Что делать Scrum-мастеру?
-
Участие в планировании спринта. Scrum-board: как понять, что будет происходить во время спринта?
-
Управление командными обсуждениями во время спринта? Вопросы для управления конфликтами внутри команды. Вопросы для выявления индивидуальных сложностей. Принцип безоценочности
-
Правила проведения летучек. Роль Scrum-мастера до, во время и после летучек
-
Как управлять ретроспективой? Фишки, вопросы, материалы, фасилитационные техники. Цикл PDCA
-
Работа с информацией. Планирование своей работы после проведения церемоний
Практикум «Групповая и индивидуальная работа: разработка индивидуального плана развития Scrum-мастера»
Kanban: принцип управления потоком. Деловая игра. Планирование в Kanban: Kanban-board, принцип WIP (work in progress)
-
Принципы Kanban: эволюционное развитие, лидерство на всех уровнях
-
Принцип формирования команды. Основные отличия Kanban и Scrum
-
Практики Kanban: визуализация, work in progress, управление потоком, петли обратной связи, как найти опорную точку?
-
Форматы Kanban-досок. Алгоритмы разработки доски. Реализация функции мониторинга и контроля
День 2
Специалист ИТ-службы
Функции специалиста ИТ-службы, службы поддержки пользователей
-
Портрет специалиста. Ценности, компетенции, намерения
-
Пирамида Дилтса. Определение своей личной миссии в рамках ИТ-службы
Практикум «Оценка в группе по модели компетенций ИТ-специалиста. Разработка индивидуального плана развития (сквозное упражнение через весь день)»
Понимание продукта: что необходимо знать о продукте, чтобы эффективно его разрабатывать и внедрять? Непрерывное исследование рынка и продуктов
-
Принципы протототипирования. Минимально жизнеспособный продукт (MVP): как перестать перфекционировать?
-
Этапы подготовки к тестированию продукта
Практикум «Деловая игра для отработки инструментов. Первый раунд»
Личное планирование
-
Прокрастинация в ИТ
-
Специфика отраслевого тайм-менеджмента
Управление соответствием продукта и ожиданиями стейкхолдеров. Особенности взаимодействия с заинтересованными сторонами проекта
-
User storie’s. Форматы сбора требований
-
Упорядочение целей и приведение их в должный ИТ-вид
Практикум «Деловая игра для отработки инструментов. Второй раунд»
Эмоциональный интеллект специалиста службы поддержки пользователей
-
Синдром эмоционального выгорания. 6 типов мышления внутри ИТ-функции. Триггеры выгорания для каждого типа
-
Что необходимо сделать, чтобы не выгореть? Инструменты гибкого управления ИТ-проектами как профилактика выгорания
-
Управление конфликтами. Как разговаривать с агрессивными стейкхолдерами? Как разговаривать с токсичными участниками проекта?
Практикум «Деловая игра на отработку инструментов решения конфликтных ситуаций»
Основные принципы работы службы поддержки пользователей
-
Принцип обратной связи
-
Принцип «сухого слова»
-
Принцип невмешательства
Возможности карьерного роста специалиста ИТ-службы
-
Employee Journey Map. Карта пути сотрудника ИТ-службы
-
Карьерные возможности и модель компетенций специалиста
Практикум «Определение возможностей развития внутри проекта/компании. Индивидуальная работа»
Коммуникации внутри проекта и за его пределами
-
Особенности коммуникации внутри ИТ-проекта
-
Устная коммуникация. Как уметь договариваться? Как вовлечь стейкхолдеров в качественное и добросовестное выполнение своих обязанностей, когда ты не руководитель?
-
Письменная коммуникация. Как писать о важном легко? Как писать профессионально, но понятно? Пирамида Минто. Правила деловой переписки
-
Особенность коммуникаций в мессенджерах
-
Правила комментинга в task-менеджерах
-
Презентация. Типология стейкхолдеров. Как подобрать эффективный формат презентации? Что должно быть на слайде? Презентация в стилях: hard-rock, zen, галстук, котики, статистика. Как комбинировать?
Практикум «Формирование библиотеки лучших практик в рамках проектных коммуникаций»
День 3
Управление командой разработчиков ПО
Принцип самоорганизации. Как управлять, не нарушая идеи плоского менеджмента
-
Распределение ответственности. Кроссфункциональность. Т-образные навыки. Методы определения дефицита компетенций в команде
-
Подбор и оценка команды. Алгоритм подготовки к собеседованию и скрипт проведения интервью по компетенциям
-
Нематериальная мотивация в команде. Поведение руководителя. Внедрение культуры ответственности и уважения
Практикум «Проведение интервью в команде (парная отработка)»
Продуктовые команды
-
Состав команды. Функциональные роли. Правила и ограничения
-
Полномочия и ответственности в команде. Отчетность. Программные продукты для управления исполнением
-
Цикл управления исполнением в продуктовых командах: УКЦП (управление кризисными цифровыми продуктами)
-
Менеджер команды. Тесная связь с потребителем
Практикум «Формирование идеальной команды. Трехцветовая культура»
Лидерство в команде ИТ
-
6 стилей лидерства в продуктовой команде: либеральный, транзакционный, авторитарный, трансформационный, лидер-слуга, харизматический
-
Какой тип лидерства включать, и на какой фазе жизненного цикла продукта он работает лучше всего
Практикум «Индивидуальная самооценка по модели ИТ-лидера»
Командные сессии. Креативный подход к решению задач
-
Мозговой штурм. Правила проведения. Структура проведения Мозгового штурма: 6 шляп де Боно, PDCA, метафорические карты
-
Стратегические сессии: структура проведения сессий. Принцип ФАМЕМО. Фасилитация, модерация, медиация
Работа с сопротивлением специалистов и внешних стейкхолдеров
-
Классификация корпоративного скепсиса
-
Токсичные члены команды. Что делать с хорошим специалистом, но так себе человеком?
Практикум «Отработка сопротивлений по своим проектам изменений»
Внедрение культуры непрерывного совершенствования. Развитие и обучение в команде
-
Assessment в команде продукта. Оценка профессиональных компетенций с помощью бизнес-симуляции
-
Определение зон развития. Отработка обратной связи. Планирование обучения. Как обучение специалистов отражается на общем плане проекта и на его возможностях?
Практикумы:
-
Упражнение «Бизнес-стимуляция: оценка компетенций (парно или индивидуально)»
-
Кейс «Разработка библиотеки лучших практик развития проектных команд»
Наумов Дмитрий Анатольевич
Кандидат технических наук, MBA, CDO российского вендора по аналитике процессов и программной роботизации RPA Руми, директор по цифровой трансформации, ментор, эксперт по информационной безопасности, управлению цифровыми продуктами
Профессиональный опыт
-
2022 — н.в. — Руми директор по цифровым технологиям и трансформации
-
2020 — н.в. — «Россельхозбанк», директор по цифровой трансформации
-
2018–2020 — «Сбербанк», иисполнительный директор по цифровой трансформации процессов банка
-
2014–2017 — «Сбербанк», руководитель технологической трансформации банка, руководитель направления центра технологических инноваций
-
2006–2019 — «Эдвайзер» ООО Информационный центр, нначальник отдела информационных технологий и защиты информации
-
2012–2014 — Jt Infosystems, Архитектор систем FRMA (выявление мошенничеств)
-
2010–2012 — Moscow Industrial Bank, департамент безопасности
Профессиональные компетенции
-
Формирование и управление реализацией стратегии цифровой трансформации
-
Создание и ИТ-поддержка новых Digital направлений бизнеса
-
Оптимизация бизнес-процессов, адаптация и масштабирование, выстраивание ИТ процессов
-
Управление финансовыми и продуктовыми показателями
-
Разработка, защита и реализация бизнес-стратегий
-
Agile, Scrum, PMI
-
Формирование амбициозных и результативных команд (Human Capital), опыт управления большими командами (включающих disrupt, change и support)
Выступления и публикации
Публикации по актуальным вопросам в изданиях: Инвест-Форсайт, Лучшие спикеры, Tadviser, Директор по персоналу, РБК
Образование
-
2021–2022 — PwC Academy, Master of Business Administration
-
2005–2008 — Тульский Государственный университет, кандидат технических наук
-
2000–2005 — Тульский Государственный университет, специалист по защите информации