Программа семинара
Сессия 223-ФЗ: 25-26 мая 2021 г. (Авторский семинар Бабунова С.В.)
«Ключевые изменения в 223-ФЗ. Квотирование. Рекомендации по актуализации Положения о закупках. Практика подготовки технических заданий».
1-й день (25 мая 2021 г.)
- 10:00-17:30 – Работа семинара
- 13:00-14:00 – Обед
Актуализация Положения о закупках (223-ФЗ):
Обязанность заказчика актуализировать Положение в части порядка проведения закупок у СМСП (452-ФЗ от 22.12.2020).
Рекомендации и примеры разделов для доработки Положения в части:
- нового порядка проведения электронных конкурсов;
- нового порядка проведения электронных аукционов;
- нового порядка проведения запроса предложений в электронной форме;
- нового порядка проведения запроса котировок в электронной форме;
- нового порядка предоставления обеспечения;
- закрытого перечня требований к участнику;
- новых требований к составу и содержанию частей заявки;
- нового порядка заключения договора и направления протокола разногласий;
- изменения оснований отклонения заявки;
- новых форм протоколов;
- квалификационного отбора.
Обязанность заказчика обосновывать НМЦД (Проект ФЗ N 1046332-7 принят в 3м чтении);
Рекомендации и примеры разделов для доработки Положения в части:
- порядка обоснования НМЦД, цены единицы ТРУ;
- порядка определения – НМЦД, формулы цены, цены единицы ТРУ, максимального значения цены договора.
- порядка определения и обоснования цены договора с единственным поставщиком.
Актуальные изменения, разъяснения, практика применения:
- Штрафы за просрочку оплаты по договорам с СМСП;
-
Новый порядок внесения сведений в реестр договоров (Приказы 173н/343н – алгоритм применения, примеры);
- Новый порядок планирования (алгоритм, примеры);
- Поправки о новом порядке предоставления поставщиком банковской гарантии;
- Квотирование (ПП РФ N 2013 от 03.12.2020) – виды и объемы, отчетность, ответственность, комментарии, поправки в правила квотирования ПП РФ от 03.03.2021 N 304 – новый порядок учета объемов;
- Новые основания закупок не регулируемых 223-ФЗ;
- Введение мониторинга закупок;
ПП 1352 в новой редакции:
- новый порядок проверки соответствия поставщика;
- новый порядок предоставления обеспечения;
- новая льготная категория участников;
- новый порядок определения срока оплаты;
- новый порядок расчета годового объема закупок.
- Новый порядок передачи информации операторами электронных площадок;
- Особенности дистанционного рассмотрения жалоб, обращений, проведения проверок;
- Требования к опыту участников закупок в рамках долгостроя (Приказ Минстроя от 21.12.2020 N 810/пр).
- Практика применения 925-ПП РФ при закупках радиоэлектронной продукции;
- Новые требования к порядку оценки заявок;
- Последствия чрезмерного усложнения инструкции по подготовке заявок;
- Новые требования к использованию в ТЗ параметров из национальных стандартов;
- Порядок и особенности проведения закупок по цене единицы Т/Р/У;
- Порядок формульного ценообразования на примере формулы на закупку топлива от ФАС;
- Порядок и особенности подтверждения страны происхождения товара (ПП 719, Приказ ТПП);
- Позиция ФАС о возможном предельном сроке действия договора;
- Товары, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению;
- 127-ФЗ от 04.06.2018 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» – практика применения;
- Право заключения договора с несколькими участниками закупки – примеры реализации;
- Сроки, основания и порядок отмены закупки. Риски и последствия неправомерной отмены;
- Два разрешенных вида рамочных договоров;
- НДС в составе цены – как проводить оценку предложений (позиции Судов, ФАС, Минфина);
- Особенности установления требований к заявке и порядку оценки коллективного участника;
- Аффилированность и конфликт интересов – понятия, практика, риски;
- Особенности закупок создания произведения архитектуры, градостроительства;
- Особенности закупок на выполнение проектных и (или) изыскательских работ;
- Случаи, когда заказчик не имеет право устанавливать обеспечение заявки;
- Правильное обоснование закупки у ед. поставщика по версии ФАС;
- Примеры успешных обжалований оснований и процедуры закупки у ед. поставщика;
- ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС;
- Особенности исполнения договора при переходе через «0» в закупках по цене единицы;
- Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ – организация и должностное лицо;
- В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд;
- В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора;
- Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика.
Результаты проверок ФАС за 2 полугодие 2020 – начало 2021 года.
- Неправомерный отказ заключать договор;
- Необоснованное отклонение по 1-м частям заявок;
- Необоснованное отклонение по 2-м частям заявок;
- Нарушения при указании товарных знаков;
- Нарушения при установлении и применении национального режима;
- Избыточные требования к победителю в проекте договора;
- Незаконный допуск участников;
- Нарушения при формировании лотов и т.д.
- Административная ответственность и обжалование постановлений о наложении штрафа;
- Способы минимизации ответственности;
- Рекомендации по взаимодействию с контрольными органами;
- Порядок и особенности проведения проверок и привлечения к ответственности.
Особенности проведения электронных закупок:
- Основные ошибки при проведении электронных закупок выявляемые при проверках;
- Дозапросы в закупках у СМСП – что можно запрашивать (практика проверок);
- Последствия ухода от электронных процедур путем дробления закупок;
- Электронные магазины малых закупок в 223-ФЗ;
- ЕАТ «Березка» – НОВЫЙ регламент, в каких случаях заказчики проводят в нем закупки;
- Обязанность отдельных заказчиков установить лимит по договорам 100/500 тыс.;
- ЭПГИС “Независимый регистратор» – видео фиксация действий в ЕИС и на ЭП;
- Практические рекомендации по проведению электронных закупок;
- Особенности проведения электронных аукционов, конкурсов, запросов котировок, запросов предложений – разбор практических примеров (анализ Положений крупнейших заказчиков);
- Примеры успешной реализации неконкурентных способов закупки в электронной форме с правом указания товарного знака (признанных соответствующими требованиям законодательства по результатам проверок).
- Практика применения ЭДО при заключении и исполнении договоров;
- Правомерные Требования к подтверждению в заявке наличия опыта и ресурсов.
Масштабный проект поправок от ФАС:
- Обязанность применять Каталог Товаров/Работ/Услуг;
- Предварительная квалификация на крупные закупки;
- Ограничение способов предоставления обеспечения;
- Закрытый перечень оснований закупки у ед. Поставщика (22 основания);
- Новое определение термина «Участник закупки»;
- Новый вид протокола и новые требования к содержанию;
- Ограничение годового объема неконкурентных процедур;
- Малые закупки у ед. поставщика только через электронные магазины – порядок проведения;
- Обжалование документации только участником соответствующим требованиям закупки;
- Электронное обжалование – порядок проведения и особенности ЭДО;
- Рейтинг деловой репутации поставщика – порядок формирования, льготы при участии;
- Регламентированный порядок оценки и предельные веса критериев;
- Регламентированный порядок определения размера штрафов;
- Регламентированный порядок исполнения договора – экспертиза, приемка, расторжение.
Иные ожидаемые поправки в 223-ФЗ в 2021 году:
- Преимущество 30% всем российским товарам, работам, услугам;
- Изменение порядка закупок у СМСП в части объемов и порога НМЦД;
- Дополнительные механизмы деофшоризации;
- Новые требования к комиссии при введении понятия «конфликт интересов»;
- Установление предельного срока оплаты по всем договорам;
- Новые основания для включения поставщика в РНП;
- Право уменьшить объем обеспечения пропорционально объема исполнения;
- Обязанность расчета начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен;
- Льготы для тех, кто готов быстро уплатить штраф за сговор;
- Проект поправок в КОАП – новые виды административной ответственности.
- Предложения ФАС и Минфина по модернизации конкурентных электронных закупок.
Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.
2-й день (26 мая 2021 г.)
- 10:00-17:30 – Работа семинара
- 13:00-14:00 – Обед
Эффективность закупок – вертикальная и горизонтальная эффективность закупок на основе результатов проверок Счетной палаты и Прокуратуры;
Нарушения при подготовке Технических заданий и обоснований Н(м)ЦД несущие риски уголовной ответственности.
Практика подготовки технических заданий. Новые правила указания товарных знаков при проведении закупок:
-
- Запрет указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
- Случаи исключения – когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
- Случаи исключения – когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
- Особенности указания товарных знаков, являющихся предметом контракта;
- Особенности указания товарных знаков используемых при выполнении работ, оказании услуг.
-
Особенности закупок ПИР и СМР, строительства «под ключ» (в т.ч. с поставкой оборудования);
- Особенности закупок «жизненного цикла»;
- Тонкости подготовки ТЗ на закупку уникальной/эксклюзивной продукции;
- Особенности описания предмета закупки по чертежу, артикулу и т.д.;
- Примеры правильного обоснования потребности в конкретном Товарном знаке;
- Обязанность заказчика предоставить полный комплект документов для исполнения договора;
- Допуск участников закупки для ознакомления с объектом – позиция ФАС и Минфина;
Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания:
- Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов;
- Порядок и особенности формирования лотов;
Правила описания Товаров/Работ/Услуг:
- когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
- термин «новый товар»;
- особенности установления требований к указанию общеизвестных характеристик;
- указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонам и др.;
Национальная система стандартизации Российской Федерации – обзор ключевых НПА;
Подтверждение соответствия продукции – декларация, сертификат, РУ.
Технические регламенты и национальные стандарты:
- Требования к продукции – ГОСТ-Р, СНиП, СанПиН и т.д.;
- Лицензии – что требуем и как проверяем;
- Интересные Требования в ТЗ, не нарушающие закон – обзор практики;
- Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.
Разъяснения ФАС по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:
- Порядок определения улучшенных характеристик товара;
- Возможность покупки товара бывшего в употреблении;
- Можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
- Можно ли требовать обслуживания товара официальным сервисным центром;
- Когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием и т.д.
Обзор актуальных результатов проверок технических заданий в том числе по вопросам:
- установление положений ТЗ – ограничивающих количество участников закупки;
- установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
- перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
- «дробление» и «укрупнение» предмета закупки;
- установления требований о соответствии Техническим условиям;
- указание требований к химическому составу товара;
- установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
- избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
- избыточные требования о наличии лицензий и допусков и т.д.
Особенности подготовки Технического задания на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг – примеры ТЗ и разбор типовых ошибок заказчиков!
Повышение эффективности подготовки Технических заданий:
- разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
- разработка типовых технических заданий;
- эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
- введение в КПЭ инициаторов показателя – «качество и своевременность подготовки ТЗ».
Практикум по подготовке Технического задания с учетом требований 223-ФЗ и 135-ФЗ:
-
Заполняем раздел – Предмет закупки;
-
Заполняем раздел – Ограничения на участие в закупке;
-
Заполняем раздел – Описание товара, работы, услуги;
-
Заполняем раздел – Описание требований к количеству, срокам, местам;
-
Заполняем раздел – Описание требований к комплектации и расходным материалам;
-
Заполняем раздел – Описание требований к обслуживанию и расходам на эксплуатацию;
-
Заполняем раздел – Описание требований к качеству;
-
Заполняем раздел – Описание требований к доп. работам и обучению;
-
Заполняем раздел – Описание требований к сроку и объему предоставления гарантий;
-
Заполняем раздел – Описание требований к передаваемой документации;
-
Заполняем раздел – Описание требований к подтверждению соответствия Поставщика;
-
Заполняем раздел – Описание требований к указанию технических параметров;
-
Заполняем раздел – Определение условий поставки/выполнения/оказания;
-
Заполняем раздел – Определение условий приемки и т.д.
Договора и экспертиза/приемка товаров, работ, услуг:
- Обзор результатов проверок прокуратурой исполнения договоров;
- Условия договора защищающие интересы сторон;
- Обзор слабых разделов проектов договоров и рекомендации по их доработке;
- Пролонгация или продление договора – отличия, условия, порядок;
- Обеспечение Гарантий;
- Требования к порядку приемки;
- Как правильно расторгнуть договор при нарушении условий;
- Примеры установления порядка одностороннего расторжения договора;
- Примеры эффективных и сбалансированных требований к срокам и качеству;
- Примеры установления в документации эффективных мер ответственности участника;
- Неправомерные условия проектов договоров!
Ответы на вопросы слушателей. Индивидуальные консультации.
Сессия 44-ФЗ: 27-28 мая 2021 г. (Авторский семинар Толстобокова О.Н.)
ГОСЗАКУПКИ-2021: новые требования, новые возможности, практика. Ошибки закупок в условиях COVID-19. Нюансы реализации нововведений Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) с учетом практики контроля и надзора за 2020 год, прогноз на 2021 год.
- 09.30-10.00 – Регистрация участников
- 10:00-17:00 – Работа семинара
- 13:00-14:00 – Обед
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ изменений Закона о КС (№ 44-ФЗ) от 30.12.2020 г. № 539ФЗ: новое основание проведения внеплановой проверки закупки с 01 июля 2021 г. и нюансы реализации
Досрочное исключение из РНП и «безусловные» нарушения условий контракта как достаточное основание для направления сведений в реестр недобросовестного поставщика;
Краткий анонс «оптимизационного» пакета поправок в Закон о КС (№ 44-ФЗ): три конкурентных способа; универсальная стоимостная предквалификация; заявка «согласие» на основе КТРУ; единая типовая форма банковской гарантии; ускоренное расторжение контракта; электронное актирование принимаемой продукции по контрактам и пр.;
1.1. Минимальная обязательная доля закупок российских товаров: квоты, особенности определения НМЦК для целей квотирования в 2021 году с учетом ПП РФ от 03.12.2020 № 2014;
1.2. Авторский мониторинг «Реализация нового обязательного перечня нормирования отдельных видов новых товаров, работ, услуг с учетом ПП РФ от 09.12.2020 № 2062 в 2021 году (ошибки ведомственных перечней, минимальных значений установленных предельных цен, нормативных затрат для сотрудников, работающих удаленно и т.п.);
1.3. Электронные первичные учетные документы (заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема, отчет о расходах подотчетного лица) с учетом требований Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н после 01 января 2021 г.;
2. Новые вызовы и возросшие риски в сфере закупок в связи с пандемией COVID-19: материалы проверок за II полугодие 2020 г. – 1 квартал 2021 г.
Пандемия коронавирусной инфекции и срочные закупки без торгов товаров не медицинского назначения, работ и услуг, не связанных с профилактикой ее распространения и ликвидации последствий (услуг по обеспечению питания, монтажа систем пожарной безопасности, установок водоснабжения, ноутбуков и т.п.): закупки не по причине обстоятельств непреодолимой силы, связанной с угрозой распространения COVID-19;
признание недействительными незаконно заключенных контрактов по п.9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ по причине отсутствия причинно-следственной связи фактов проведения закупок и COVID-19;
Дискуссионная панель «Как реализовать в закупках методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 ?»
2.1. Невозможность исполнения контракта в связи с заболеванием исполнителей контрактов новой коронавирусной инфекцией как отсутствие вины подрядчика при срыве контракта и назначение штрафов за неисполнение обязательств (по материалам судебной практики)
Практикум: «Минимизация штрафов за нарушение сроков платежа по причине решения первоочередных задач и не запланированных закупок средств индивидуальной защиты»
2.2. Перенос и/или приостановка срока исполнения контракта в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы: порядок действия сторон в рамках гражданского законодательства и 44-ФЗ
Соразмерность времени, которое необходимо для учета действия обстоятельств непреодолимой силы и их последствий;
3. Практика применения изменений законодательства о контрактной системе, вступивших в законную силу в 2020 году: неоднозначность требований 44-ФЗ и подзаконных НПА с позиции заказчиков, участников закупок и контрольно – надзорных органов.
- Введение участников контрактной системы в заблуждение письмами Минфина России, разъясняющими не соответствующие законодательству о КС действия (бездействия)
- Механизм реализации с 01.01.2021 новых обязанностей членов закупочных комиссий в части обязательных проверок не привлечения участников закупок к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ с учетом изменений от 24.04.2020 № 124-ФЗ (сжатость сроков проверки, нюансы работы с онлайн-сервисом);
- Планирование закупок на 2021 – 2023 г. в объеме расходов меньше доведенного планом финансово-хозяйственной деятельности и с учетом нового списка особых закупок с 01.01.2021 г.;
- Однозначность требований указания ИКЗ в разрядах 27-29 при заключении контрактов до 600 тысяч рублей с учетом изменений Приказа Минфина России от 07.04.2020 № 58н и возможности корректировки заказчиков в ручном формате
- Возможность оплаты закупок у единственного поставщика, проводимых с использованием единого агрегатора торговли «Березка» без размещения в реестре закупок;
- Внесение денежных средств за право заключения контракта как требование Закона о КС;
- Право выделять этапы исполнения контракта в 2021 году и частичное исполнение контракта в промежуточные сроки;
- Изменение контракта Без подписания дополнительного соглашения в письменной форме и штрафы в размере 20 000 рублей виновным лицам;
- Дополнительные расходы бюджета на оплату поставщику пеней за просрочку платежей и списание пеней с учетом ПП РФ от 26.04.2020 № 591 для заказчика: реальность и возможности применения регресса пеней (по материалам проверок и судов за 2020 год);
3.1. Пошаговый алгоритм внедрения нового типового положения о контрактной службе в 2021 году: сравнительный анализ новых функций и полномочий
Дискуссионная панель: «Что следует поменять в положениях (регламентах) о контрактные службы в связи с вступлением в силу Приказа Минфина России от 31.07.2020 № 157н о новом порядке работы КС?»
ИЗУЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ работников КС сотрудниками контроля и прокуратуры с целью доказательств их вины при выявлении нарушений № 44-ФЗ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ превышения объемов закупок до 600 тысяч рублей, не проведения закупок у СМП (СОНКО), разработки закупочной документации и т.п.
Полезный опыт распределения административно – хозяйственных и организационно-распорядительных функций среди сотрудников КС;
4. Реализация обновлённой версии ПП РФ № 145 о правилах применения каталога товаров, работ, услуг: полезный опыт за 2020 год
- Характеристики позиции КТРУ, необходимые для формирования описания объекта закупки и не применяемые на практике заказчиками (наименования товаров, единицы измерения, код КТРУ и т.п.);
- Критерии смысловой нагрузки обоснования необходимости установления дополнительных требований, не предусмотренных позициями КТРУ и детальная регламентация закупаемого товара;
- Рекомендательный характер кода КТРУ: противоречивые позиции;
- Контроль закупок бумаги по КТРУ: неправомерность указания дополнительных характеристик и не обязательность применения при подготовке тех.задания;
Впервые: Закупки охранных услуг по КТРУ: авторский обзор практики рассмотрения жалоб участников закупок в территориальных органах ФАС России (астрономический час, наличие или отсутствие оружия, цели оказания охранных услуг и т.п.)
Решение бизнес задачи «Закупки продукции, по своей сути не отличающиеся от аналогичной, включенной в КТРУ, и не пресекаемые контрольными органами: варианты реализации в 2021 году»
4.1. Выбор кода ОКПД 2, как ограничение /не ограничение количество участников закупок с учетом отсутствия в 44-ФЗ прямых требований об обязательном указании кода продукции (услуги, работы) по ОКПД в документации о закупке при описании объекта
Специфика указания ОКПД 2 при закупках товаров с установкой, пусконаладочными работами и обучением персонала;
«Уточнение» до конкретного вида, категории и подкатегории в целях определения оснований применения НПА об импортозамещении при «пересечении» перечней ограничений запретов и преимуществ;
-
Блок схема «Способы правомерности указания кода ОКПД соответствующего предмету закупки»
- Пути решения проблем при использовании иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования при работе с ОКПД-2;
- Штрафы за неправомерное указание ОКПД2: «тонкости» применения в 2020 году;
В подарок блок-схема «Наименование объектов закупок, кодов ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения» (составлена автором семинара по материалам контрольных и надзорных мероприятий 2020 года)
5. Нюансы применения «запретов» ПП РФ от 30.04.2020 № 616 на примерах закупок офисной бумаги, обуви, медицинских масок и закупки товаров, производство которых отсутствует у российских производителей и на территории государств-членов Евразийского экономического союза в 2021 году
- Сертификат о происхождении товара (продукции), декларация о стране происхождения товара, заключение о подтверждении производства товара на территории РФ, регистрационное удостоверение как идентичные /не идентичные самостоятельному документу выписке из реестра российской промышленной продукции;
- Отсутствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации как основание допуска /отклонения заявок;
- Выписка из реестра российской промышленная продукции, выданная не участнику закупок, а также не форме, установленной Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755: шаги членов закупочной комиссии;
Практикум: Закупки единиц товаров до 100 тысяч рублей с суммарной стоимостью до 1 млн. рублей (совокупности отдельных видов средств индивидуальной защиты (халаты, шапочки); мебельных систем; шин и покрышек; матрасов и т.п.) как основание не применения «запретов»
- Проверки документов, подтверждающих страну происхождения материалов или полуфабрикатов, использованных при производстве промышленных товаров на этапе исполнения контракта в соответствии с п. 5 Постановления № 616;
- Проект контракта, контракт, не содержащий реестровый номер предлагаемого к поставке товара из реестра российской промышленной продукции либо реестра евразийской промышленной продукции;
5.1. Нюансы применения «ограничений» ПП РФ от 30.04.2020 № 617 на примерах закупок ткани, общестроительных, сантехнических и электротехнических товаров
Производственные группы для формирования предмета одного контракта: критерии приемлемой практики п. 6 ПП РФ № 617;
Авторский обзор практики «не отклонение заявок и отклонение заявок при реализации ПП РФ 617 с позиций территориальных органов ФАС России»
- Декларирование страны «Китай» в первой части заявки как не основание отклонения заявки: неоднозначные позиции ФАС России за 2020 год;
- Информация, не подтверждающая страну происхождения товара в составе заявки;
- Практикум: Приравнивание заявок участников закупок к предложениям о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, с целью применения «ограничений» и «преференций» при заключении контракта
- Ошибки исполнения контрактов с победителями торгов, заявки которых соответствуют Постановлению № 617 в части предоставления выписок из реестра российской промышленной продукции или копий сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара;
- Применение преференций с учетом требований Приказа Минфина России № 126 при реализации ПП РФ № 617 на примерах, прошедших контроль;
Дискуссионная панель: «Совместное применение запретов (ПП РФ № 616) и ограничений (ПП РФ № 617). Варианты действий заказчиков с позиции ФАС России?»
5.2. Обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с требованиями ПП РФ от 21.12.2019 №1746 в 2021 году
- Код ОКПД2 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» для целей запрета товаров, происходящих из иностранных государств;
- Сокрытие закупок систем хранения данных под видом приобретения серверного оборудования: позиции участников закупок и заказчиков;
- Архитектуры используемого программного обеспечения, позволяющие не соблюдать требования Постановления № 1746 на конкретных примерах;
- Условия проектной документации в рамках капитального ремонта на выполнение монтажных и пуско-наладочных работ, которые невозможны без оборудования, входящего в «запрет» Постановления № 1746;
5.3. Реализация нового Приложения № 2 к приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н: Обзор складывающейся практики контроля (на дату проведения семинара-практикума)
- Отдельные лоты, закупаемые при реализации национальных проектов (программ), включенные в новое Приложение № 2;
- Новые преимущества в отношении цены контракта в размере 20 % при закупках компьютеров, машин и оборудования, медицинских инструментов и т.п.;
5.4. Фактическое отсутствие товаров российского производства в закупках и декларирование страны происхождения товара РФ в заявках (бананы из России, Белоруссии; ноутбуки, отсутствующие в реестре российской радиоэлектронной продукции и т.п.)
-
Блок –схема: «Ошибочное указание стран происхождения предлагаемых к поставке товаров: пути устранения нарушений»
- Причины не направления операторами электронных площадок уведомлений о наличии среди предложений участников товаров, произведенных на территории государств-членов Евразийского экономического союза;
- Несколько стран в составе заявки, не приводящие к негативным последствиям как для заказчиков, так и для участников закупок (по материалам жалоб, рассмотренных ФАС России в 2020 году)
6. Ценообразование в 2021 году: Полезный опыт – 2020 года
Закупки по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги: условия выбора тарифного метода ценообразования;
- Обоснование НМЦК иным способом ценообразования: сильные и слабые стороны;
- Ошибки пересчетов с учетом коэффициентов снижения и понижающих коэффициентов при заключении контрактов с победителями торгов;
- Обоснования применения договорного (корректирующего) коэффициента в актах о приемке выполненных работ и контрактах;
- Возможность поставки по предлагаемым ценам в заявке: форма и состав предлагаемого участником обоснования цены: позиции контроля и судов;
Авторский тренинг «Завышения НМЦК, устанавливаемые при проверках, а также занижения сметной стоимости выполненных работ относительно цены контракта: минимизация рисков»
Заведомо неисполнимая цена контракта в заявках участников закупок: отказы от исполнения контрактов «в убыток»: все «за» и «против», комментарий эксперта;
6.1. Приказ Минстроя России от 4 августа 2020 г. № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации»: шаги по реализации в 2021 году
- Сопоставление смет и заключения экспертизы: идентичность/ не идентичность смет, получивших заключение экспертизы и смет при проведении торгов;
- Не сопоставимость сводных сметных расчетов с локальными сметами и отклонения актов выполненных работ от локальной сметы;
- Размещение положительного заключения госэкспертизы в составе закупочной документации: все «ЗА» и «ПРОТИВ»;
- Кейс стади «Обязательная проверка достоверности сметной стоимости мероприятий по благоустройству»
6.2. Вариативное условие о цене контракта в части НДС как условие типовых контрактов и специфика применения корректирующего коэффициента
Выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета- фактуры с выделением суммы НДС;
Ошибочное подписание контрактов на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене с учетом НДС;
Нюансы заключения контрактов «без объемов» с упрощенцами в случаях указания максимального значения цены контракта (повышающее значение коэффициента снижения НМЦК): алгоритм действий, одобренный ФАС России
7. Требование предоставления участниками закупки характеристик, не относящихся к потребительским свойствам (качественным характеристикам товара): создание дополнительных сложностей при подготовке заявки для участников закупки как противоречие основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции, изложенным в Указе Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (авторский обзор практики за 2020 год)
- Практикум: «Новые способы доказательства товарного знака на предлагаемую к поставке продукцию на конкретных примерах закупок овощей, персональных компьютеров, техники и пр.»
- Требования к упаковке и фасовке закупаемых товаров: правомерность установления, обоснование в качестве технических, качественных и функциональных характеристик;
- Указание точных габаритных размеров в тех. задании: доказательство необходимости в их установлении (для заказчиков) и доказательства в качестве излишних требований к характеристикам товаров (для поставщиков);
7.1. Расширение квалификационного критерия оценки с учетом изменений ПП РФ от 25 июня 2020 года №921: квалификация с показателями общей стоимости/ количества/ наибольшей цены одного исполненного контракта (договора) по предмету закупки и неправомерные виды контрактов (договоров), представляемые в заявках для оценки (по материалам рассмотрения жалоб участников закупок в территориальные органы УФАС России);
Оценка опыта участников закупок исключительно контрактами как не доказательство большего профессионализма и возможности проверок достоверности представленной информации через ЕИС;
Незаконные дополнительные требования к участникам закупок во II полугодии 2020 года после внесения изменения в ПП РФ № 99: договора субподряда в качестве доказательств опыта исполнения контрактов (договоров) и неоднозначная практика контроля и судов;
7.2. Согласие и конкретные показатели в первой части заявки электронного аукциона при закупках комплексного обслуживания помещений, уборки территорий, общестроительных работ по ремонту: варианты требований к товарам, поставляемым при выполнении работ, оказании услуг с позиции ФАС России на сложных примерах;
Практикум: «Правила установления в проекте контракта требований о предоставлении образцов материалов и оборудования до начала проведения работ, оказания услуг»
7.3. Товарный знак в первой части заявки: обязательное указание, отклонения заявок без указания товарного знака, приемлемые для практики контроля
- Специфика изображений товарных знаков из реестра Федеральной службы по интеллектуальной собственности в заявках участников закупок на примерах;
- Ошибки указания товарных знаков: положительная практика для членов закупочных комиссий;
В подарок каждому участнику «Позиции товаров с зарегистрированными товарными знаками»
8. Отдельные лоты при закупках в соответствии с условиями реализации типовых контрактов: споры заказчиков с контрольными органами
Продукты питания ошибки заключения и исполнения типового контракта, утверждённого Приказ Минсельхоз России от 19.03.2020 № 140;
Дискуссионная панель «Правомерно ли осуществить закупки канцтоваров и бумаги в одном лоте с учетом обязательного применения Приказа Минпромторга России от 07 апреля 2020 г. № 1152 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаг и, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного»?
8.1. Разумные (реальные) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг: ограничения в соответствии с законодательством о контрактной системе, положительная практика 2020 года;
Для участников закупок:
- Эффективные приемы выявления конкурентных закупок исключительно в целях перечисления бюджетных средств лицам, фактически ранее осуществившим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- Намеренное установление неисполнимого срока с целью дальнейшего привлечения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к гражданско-правовой ответственности по контракту за нарушением сроков: Способы доказательств ограничения доступа к участию в закупке;
- Варианты подтверждения позиции о подаче заявок в закупках с не максимальными сроками исполнения контракта заявок участников, уверенных в дальнейшем продлении сроков исполнения контракта со стороны заказчика;
Для заказчиков:
- Штрафы за проведение торгов с целью финансирования из бюджета за ранее поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги в рамках ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ: способы минимизации их размера;
- Определение срока исполнения контракта часами, днями, неделями как соответствие потребностям заказчика;
- тактика защиты минимальных сроков исполнения контракта, одобренная ФАС России в 2020 году на конкретных примерах;
Для контрольных органов:
- Признание торгов, запросов котировок, запросов предложений и заключенных по их результатам контрактов недействительными при неправомерном опережении сроков исполнения контрактов;
- Ошибки доказательств достаточности сроков исполнения контрактов заказчиками и практика споров по срокам, не соответствующим критериям разумности и реальной возможности поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (по материалам проверок фин. контроля и прокуратуры)
9. Нормативные изменения системы контроля в 2020 году: календарь проверок и перспективы «ранжирования» заказчиков для целей проведения проверок с 01.07.2022 года
9.1. Нововведения единого порядка осуществления ФАС России контроля за проведением закупок: значимость для заказчиков и участников закупок ПП РФ от 01.10.2020 № 1576 (форма, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок, порядок действий контрольных органов и их должностных лиц при неисполнении предписаний и т.п.);
- Целесообразность проведения плановых и внеплановых проверок с участием правоохранительных органов и систематический характер нарушений;
-
Опорная схема «Причины направления ФАС России материалов дел в правоохранительные органы и органы прокуратуры для рассмотрения вопроса привлечения виновных лиц заказчиков и участников закупок к уголовной ответственности» (по материалам рассмотрения жалоб в 2020 году)
- Запросы ФАС России операторам ЭТП, производителям, официальным дистрибьюторам при рассмотрении жалоб: «сильные» и «слабые» стороны;
- Впервые авторский обзор: «Преемственность решений ФАС для заказчиков и участников закупок при рассмотрении аналогичных жалоб и проведения внеплановых проверок», а также отводы должностных лиц ФАС с целью объективного, беспристрастного рассмотрения дел!!!
9.2. Федеральный стандарт от 17.08.2020 №1235 по проведению контрольных мероприятий в форме камеральных, выездных, встречных проверок
-
Алгоритм «назначение контрольного мероприятия и подготовка к нему, проведение контрольного мероприятия, оформление результатов контрольного мероприятия»
- Осмотр как метод доказательства нарушений (по материалам актов проверок с приложениями фото-таблиц);
9.3. Новый порядок финансового контроля по ч. 5 и 5.1 ст.99 № 44-ФЗ с учетом ПП РФ от 06.08.2020 № 1193;
Выявление и минимизация коррупционных рисков при осуществлении закупок: алгоритм действий организаторов закупок с позиции Минтруда России в 2021 году;
9.4. Актуализация порядка формирования и обмена информацией и документами между заказчиком и Казначейством России при ведении реестра контрактов: изменения Приказа Минфина России № 113н в IV квартале 2020 года (страна происхождения товара и наименование производителя; основания для заключения контракта с единственным контрагентом по итогам несостоявшейся конкурентной закупки и т.п.);
9.5. представление и предостережение прокуратуры в соответствии со ст. 25.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» как основание отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 2 ст. 36 № 44-ФЗ.
10. Приемлемые варианты решения проблемных ситуаций в закупочной деятельности (материал представляется в виде схем, таблиц, шаблонов, алгоритмов действий и составлен по материалам практики контроля 2020-2021 г.)
Читаемый формат размещаемой в ЕИС информации для заполнения заявки (максимальное количество символов при формировании извещения в ЕИС; форматы документов, позволяющие/ не позволяющие ознакомиться и распечатать; графические форматы, не позволяющие производить копирование и изменение отдельных фрагментов текстов;
- Деловая репутация, благодарственные письма и отзывы, не соответствующие действительности: нюансы выявления и противодействия с учетом судебной и до судебной практики соответствующих разбирательств;
- Технические ошибки в связи с нарушением интеграции размещения информации и взаимодействия ЕИС и Электронных торговых площадок: приемлемые варианты решений;
- Сложности согласования ед. поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшихся конкурсов, аукционов и запросов предложений с учетом требований ПП РФ от 30.06.2020 № 961: обзор ошибок, не влияющих на возможность заключения контрактов, неурегулированные вопросы;
- Недоказуемость согласованных действий участников закупок по поддержанию цены на торгах (отсутствие экономической выгоды, отсутствие целей имитации конкурентной борьбы, экономической необходимости конкурентной борьбы между двумя компаниями-участниками) и модели поведения с установленными связями между участниками торгов;
- Линии поведений, исследуемыми судами в 2020 году, для доказательства намеренного срыва исполнения контрактных обязательств;
10.1. Закупки малого объема до 600 тысяч рублей: Спорные моменты
Справедливость, соразмерность административных наказаний за превышением допустимых объемов закупок малого объема;
Не дробление закупок и не ограничение выхода товарный рынок хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) на одинаковые товары, работы, услуги: ошибки прокуратуры и ФАС России;
Электронные ресурсы «Электронные магазины» до и после 01 апреля 2021 г. с учетом вступления в законную силу ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ;
11. Недобросовестность поведения сторон при заключении контракта: правовые последствия в практике закупок – 2020 года
- Противоречия сроков заключения контракта в электронной форме в ч. 7 ст. 83.2 (три рабочих дня с даты размещения участником закупки подписанного проекта контракта) и ч. 9 ст. 83.2 (не ранее чем через 10 дней с даты размещения протокола) и не блокирующие/блокирующие действия сторон со стороны ЕИС;
- Описки, незначительные опечатки при подготовке проектов контрактов, влекущие негативные последствия;
- Уклонение от заключения контракта как не совершение всех обязательных действий по заключению контракта: игнорирование императивного порядка его заключения;
«Заблаговременное совершение действий» для предстоящего исполнения контракта: Опорная блок схема для целей не включения в РНП
11.1. Обеспечение гарантийных обязательств: неэффективность внесенных изменений в Закон № 44-ФЗ, «лазейки» правового регулирования на практике, сложности возврата при исполнении контракта, комментарии эксперта
- Неисполнимые требования в части предоставления гарантийных обязательств: пресечение противоправных действий;
- Гарантия производителя и гарантия поставщика, а также потребности заказчиков в расширенных гарантиях;
- Буквальное содержание банковской гарантии для обеспечения как основных, так и гарантийных обязательств по контракту: неоднозначные позиции судов и контрольных органов;
- Гарантийные сроки, как в отношении поставляемых товаров, так и на выполненные работ: новые практики реализации;
12. Административная практика за 2020 год назначения штрафов и их замен на устные замечания (предупреждения)
- Невозможность исполнения предупреждений: варианты действий;
- Отсутствие общественной опасности вреда интересам и здоровью граждан при неправомерном заключении дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия контракта, как основание замены штрафов на устные замечания;
- Минимизация ответственности за сговоры на электронных закупках при совпадении IP-адресов и свойств файлов;
12. Восстановление прав и интересов участников закупок путем признания контрактов недействительными: нюансы применения способа защиты
- Право на выбор подсудности по месту исполнения контракта (договора) или месту нахождения заказчика / участника закупки;
- Приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке;
- Ничтожность контракта по причине недостоверных сведений в заявке участника об опыте: Новая позиция верховного суда РФ;
- Причины отказа судами признание результатов закупок недействительными за 2020 год;
Круглый стол: типовые ошибки заказчиков, участников закупок (поставщиков, подрядчиков, исполнителей). Индивидуальный разбор конкретных ситуаций в формате кейс-стади.
В подарок каждому участнику!!!
статьи автора семинара, опубликованные в 2012-2021 годах в тематических изданиях по тематике контроля, надзора и аудита закупок в количестве 312 штук!!!
Даты начала обучения не определены.