При составлении и исполнении Плана ФХД в 2025 году и планировании на период до 2026 года органы власти и учреждения госсектора должны учитывать не только изменения бюджетной классификации и обновленные Приказы
№ 186н и 168н. Утверждены правила планирования финансового обеспечения нацпроектов и госпрограмм за счет внебюджетных источников (ПП РФ от 15.08.2024 № 1093). Для каждого вида внебюджетного источника определены свои особенности планирования. Утверждена форма протокола о согласовании параметров финансирования. Процесс планирования и формирование расчетов-обоснований и показателей необходимо проводить с учетом многочисленных изменений в правилах осуществления отдельных элементов хозяйственной деятельности с использованием подсистем «Электронного бюджета» как в части планирования, принятия и исполнение обязательств, так и в части закупочной деятельности.
Цель курса: дать комментарии к новым нормативно-правовым документам, дать практические рекомендации руководителю планово-экономической службы. В программе выступят специалисты Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, эксперты-практики по планированию ФХД в бюджетной сфере.
Программа предназначена для руководителей планово-экономических отделов, главных бухгалтеров федеральных и региональных органов исполнительной власти, ГРБС и их подведомственных учреждений, федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Форма обучения: 5 одно- и двухдневных сессий в очном формате.
Для выступления приглашены: директор Департамента информационных технологий в сфере управление государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России; начальник отдела анализа казначейского сопровождения Управления казначейского сопровождения Федерального казначейства; заместитель начальника Управления развития информационных систем государственных финансов Федерального Казначейства; эксперт Центра бюджетных реформ НИФИ Минфина России, государственный советник Российской Федерации 2 класса; заместитель начальника по экономическим вопросам ФГБУЗ МСЧ № 57 ФМБА России; начальник планово-экономического отдела детской городской поликлиники №110 департамента здравоохранения города Москвы
И другие эксперты-практики.
МОДУЛЬ 1: ФОРМИРОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ПЛАНА ФХД В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПРАКТИКА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ
-
О реализации в 2025 году положений нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); особенности предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели; особенности заключения соглашений о предоставлении бюджетным и автономным учреждениями субсидий (остатки, показатели результатов предоставления субсидии, казначейское сопровождение целевых средств в 2025 году); представление бюджетными и автономными учреждениями отчетности о результатах деятельности и использовании имущества в 2025 году.
-
Формирование планов ФХД на плановый период 2025-26 годов. Обоснование плановых показателей по доходам. Обоснования плановых показателей прочих поступлений. Расчет выплат на уплату налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения. Расчеты и обоснования плановых показателей по выплатам. Планы ФХД при реорганизации бюджетных и автономных учреждений: что необходимо учесть при составлении Плана ФХД. Планы ФХД у обособленных подразделений.
-
Особенности планирования участниками госпрограмм объемов внебюджетных источников для выполнения национальных проектов и государственных программ. Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 15.08.2024 № 1093 "Об утверждении Правил планирования параметров финансового обеспечения национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ за счет внебюджетных источников". Расчет планируемых объемов денежных средств для финансового обеспечения госпрограммы/нацпрокта. Внесение изменений в порядок расчета финансового обеспечения госпрограммы/нацпроекта. Формирование информации о внебюджетных источниках финансового обеспечения национальных проектов, государственных программ в системе «Электронный бюджет».
-
Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели. Как учесть плановые назначения по доходам и расходам. Как учесть исполнение плана по доходам. Как принять обязательства. Как перенести обязательства в начале года. Отчетность об исполнении учреждением ПФХД. Отчет об исполнении плана ФХД (ф. 0503737). Отчет по принятым обязательствам (ф. 0503738). Ошибки выявляют контролирующие органы при реализации ФХД.
-
Методические вопросы применения бюджетной классификации. Обновление классификации КОСГУ в 2025 году. Особенности применения бюджетной классификации при планировании доходов и расходов. Обновление бюджетной классификации видов расходов. Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов. Примеры отражений новых кодов КОСГУ в Плане ФХД. Новые правила классификации операций.
-
Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности. Изменения в ролях учредителя и учреждения при планировании. Порядок утверждения Плана ФХД при наличии просроченной кредиторской задолженности: роль учредителя. Влияние ограничений учредителя на количество изменений ПФХД на работу учреждения по планированию и исполнению ПФХД. Взаимодействие с учредителем с учетом динамично меняющихся вводных установок и антикризисных мероприятий. Порядок пересмотра показателей ПФХД. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя. Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД. Увеличение финансирования по государственному заданию без увеличения объема государственного задания.
-
Прикладные вопросы планирования и практика формирования расчетных обоснований. Порядок применения правила временной определенности при кассовом методе планирования. Правила отражения в Плане ФХД негарантированных поступлений. Требования к расчетным обоснованиям доходов и расходов. Порядок составления таблиц расчетных обоснований. Практика формирования расчетных обоснований по доходам. Планирование доходов учреждения. Закупочная деятельность и применяемые методы расчета стоимости.
-
Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД. Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда». Порядок отражения в Плане ФХД договоров со сроком действия более одного года; требования СГС «Долгосрочные договоры» Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи при планировании в соответствии с СГС «Доходы». Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств в соответствии с СГС «Доходы».
-
Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Изменения функционала информационных систем в 2024-25 годах. Проблемы планирования и варианты решения. Прикладные вопросы исполнения контрактов в системе «ЕИС». Ответы на вопросы.
МОДУЛЬ 2: СИСТЕМА КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ И КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ПРАКТИКА КАЗНАЧЕЙСКОГО И БАНКОВСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ
-
Нормативно-правовое регулирование казначейского сопровождения средств по госзаказу, в том числе средств, предоставленных из бюджетов субъектов РФ. Порядок организации и функционирования системы казначейских платежей. Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 520-ФЗ; Постановление от 24.11.2021 г. № 2024; Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 № 2155; Постановление от 26.12.2022 г. № 2438; 419-ФЗ от 30.11.2024 "...о бюджете на 2025 год.». Правила казначейского сопровождение госзаказа в 2025 г. Расширенное казначейское сопровождение контрактов. Обоснование затрат на продукцию ГОС. Порядок санкционирования платежей
-
Изменения в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.11.2022 № 448-ФЗ. Изменения в Федеральный закон от 23 февраля 2023 № 37-ФЗ. Новое в правилах казначейского сопровождения и казначейского обслуживания. Режим лицевых счетов. Ограничения режима лицевого счета. Основания для приостановления операций и открытия счета. Изменение размеров авансирования. ЛБО, основания для отзыва лимитов бюджетных обязательств. Ограничения режима лицевого счета. Мониторинг достижения результатов. Перечисление средств на расчетные счета контрагентов. Требования Бюджетного кодекса в части казначейского обслуживания, сопровождения и обеспечения. Правила применения заказчиками казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Отличие базового от расширенного казначейского сопровождения. Особенности учета средств, подлежащие казначейскому сопровождению и учету, на 71-м лицевом счете.
-
Федеральное казначейство и ТОФК: система предварительного контроля и предотвращения финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Новые способы и требования контрольной деятельности и процедур Федерального казначейства. Особенности ведения учета по новым требованиям Федерального казначейства Бухучет операций по л/с 71. Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453). Коды аналитики, КВР и направления расходования целевых средств с казначейским сопровождением. Бюджетный мониторинг. Система рейтингов объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, осуществляемая Федеральным казначейством в ГИИС «Электронный бюджет». Направления и задачи трансформации системы финансового контроля, предусмотренные ведомственным проектом «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений».
-
Казначейское сопровождение государственных контрактов. Правовое регулирование казначейского сопровождения в части закрепления новых положений о механизме казначейского сопровождения государственных контрактов, порядка применения казначейского обеспечения обязательств, а также сроков проведения операций с казначейским обеспечением обязательств и правил проведения Федеральным казначейством бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей по государственным контрактам. Особенности процедур проведения территориальными органами Федерального казначейства проверок факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) в рамках расширенного казначейского сопровождения. Актуальный порядок расчетов по договору, заключенному в рамках исполнения государственного контракта. Особенности авансирования и осуществления платежей при казначейском сопровождении госконтракта. Порядок перечисления окончательного расчета и возмещения произведенных расходов.
-
Практические аспекты казначейского сопровождения: в чем отличия казначейского сопровождения авансов от казначейского сопровождения расчетов? В каких случаях средства, подлежащие казначейскому сопровождению, можно перечислять на счет в кредитной организации? В каких случаях придется вернуть средства авансового платежа даже если они полностью потрачены? Нужно ли вести раздельный учет финансовых результатов при казначейском сопровождении авансовых платежей? Кто должен утверждать Сведения – заказчик или подрядчик/исполнитель? Ответы на эти и многие другие вопросы будут проиллюстрированы примера из судебной практики.
-
Система казначейских платежей и казначейское обслуживание. Элементы системы казначейских платежей. Участники системы казначейских платежей. Казначейские счета. Формы документов для проведения казначейских операций. Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений. Требования Казначейства при обосновании сумм платежей и представлении обосновывающих документов при проведении расходных операций. Казначейское обслуживание.
-
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. Требования Федерального казначейства к бухгалтерскому учету, закупочной деятельности. Системные нарушения, выявляемые в части нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств выразившееся в: осуществлении оплата подрядным организациям за счет средств субсидий при отсутствии подтверждающих документов; заключении государственных контрактов в отсутствие доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств; неосновательном обогащении. Практика применения административной ответственности в системе предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере. Обзор недостатков и нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства. Ответы на вопросы.
МОДУЛЬ 3: ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ГИИС «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СУБСИДИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ»
- Процедуры отбора получателей субсидий на Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки ГИИС «Электронный бюджет».
- Особенности заключения соглашения о предоставлении субсидий в ГИИС «Электронный бюджет».
- Взаимодействие с государственными информационными системами субъектов РФ при заключении соглашения о предоставлении субсидий в ГИИС «Электронный бюджет».
- Ведение Реестра соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, реестра субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
- Проведение цифрового мониторинга достижения результатов, формирование плана мероприятий по достижению целевых результатов предоставления субсидии. Формирование отчетов о их реализации.
МОДУЛЬ 4: ФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
-
Государственное (муниципальное) задание в раскрытии положений Бюджетного кодекса (ст. 69.2 «Государственное (муниципальное) задание»), обязательность исполнения государственного (муниципального) задания (далее – ГМЗ). Нормативно-правовое регулирование процесса определения размера нормативных затрат федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции политики и нормативно-правовому регулированию (далее – органы-политики), исходные данные расчета нормативных затрат, сметный метод в отсутствие источников расчета.
-
Формула определения объема субсидии. Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Расчет нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества в части уплаты налогов на имущество. Новации в части используемого имущества, действия учреждения с неиспользуемым имуществом, коэффициент платной деятельности плановый и фактический. Судебная практика расчета сумм налогов с применением коэффициента платной деятельности. Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги, уточненный состав списка нормативных затрат, начиная с госзадания 2025 года. Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).
-
Особенности распределения общехозяйственных расходов, нормативное регулирование и судебная практика. Невыполнение государственного задания, расчеты учредителя и учреждения по возврату остатков субсидии и корректировке финансового результата. Контрольные соотношения кассовых потоков учредителя и учреждения.
-
Нецелевое расходование средств субсидии на ГМЗ: рассмотрение примеров и практических ситуаций, способы минимизации нарушений. Расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, расчет базовых нормативов – задача учредителя, и учреждения. Самостоятельно выполненный расчет нормативных затрат может помочь учреждению в поиске наиболее эффективных способов расходования материальных и трудовых ресурсов – например, проанализировать нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования (не индивидуальные, но групповые занятия); сроки использования ресурсов – с целью выявления возможности их увеличения, а также определить объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
- О реализации в 2025 году положений нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы финансового обеспечения расходных обязательств (госзадание, гранты, гранты в форме субсидий, госконтракты, хозяйственные договоры). Проблемы выбора типа учреждения в целях оказания государственных (муниципальных) услуг: сферы деятельности государственных муниципальных учреждений различных типов. Виды деятельности государственного (муниципального) учреждения. Устав: какие положения он должен содержать и о чем он «расскажет» ревизорам?
- Субсидии и гранты в новых экономических условиях. Изменения 2024-2025 г.г. Государственный социальный заказ как альтернативный механизм финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг. Участие учреждений различного типа в государственном социальном заказе. Организация финансово‑хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения с учетом последних изменений.
- Государственное (муниципальное) задание: требование к составу показателей, в том числе по объему и качеству. Порядок определения объемов финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Порядок предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели. Контроль за выполнением условий субсидий бюджетным и автономным учреждениями субсидий (остатки, показатели результатов предоставления субсидии, казначейское сопровождение целевых средств). Порядок представления отчетности о результатах деятельности ГМУ и использовании имущества.
- Планирование деятельности государственного (муниципального) учреждения. Практические вопросы получения и расходования в части целевого и эффективного использования средств. Целевые субсидии. Изменения в порядок финансового обеспечения капитальных вложений. Мониторинг использования средств субсидий, грантов и средств платной деятельности. Проверка бюджетной классификации. Проверка отчетности.
-
Цели и задачи планирования ФХД в учреждения различных типов. Особенности формирования ПФХД в рамках конкретных видов деятельности учреждения (КФО 2, 4, 5, 6, 7). Сложные ситуации применения кодов бюджетной классификации. Планирование кассовых потоков. Заимствование средств различных источников финансового обеспечения деятельности: необходимость и последствия.
-
Наиболее распространенные нарушения при использовании средств субсидии на задание, выявляемые по результатам контрольных мероприятий в 2024-2025 годах (нецелевое, неэффективное, неправомерное).
МОДУЛЬ 5: НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
-
Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении — изменения нормативного регулирования в 2025 году. Установление «справедливой» системы критериев и показателей эффективности деятельности работников. Нормирование труда и определение численности персонала для выполнения гарантированного объема услуг. Взаимосвязь норм труда и оплаты труда через коэффициенты. Расчет коэффициента трудового участия на основе расчета коэффициента полезного действия и коэффициента трудоемкости. Определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Формирование штатного расписания и государственного задания. Особенности оплаты труда при различных режимах работы.
-
«Эффективный контракт» и внедрение профессиональных стандартов. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Нормативное регулирование вопросов оплаты труда в учреждениях госсектора. Основные тенденции реформирования института оплаты труда. Содержание «дорожных карт» в части повышения уровня оплаты труда. Нормативные документы, регламентирующие трудовые отношения в связи с переходом на «эффективный контракт». Локальные нормативные акты, приказы по основной деятельности, уведомления работникам. Новый подход к должностным обязанностям в соответствии с профессиональным стандартом. Необходимые уточнения, детализация и конкретизация должностных обязанностей в связи с применением профессиональных стандартов. Новая судебная практика.
-
«Эффективный контракт» как разновидность трудового договора. Совершенствование системы оплаты труда. Виды компенсационных и стимулирующих выплат: документальное оформление при разработке «эффективного контракта». Типичные ошибки и проблемные вопросы. Компенсации по трудовым договорам и соглашениям. Изменение оплаты труда при переходе на «эффективный контракт».
-
Отражение законодательных изменений в Положении об оплате труда. Содержание трудового договора как ключевой зоны риска. Локальные нормативные акты по заработной плате. Управление персоналом. Приемы мотивации в условиях дефицита финансирования. Оценка результативности персонала. Установление гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Предельное соотношение заработной платы руководителя с зарплатой сотрудников. Положение о порядке проведения аттестации работников.
-
Показатели и критерии, позволяющие оценить эффективность и результативность деятельности работников бюджетных учреждений. Изменение и уточнение критериев. Рекомендации по внесению изменений в коллективный договор и в локальные нормативные акты учреждения. Распределение стимулирующих выплат, в том числе по бальной системе критериев оценки деятельности. Создание комиссии. Документальное оформление работы комиссии.
-
Ответственность и правовой статус руководителя бюджетного учреждения. Положения ГК РФ о правовом статусе и ответственности руководителя. Последствия недобросовестных действий или бездействий руководителя. «Эффективный контракт» с руководителем бюджетного учреждения. Расширение перечня оснований для увольнения руководителя бюджетного учреждения. Юридические механизмы защиты руководителя и минимизация его рисков. Изменения в регламентировании трудовых отношений с руководителем бюджетного учреждения. Ответственность руководителя за использование имущества учреждения и результаты финансовой деятельности. Обязанности руководителя по обеспечению охраны и безопасности труда и выполнению требований по гражданской обороне.
-
Нормирование труда работников бюджетных учреждений: нормативные основы, практика введения. Алгоритм перехода на «эффективный контракт»: что нужно знать кадровику и бухгалтеру? Сложности уведомительной процедуры. Содержание изменений, вносимых в действующие трудовые договоры с работниками учреждений: порядок внесения, структура «эффективного контракта».
-
Оплата труда работников централизованных бухгалтерий. Влияние эффективности труда на заработную плату. Профстандарт бухгалтера и оплата труда работников централизованных бухгалтерий. Влияние эффективности труда на заработную плату. Профстандарт бухгалтера и «эффективный контракт». Требования к повышению квалификации работников централизованных бухгалтерий.
-
Доплаты работникам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: сверхурочная работа, ненормированный рабочий день, работа в праздничные и выходные дни, ночное время. Документальное оформление. Типичные ошибки и практические рекомендации.
-
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с переходом на «эффективный контракт» в государственных и муниципальных учреждениях. Условия расторжения трудового договора при несогласии работника. Документальное оформление дополнительного соглашения к трудовому договору в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России (типичные ошибки).
-
Основные ошибки в условиях трудового договора о дистанционной работе. Можно ли определить рабочее место? Территория ответственности работника, на что она влияет? Режим рабочего времени: законные способы контроля. Совместим ли разъездной характер работы с дистанционным трудом. Расторжение трудового договора по соглашению сторон: особенности режима удалённой работы. Правовое обоснование возможности расторжения трудового договора. Дистанционное расторжение трудового договора.
-
Сокращение численности/штата работников: последние тенденции судебной практики.
-
Практика работы с мобилизованными: учет всех льгот; приостановление и возобновление договора: что необходимо учесть? Изменение условий договора: какие сложности могут возникнуть у работодателя при одностороннем изменении трудового договора. Анализ судебной практики. Особенности перевода совместителей.
Высококвалифицированные эксперты и практики отрасли
Информация предоставляется по запросу
Москва,
Славянская площадь, д. 2/5/4