На усложнение и повышенную динамичность внешних условий руководитель больше не может отвечать автоматически, ориентируясь только на управленческие клише, которые успешно срабатывали прежде - до эпохи «турбулентности». Гибкость и адаптивность — вот приоритеты эффективного менеджмента в 2023.
Однако чтобы «сочинять вариации», необходимо четко знать «тему»: к концу 2010х годов успела сложиться, несмотря на разнообразие течений, вполне определенная «сердцевина» классического организационного менеджмента.
Курс ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ строится на базе важнейших блоков ежедневной практической деятельности руководителя структурного подразделения: Менеджмент (управление) организации; Финансы; Право; Управление затратами; Кадровая политика и многое другое. Благодаря этому вы сможете обоснованно принимать, реализовывать и отстаивать решения во взаимодействии со своими сотрудниками, с руководителями этого же уровня, с руководством. Параллельно в курсе уделяется внимание способам адаптации организации к быстро изменяющимся условиям внешней среды.
Все части программы разработаны с учетом сегодняшних реалий профессиональной деятельности в России. Это позволит вам решать множество управленческих проблем, с которыми приходится сталкиваться постоянно. То есть быть продуктивным на своей нынешней позиции.
В то же время включение в курс элементов стратегического менеджмента обеспечит вам более широкий профессиональный кругозор – непременное требование для упрочения своих позиций в управленческой структуре организации и карьерного роста.
Продолжительность обучения: 60 ак. часов. Занятия проходят три раза в неделю: два вечера по будням (с 18.30 ч.) и в субботу (10.00-13.00). Все занятия транслируются в режиме online на личные компьютеры участников и доступны в записи в течение всего периода обучения.
Авторы и ведущие курса: опытные управленцы и эксперты в отдельных прикладных отраслях (право, финансы, психология).
Модуль 1. Структурное подразделение: позиционирование и взаимодействие в рамках предприятия. Стратегический и системный подход к управлению подразделением.
- Каскадирование целей и задач компании до уровня структурного подразделения. Иерархия и взаимосвязь целевых индикаторов стратегического, тактического и операционного уровней управления. Принципы управления по целям в работе подразделения. Феномен рассеивания целей. Аналитика для целевого управления. Взаимосвязь целевых индикаторов стратегического, тактического и операционного уровней управления. Мониторинг индикаторов.
- Управление процессами - наведение порядка в бизнесе и его регламентация - повышение прозрачности, контролируемости и управляемости бизнеса через регламентацию и типизацию бизнес-процессов. Связь процесса с результатом. Основные и вспомогательные бизнес-процессы. Построение структуры рабочих процессов, управление бизнес-процессами. Определение, описание, анализ, стоимость, контроль бизнес-процесса, карта бизнес-процессов. Реинжиниринг и совершенствование процессов. Технология оптимизации DMAIC. Краудсорсинг, или банк идей. От целей - к служебным функциям сотрудников: распределение обязанностей. Служебные функции и должностные обязанности сотрудников, их отличие. Как разработать живые и работающие должностные инструкции?
- Горизонтальное взаимодействие между подразделениями на основе процессного подхода.
- Исключение дублирования функций. Решение проблемы «безответственности» и «дублирования функций» в организации на уровне подразделения и компании в целом.
Практикум: Описание бизнес-процессов и разработка матрицы ответственности подразделения.
Модуль 2. Оперативное планирование работы структурного подразделения.
- Планирование деятельности подразделения как профессиональная компетенция руководителя. Детализация планов компании до уровня структурного подразделения.
- Формы планирования и виды планов: оперативное, календарное, структурное планирование работ.
- Принципы планирования, поиска и распределения ресурсов. Компоненты и этапы процесса планирования. Техники (инструменты) планирования: «План-график». «Диаграмма Ганта». Оценка и планирование необходимых ресурсов. Визуализация планов и распределение работ в группах. Проблемы и ограничения в планировании. Учет факторов неопределенности и факторов риска при планировании. «Ситуационное (сценарное) планирование».
- Планирование численности и состава персонала. Методы выявления потребности в персонале и его необходимых качеств/компетенций. Ключевые компетенции.
- Управление по компетенциям. Профиль должности. Типы компетенций. Привлечение сотрудников. Отбор сотрудников. Интервью и проведение собеседований по компетенциям. Ошибки руководителя на этапе отбора кандидатов. Процедуры оценки сотрудников. Управление развитием сотрудников.
- Источники и процедуры установления норм. Методика оценки работников и результатов их труда.
Модуль 3. Контроль в системе управления. Мониторинг и контроль – основные инструменты достижения целей. Влияние человеческого фактора.
- Система контроля производительности. Управление по отклонениям. Разработка системы целевых и контрольных показателей структурного подразделения. Описание механизмов работы и определение контрольных показателей эффективности бизнес-процессов.
- Инструменты контроля: «Ключевые вопросы контроля». Способы и формы контроля и отчетности выполнения плановых заданий. Варианты корректирующих действий. Визуализация результатов. Обеспечение возможности самоконтроля сотрудников.
- Информационное сопровождение взаимосвязанных процессов: контроля, внутрифирменного взаимодействия, управления. Системы сбора и обработки информации, формирования отчетов о деятельности предприятия и его подразделений.
Модуль 4. Модель оперативного руководства структурным подразделением. Управленческая компетентность руководителя как фактор эффективности работы подразделения.
- Задачи и приоритеты руководителя. Управление через обратную связь.
- Удержание и трансляция сотрудникам видения, целей и задач компании. OKR: иерархия целей и ключевых результатов от компании - до сотрудника. Инструменты передачи и получения информации «без потерь». Как формулировать мысли для получения нужного решения и переводить деструктивную коммуникацию в конструктивную?
- Делегирование полномочий: возможность разгрузить себя от рутины для стратегических задач, повышение связности и сбалансированности бизнес процессов, ответственности сотрудников за результат.
- Действия в ситуации дефицита: Собрать работающую машину «из того, что было». «Других писателей у меня для вас нет»: как работать в условиях дефицита компетенций сотрудников и все же решать поставленные задачи.
- Как обеспечивать продуктивность работы сотрудников: постановка задач, контроль результата или контроль количества рабочих часов?
- Постановка задач: SMART, амбициозность, реалистичность. Анализ результатов: не поиск виновных, а выяснение и устранение причин. Конструктивная обратная связь.
- Управление компетенциями: обучение и развитие персонала. Кого, чему и как учить? Роль руководителя подразделения. Практика горизонтального перемещения сотрудников: совершенствование процессов управления. Делегирование полномочий.
Модуль 5. Управление финансами структурного подразделения.
- Структурное подразделение как центр формирования прибыли и учета затрат. Оценка экономической эффективности деятельности подразделения. Место отдела в финансовой структуре компании.
- Управление финансами в работе руководителя структурного подразделения.
- Планирование финансов подразделения или что такое бюджетирование? Бюджетный регламент, порядок взаимодействия с финансово-экономическими службами. Стратегическое и оперативное планирование денежных средств. Что должен включать бюджет подразделения. Этапы составления бюджета. Защита бюджета перед руководством.
- Управление затратами. Виды затрат. Методы учета (калькуляции) затрат. Контроль над затратами.
- Что нужно знать о требованиях финансовых служб к оформлению первичных документов?
Модуль 6. Управление эффективностью структурного подразделения.
- Выявление резервов повышения эффективности. Задачи и ответственность руководителя. Критерии эффективности для подразделения. Обзор существующих подходов. Создание и развитие системы собственных критериев/показателей эффективности подразделения для внутреннего пользования руководителем. Что такое управление эффективностью работы. Ключевые показатели эффективности (KPI) подразделения и сотрудников. Методика оценки персонала в системе управления эффективностью работы.
- Постановка задач. Уровни детализации при постановке задач. Как минимизировать детализацию при постановке задач, и почему это важно?
- Внутрифирменные процедуры принятия управленческих решений. Индивидуальные и коллективные формы принятия решений. Оценка качества принятых решений.
- Управление изменениями. Работа с сопротивлением сотрудников. Как продвигать непопулярные решения?
Модуль 7. Руководитель/лидер, функции, команда. Структурное подразделение: группа или команда?
- Организация командного взаимодействия. Функции и задачи руководителя. Выбор и использование различных управленческих стилей в рамках решения конкретных задач. Ситуационное руководство. Управление по ценностям. Формирование в коллективе корпоративных ценностей. Критерии для оценки качества работы сотрудника и его карьерных перспектив. Необходимость обозначения данных критериев на этапе собеседования или на этапе прихода руководителя в новый коллектив. Как сделать требования руководителя простыми, прозрачными и понятными для сотрудников?
- Описание функционала взаимодействия и описание индивидуальных процессов для каждого подразделения и сотрудника.
- Методы управленческого воздействия на подчиненных. Принципы и задачи трансляции поведенческих стандартов подчиненным.
- Регулирование и разрешение конфликтов в трудовом коллективе. Роль руководителя в урегулировании конфликтов. Стили руководства/лидерства: их эффективность/неэффективность в различных ситуациях.
- Сотрудник – человек-оркестр: когда это необходимо? как этого добиться? Всегда ли это хорошо?
Модуль 8. Мотивация и стимулирование – инструменты эффективного управления.
- Основные факторы и механизмы мотивации. Мотивация позитивная и негативная. Прозрачность системы поощрений и наказаний Варианты мотивации сотрудников в рамках / в дополнение к установленной в компании системе мотивации.
- Мотивация деятельности коллектива на общий результат работы.
- Материальное и нематериальное стимулирование. Границы использования наказаний и поощрений. Заработная плата в аспекте эффективности работы. Нематериальные стимулы повышения производительности. Проведение мотивационной беседы руководителя с подчиненным.
- Мотивирующая организация труда, оплата по результатам работы. Построение системы мотивации в соответствии с индивидуальными потребностями сотрудников. Бонусы и KPI для материальной мотивации.
Модуль 9. Личная эффективность руководителя. Эффективный самоменеджмент.
- Профессиональное развитие руководителя и профилактика выгорания
- «Ловушки карьеры»: факторы, условия и риски профессионального выгорания, типичные профессиональные деформации, психологические особенности «плохого» и «хорошего» управления.
- Профилактические меры упреждения профессиональных деформаций, интеллектуального, эмоционального, психологического выгорания. «Личная стратегия»: разработка собственной стратегии профессионального долголетия, формирование мотивационной основы самосовершенствования. «Точка управления»: самодиагностика внутренних ресурсов, способы развития стрессоустойчивости, приемы саморегуляции и самопрограммирования.
- «Энергетический потенциал»: пути потери жизненной энергии, эффективный алгоритм самосбережения, поддержание оптимального тонуса жизненных сил, энергии и здоровья. «Ресурсное состояние» в повседневной деятельности, как его создавать и поддерживать.
Высококвалифицированные эксперты и практики отрасли
Информация предоставляется по запросу