С ежегодным ростом онлайн продаж, современным ритейлерам приходится конкурировать не только в своем сегменте, но и с интернет-магазинами. Мерчандайзинг по-прежнему является одним из инструментов, позволяющим не только превратить шопинг в удовольствие, но и повысить оборачиваемость и рентабельность торговой компании.
В ходе семинара подробно анализируются примеры международных и российский компаний, а также подробно разбираются неудачные концепции мерчанадйзинга. Используя свой многолетний опыт в ритейле, автор доступным языком объясняет, как принимать профессиональные решения в области мерчандайзинга и на какие инструменты необходимо опираться, чтобы повысить продажи и конкурентное преимущество компании.
Семинар уникален тем, что заранее предоставленные участниками схемы планировок и фото выкладки товаров могут быть разобраны на семинаре.
В результате обучения вы:
-
выясните, как разработать высокооборачиваемый и эффективный магазин в соответствие с выбранной стратегией развития компании и потребностями покупателей
-
научитесь самостоятельно разрабатывать, презентовать руководству и внедрять концепцию мерчанадайзинга в компании
-
получите навыки разработки стандартов мерчандайзинга для любых товарных категорий, грамотных планировочных решений и эффективных планограмм на основе международной практики ритейла
-
узнаете, как эффективно проводить анализ конкурентов и использовать результаты бенчмаркинга
-
получите навыки повышения продаж с использованием инструментов мерчанадйзинга
-
сможете самостоятельно проводить аудит своего магазина, используя разработанный чек-лист
-
получите готовые шаблоны и чек-листы, которые сможете использовать сразу по окончанию обучения
День 1
Основные элементы мерчандайзинга и психология поведения покупателей
-
Что такое мерчандайзинг
-
Основные элементы мерчандайзинга (Дизайн магазина, Зонирование, Оборудование, Выкладка, POS, организация запаса)
-
Психология поведения покупателей и алгоритмы принятия решений о покупке в оффлайн и в онлайн ритейле
-
Нейромаркетинг
Стратегический мерчандайзинг
-
Основные слагаемые формата и ключевые факторы успеха компании-ритейлера
-
Виды форматов магазинов
-
Актуальные тренды и концепции магазинов
-
Понятие омниканальности и бесшовности формата
-
Алгоритм построения концепции мерчандайзинга
-
Карта движения покупателя — основа для концепции мерчандайзинга (Customer Journey Map) — описание процесса покупки
-
Дизайн магазина (стиль, цвет, материалы и текстуры, свет, музыка, аромамаркетинг)
-
Зонирование и принципы проектирования торгового зала
-
Принципы презентации продукта и критерии организации товарного запаса
-
Оформление POSM (ценники, подписи, навигация, рекламные материалы) и оборудование
-
Промо-активность
-
Применение digital-технологий
Макро-мерчандайзинг
-
Алгоритм разработки планировочного решения торгового зала
-
Виды планировок торгового зала
-
Формирование покупательского потока, расчет касс
-
Категорийное зонирование — способы определения последовательности размещения товарных категорий
-
Принципы распределения торгового пространства между товарными категориями
-
Работа с «Горячими» и «Холодными» зонами магазина
-
Показатели эффективности
-
Расстановка оборудование в соответствие с выбранной концепцией
-
POSM макро-уровня: вывеска, входная зона, навигация
-
Витрины и основы витринистики
Практикумы:
-
Кейс «Разработка дизайн концепции»
-
Кейс «Распределение торгового пространства и зонирование»
-
Кейс «Разработка витрины магазина»
Самостоятельная проработка для закрепления материала:
Упражнение «Создание концепции и планировки торгового зала»
День 2
Микро-мерчандайзинг
-
Этапы разработки концепции выкладки
-
Определение «ключа выбора» ассортимента для последующей организации выкладки
-
Использование законов восприятия в мерчандайзинге
-
Различные типы выкладки продукта в зависимости от позиционирования магазина
-
Алгоритм построения планограммы
-
Коррекция ассортимента при помощи инструментов мерчандайзинга
-
Принципы распределения торгового пространства и организации доступного товарного запаса
-
Работа с best sellers, товарами 20/80
-
Виды POSM, принципы разработки
-
Оформление категории и отдельного продукта
-
Информационные стенды от производителя
-
Работа с дисплеями (образцы продукции)
-
Выкладка новинок
-
Создание шоурумов
-
Методология выбора торгового оборудования
-
Способы продвижения продуктов СТМ (собственной торговой марки)
-
Антикризисный мерчанадайзинг — способы быстрого повышения продаж без значительных инвестиций
-
Способы повышения среднего чека
-
Принципы презентации в периоды промо-акций и распродаж
-
Сезонный мерчандайзинг
Управление системой мерчандайзинга
-
Роль и место Мерчандайзинга в структуре организации и эффективное распределение ролей
-
Основные понятия и показатели эффективности в мерчандайзинге (коммерческие и операционные), KPI
-
Разработка стандартов мерчандайзинга — создание Merchandising book — Шаблон
-
Обзор возможных программ для создания планограмм
-
Разработка, управление и использование календаря пересмотра ассортимента (Range review calendar — Шаблон)
-
Эффективный анализ конкурентов (benchmarking) и последующее использование результатов
-
Где искать вдохновение при разработке новых концепций — полезные ресурсы
-
Построение системы контроля и использование чек-листа для аудита магазина — Чек-лист
-
Способы оптимизации годового бюджета по мерчанадайзингу: на чем можно сэкономить, а что жизненно необходимо
-
Самостоятельная разработка и управление vs профессиональное агентство: плюсы и минусы
Практикумы:
-
Кейс «Разработка планограммы»
-
Кейс «Разработка POSM оформления»
-
Упражнение «Определение ошибок в выкладке товара»
-
Упражнение «Расчет вместимости полки»
-
Кейс «Обсуждение примеров участников и предоставление рекомендаций»
Разбор-анализ индивидуальных примеров участников и предоставление практических рекомендаций
(Для получения рекомендаций при себе важно иметь планировку торгового зала — расположение оборудования и товарных категорий, фото выкладки и оформления. Просьба предоставить материалы не позднее, чем за 2 дня до семинара)
Самостоятельная проработка для закрепления материала:
Упражнение «Разработка краткосрочного (бюджетного) и долгосрочного плана повышения продаж с помощью инструментов мерчандайзинга»
Савина Надежда Викторовна
MBA, эксперт-практик в области ритейла, построения форматов и концепций мерчандайзинга
Профессиональный опыт
Более 17-и лет в ритейле, в том числе на руководящих позициях
-
2021 — н. в. — Первый мебельный (федеральная сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома), руководитель отдела мерчандайзинга
-
2017–2020 — OBI, начальник отдела мерчандайзинга
-
2007–2017 — Castorama, руководитель отдела мерчандайзинга
-
2003–2006 — METRO Cash&Carry, руководитель торгового отдела
Профессиональные компетенции
-
Разработка и управление стандартами мерчендайзинга (Merchandising book)
-
Создание форматов и концепций мерчандайзинга
-
Антикризисный мерчандайзинг (методология быстрого повышения продаж)
-
Разработка планировки торгового зала (зонирование, выбор и расстановка оборудования)
-
Создание планограмм (принципы эффективной выкладки и оформления POS)
-
Построение и управление командой мерчандайзинга
-
Оптимизация бизнес-процессов в ритейле
-
Управление проектами
-
Управление изменениями
Преподавательская деятельность
Внутрикорпоративное обучение персонала продажам и мерчендайзингу
Публикации и достижения
-
Автор статей на профильных интернет ресурсах на темы: «Петровcкий Базар»: инновационный формат рынка«, «Какие диджитал-решения внедрила розница за последние два года?» и другие
-
Разработаны концепции, планировочные решения и осуществлено полное мерчандайзинговое сопровождение при открытии и трансформации более чем 30 гипермаркетов площадью свыше 9000 квадратных метров
Реализованные проекты
-
Разработка и внедрение изменений в формат сети (планирование покупательского потока, зонирование, мерчандайзинг) — более 20-и магазинов площадью от 9000м2, более 10-и магазинов площадью от 10000м2, а также малого формата сети до 6000м2
-
Разработаны и реализованы принципы мерчандайзинга для сети, подготовка Merchandising book по всем товарным категориям
-
Разработаны и реализованы процедуры по смене ассортимента, налажен процесс реализации более 50-и проектов Range Review ежегодно
-
Организация и внедрение «Лаборатории мерчандайзинга» — площадки для тестовых выкладок перед реализацией в магазинах
-
Реализация проекта по внедрению программы по управлению торговым пространством и ассортиментом IKB (включая Space planning и Floor planning)
-
Разработка системы просчета и повышения эффективности торгового пространства
-
Подготовка и проведение перестройки (ремоделинга) более 9-и проектов с результатами роста продаж от 12%
-
Подготовка и проведение открытий 2-х проектов (подготовка планировочных решений и планограмм, поддержка со стороны мерчандайзинга), в том числе по франчайзинговому партнерству в Казахстане
-
Разработка формата стандартного магазина (Blueprint), учитывающего стратегию, поведение покупателей, новые тренды, коммерческую и операционную эффективность
-
Реализация проекта «Новое предложение для покупателей» — пересмотр 100% ассортимента за 3 года. Разработка и реализация новых методов презентации товарных групп (включая мерчандайзинг, оборудование и оформление), что оказало положительное влияние на рост товара оборота — до 123%
-
Разработан и внедрен новый формат оформления магазинов на базе практики, изученной в OBI Германия (тестовый магазин OBI Пулково Санкт-Петербург)
-
Разработана система построения и внедрения POS коммуникаций в магазинах
-
Разработана и трансформирована структура и культура подразделения мерчандайзинга, направленная на клиентоориентированный подход, работу в партнерстве и высокую эффективность в достижении результатов (команда до 50-и человек)
Образование
-
2014 — Kingston University London совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Executive MBA in Strategic Management
-
2002 — Российский новый университет, финансовый менеджмент
Москва,
Ленинский проспект, д. 38А