Качество совместной работы в команде, в большинстве случаев, является индикатором производительности компании. Организуя совместную деятельность, руководителю необходимо знать, как заинтересовать всех сотрудников на достижение общего результата, как организовать обсуждение с группой, когда необходимо проанализировать проблемы кросс-функционального взаимодействия, договориться о правилах сотрудничества и другие ответы на важные вопросы.
В ходе семинара будут разобраны структурыгрупповых встреч, познакомитесь с прикладными инструментами и методамифасилитации, которые помогут управлять командой и вести ее к намеченной цели. Разработанные шаблоны сценариев вы сможете применить для проведения онлайн- и офлайн-встреч.
В результате обучения вы:
- получите представление о фасилитирующем лидерстве, как одной из компетенций современного руководителя
- познакомитесь с основными принципами и преимуществами применения фасилитирующего лидерства
- структурируете основные направления работы с персоналом в ходе повседневной деятельности, ориентированной на достижение общего результата
- разработаете сценарии различных групповых встреч и сессий
- сформулируете перечень особенностей и правил проведения встреч с группой в формате онлайн
День 1
Фасилитация как метод решения бизнес-задач
Фасилитация: цель, принципы, особенности, виды
- Фасилитация и модерация: сходства и различия
- Фасилитация — цели и основные принципы
- Особенности применения фасилитации для решения бизнес-задач
- Виды фасилитационных сессий
Фасилитатор и его роль
- Основные функции фасилитатора
- Требования к уровню профессиональных компетенций
- Отличия фасилитатора от коуча и тренера
Коммуникативные техники эффективного слушания
- Виды техник:
- сбор идей
- перефразирование
- трекинг
- стекинг
- разговорить «молчунов»
- линкование
- уравновешивание и т. д.
- Особенности использования коммуникативных техник в сложных и конфликтных ситуациях
Практикум «Отработка 3-5 коммуникативных техник в парах и малых группах по согласованию с участниками»
Коммуникативные техники для организации и поддержания обмена мнениями (дискуссии)
- Организация хода дискуссии, особенности ее проведения
- Разнообразие форматов взаимодействия в группе (список идей, опрос по кругу, аквариум и т. д.)
- Особенности использования коммуникативных техник и форматов в сложных ситуациях (поднять энергетику группы, концентрация на одной теме обсуждения, вовлечь в дискуссию большее количество участников, работа с разными точками зрения и т. д.)
Практикум «Отработка 3-5 форматов взаимодействия в группе по согласованию с участниками»
ОРИП-модель: как базовый метод вовлечения команды
Методика «Me-We-Us»
Особенности проведения ретроспективы проекта
Мозговой штурм
- Цель и основные правила проведения мозгового штурма
- Варианты применения техники «мозгового штурма» для решения бизнес-задач
- Роль фасилитатора
- Как использовать результаты мозгового штурма
Практикум «Организация и проведение мозгового штурма»
Методы организации эффективной работы на всех этапах дискуссии
- Планирование дискуссии
- Формирование соглашения
- Принятие решения
Практикум «Отработка методов организации эффективной работы в группе (по согласованию)»
День 2
Фасилитация в командной работе: повышение эффективности рабочих сессий и совещаний
Эффективные совещания и рабочие встречи: как организовать и провести
- Требования к совещаниям и рабочим встречам
- Роль и функции руководителя, участников, фасилитатора
- Виды фасилитаций: сходства и различия
- фасилитация при проведении рабочих совещаний (meeting facilitation)
- фасилитация рабочих групп и команд (team facilitation)
- фасилитация организационных изменений (organisational facilitation)
- фасилитация изменений на уровне макроэкономических, политических и социальных систем и сетей (system / network facilitation)
Планирование и подготовка фасилитационной сессии
- Структура фасилитационной сессии
- Контракт с Заказчиком
- Анализ текущей ситуации
- Определение целей и желаемого результата
- Согласование объема работ, ролей и сроков
- Разработка сценария фасилитационной сессии
- Фиксация и визуализация информации в ходе фасилитации
- Результаты фасилитационной сессии
- Взаимодействие после сессии
Практикум «Отработка всех этапов планирования и подготовки фасилитационной сессии»
Методы фасилитации
- Мировое кафе (World Cafe)
- Поиск будущего (Future Search)
- Технология открытого пространства (Open Space Technology)
- Cаммит позитивных перемен (Appreciative Inquiry Summit)
- Стратегические изменения в реальном времени (Real Time Strategic Change)
- Выход за рамки (Work Out)
Практикум «Отработка методов фасилитации на практике (работа в группах)»
Групповая динамика
- Основные процессы групповой динамики
- Динамика и принципы группового принятия решений
- Сложная групповая динамика
Управление энергией групповой дискуссии
- Цикл управление энергией на сессии
- Виды упражнений для поддержания энергии на разных этапах фасилитационной сессии
Практикум «Отработка упражнений направленных на управление групповой энергией»
Принятие решений в группе
- Основные правила
- Варианты принятия решений
- Удержание роли фасилитатора
- Границы ответственности
Практикум-защита проекта «Разработка и презентация сценария фасилитационной сессий в группах»
День 3
Фасилитирующее лидерство: основные принципы, преимущества и трудности использования в повседневной деятельности.
- Роли: руководитель, фасилитатор, лидер. Как сочетать и переключаться
- Онлайн-фасилитация: основные правила подготовки и проведения
- Основные направления работы с командами: сходства и отличия
Вводная встреча с командой
- Структура встречи: основные этапы
- Инструменты и методы для проведения
- Особенности реализации в онлайн-формате: правила проведения
- Сложности в подготовке и проведении: отсутствие опыта участия в общих командных встречах, участник- наблюдатель и т. д.
Практикум «Разработка сценария вводной встречи»
Сессия по достижению общей цели
- Структура сессии: основные этапы
- Инструменты и методы для проведения: технологии для сбора идей, работа с дорожной картой
- Особенности реализации в онлайн-формате: вариации с заданиями
- Сложности в подготовке и проведении: отсутствие веры в достижение результата, нет командной работы, ориентированной на общий результат и т. д.
Практикум «Разработка сценария сессии по достижению общей цели»
Сессия по решению проблем
- Структура сессии
- Инструменты и методы для проведения: анализ корневых причин и т. д.
- Особенности реализации в онлайн-формате
- Сложности в подготовке и проведении: взаимные обвинения, обиды, неконструктивное поведение и т. д.
Практикум «Разработка сценария сессии по решению проблем «Кросс-функциональное взаимодействие»
Сессия по развитию команды
- Структура сессии с учетом специфики: формирование общих правил, развитие сотрудничества и взаимопомощи и т. д.
- Инструменты и методы для проведения: методика «спрос-предложение» и т. д.
- Особенности реализации в онлайн-формате
- Сложности в подготовке и проведении: отрицательные эмоции участников, споры, конфликты и т. д.
Практикум «Разработка сценария сессии по развитию команды «Согласование основных правил взаимодействия, подведению итогов и т. д.»
Белкина Елена Николаевна
Ведущая стратегических и командных сессий, член Международной (IAF) и Российской ассоциаций фасилитаторов, бизнес-тренер
Профессиональный опыт
Практический опыт в коммерческих организациях таких сфер деятельности как: производство, продажи, услуги на всех видах рынков (FMCG, B2B, B2C, B2G) с 2000 года
- 2014 — н. в. — Честная практика, независимый бизнес-тренер, коуч, фасилитатор, консультант
- 2012–2014 — ГК «Южная Софтверная Компания», руководитель направления бизнес-консалтинга, менеджер проектов, тренер
- 2007–2012 — ГК «Южная Софтверная Компания», директор по персоналу
- 2006–2007 — ГК «МСМ», заместитель директора по персоналу
- 2005–2006 — Рекрутинговое агентство «Статус ЮГ», консультант по подбору персонала
Профессиональные компетенции
- Фасилитация сессий стратегического и организационного развития компаний
- Управление персоналом
- Эффективные коммуникации
- Развитие управленческих компетенций
- Креативные технологии в бизнесе
- Визуализация для анализа и решения сложных ситуаций
- Проектное управление
- Описание и оптимизация бизнес-процессов
- Лидерство
- Коучинг
Клиенты
TELE2, Транспортная компания DPD, АО «Международный аэропорт Краснодар», ООО «БазелАэро», ОАО «Вэлан», ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа» (ОАО «НИПИгазпереработка»), АО «Каменскволокно», ФГУП «Главный центр специальной связи», ЗАО «Алкоа Металлург Рус», Управление спецсвязи по Ростовской области, УК «Юг Руси», ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод», ЗАО «Кореновский Молочно-консервный комбинат», Компания «ЕвроХим», Строительная компания «Выбор-С» и другие
Преподавательская деятельность
Автор HR-практикумов, преподает в ведущих вузах и тренинговых центрах открытые и корпоративные программы по фасилитации, проектному и процессному управлению, мотивации, развитию и управлению персоналом
Выступления и публикации
-
Член Международной ассоциации фасилитаторов (IAF)
-
Член Российской Ассоциации Фасилитаторов
-
Член экспертного совета HR бизнес-клуба
-
Постоянный докладчик на профильных конференциях, в том числе: 10-я Юбилейная конференция российских фасилитаторов, мастер-класс «Применение метода раскадровки в работе с командой», 3-я Конференция СПб консультантов и тренеров «Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар», тема «Оценка результатов тренинга»
-
Эксперт бизнес-журнала «Деловой квартал»
-
Реализация проекта в ЗАО «Алкоа Металлург Рус» по переобучению высвобожденных работников, включая автоматизацию данного проекта
-
Разработка программ, реализация корпоративного обучения и консалтинговых услуг по процессному управлению для «НИПИгазпереработка», «Автосоюз», «ЮСК» и другие
-
Реализация проекта для ОАО «Каменскволокно» по разработке процессов и инструментов оценки, развития и мотивации (KPI) сотрудников коммерческой службы
Образование
- 2019 — Искусство создания пространства обсуждений. Сторитейллинг и Техника «8 дыханий проектирования процесса» (Storitelling & The 8 Breaths of Process Architecture), Mary Alice Arthur, SOAR
- 2019 — Подход CLEAR ALIGNMENT для разработки и управления стратегией
- 2019 — Appreciative Inquiry, Lawrence E Philbrook (Director ICA Taiwan)
- 2019 — Insight Group, Шрифт как инструмент визуальной коммуникации
- 2018 — Insight Group, Визуальная фасилитация и скайбинг для продвинутой работы с командами
- 2018 — Insight Group, Визуальные заметки для повышения личной эффективности
- 2014 — Центр обучения и консалтинга ЮСК, Методология и инструментарий работы с кадровым резервом
- 2014 — Community At Work, Advanced Facilitation Skills
- 2013 — Центр обучения и консалтинга ЮСК, Адаптация персонала
- 2011 — Центр обучения и консалтинга ЮСК, Практика совершенствования системы оплаты труда и мотивации персонала в сложных экономических условиях
- 2009 — Институт тренинга «АРБ ПРО», Базовые стратегии. Специфика построения и реализации
- 2009 — PMI Expert, Управление проектом на основе стандарта ANSI PMI PMBOK
- 2008 — Институт тренинга «АРБ ПРО», Аттестация персонала
- 2007 — Авторская школа коучинга Е. Симонова, Работа коуча с группой, коучинг команд
- 2007 — Центр обучения и консалтинга ЮСК, Стратегическое планирование. Внедрение процессного подхода в управление
- 2006 — Институт тренинга «АРБ ПРО», Обучение на рабочем месте: Наставничество и коучинг
- 2006 — Центр обучения и консалтинга ЮСК, Эффективное интервью. Как узнать человека за час
- 1998–2001 — Московский государственный открытый педагогический университет, педагогика
- 1996–2002 — Ростовский государственный университет, психология
Даты начала обучения не определены.