От работы начальника отдела кадров во многом зависит организация работы персонала всего предприятия, реализация целей и задач кадровой политики, которые должны соответствовать современным условиям бизнеса.
На семинаре вы узнаете о практических методах решения задач, с которыми сталкиваются работники службы управления персоналом, изучите вопросы правового регулирования отношений между работником и работодателем.
В результате обучения вы:
- изучите современное законодательство РФ в сфере труда об обязательности документирования работы с персоналом
- поэтапно разберете подготовку и порядок проведения внутреннего аудита кадровых документов
- изучите процесс хранения, уничтожения и архивации кадровых документов
- научитесь проводить проверку правильности заключения трудового договора и приема на работу особых / льготных групп
- узнаете правовые последствия нарушений правил оформления документов
- изучите виды ответственности, меры наказаний и воздействий на нарушителей
- познакомитесь с типичными ошибками в вопросах кадровой работы
- на практике разберете сложные случаи увольнений
День 1
Кадровый документооборот
- Документы, регламентирующие работу кадровой службы. Структура КС, функции, задачи, место в организационной структуре компании
- Создание системы КДП, учет, регистрация, контроль исполнения
- Взаимодействие с другими структурными подразделениями. Документооборот. Чем закреплять, как внедрить
Практикум «Формирование регламента взаимодействия служб»
Обязательные документы для оформления кадровых процедур
- Современное законодательство РФ в сфере труда об обязательности документирования работы с персоналом
- Ответственность за отсутствие кадровых документов, предусмотренных законодательством РФ
- Обязательная и дополнительная локально-нормативная база работодателя
- Организация и документирование основных кадровых процессов
- Хранение, уничтожение и архивация кадровых документов
Практикум «Составление памятки и инструкции по оформлению кадровых процедур для сотрудников ОК»
День 2
Аудит кадровых документов своими руками
- Понятие аудита кадровых документов, виды проверок. «Золотой треугольник» аудита. Аудит как профилактика нарушений и актуализации документации
- Подготовка и порядок проведения внутреннего аудита кадровых документов: проверка соответствия формы и содержания кадровой документации нормативным требованиям
- Оформление результатов проведения внутреннего аудита кадровых документов
Практикум «Анализ и выявление ошибок в ПВТР, штатном расписании, графике отпусков»
Подготовка к проверкам ГИТ
- Виды проверок, документарное и законодательное обоснование
- Защита юридических лиц от неправомерных действий проверяемой организации
- Документы, оформляемые ГИТ, ответственность за неисполнение предписаний
Практикум «Изучение нормативной и законодательной базы»
Проверка документов, связанных с оформлением приема на работу и оформлением трудовых отношений. Особенности оформления особых / льготных групп сотрудников
- Документы, предъявляемые при оформлении на работу, проверка подлинности документов. Особые документы льготных категорий
- Современный трудовой договор. Проверка правильности заключения трудового договора и приема на работу особых / льготных групп
Практикум «Анализ и выявление ошибок в трудовом договоре, Т-2, приказе»
Проверка документов, связанных с движением кадров, предоставлением отпусков, увольнением
- Проверка правильности оформления документов, образующихся в процессе движения кадров (соглашения к трудовым договорам, приказы по личному составу, информационно-справочные документы и др.)
- Правовые последствия нарушений правил оформления документов, связанных с движением персонала, исправление ошибок
- Аудит документов, связанных с планированием, предоставлением и оплатой отпусков
- Правовые последствия нарушений правил оформления увольнения работника. Проверка документов по процедуре увольнения сотрудников
Практикум «Анализ судебной практики»
День 3
Ответственность и риски работодателя в случаях нарушений в кадровой работе
- Виды ответственности, меры наказаний и воздействий на нарушителей, обзор новаций законодательства по штрафам и ответственности
- Дисциплинарная ответственность. Особенности оформления дисциплинарного нарушения
- Материальная ответственность. Судебная практика взыскания материального ущерба. Взыскание затрат на дорогостоящее обучение
- Административная и уголовная ответственность
- Рейтинг самых популярных ошибок по итогам проверок ГИТ и судебная практика
Практикум — разбор видеокейсов «Проверки государственной инспекции труда. Последствия и риски для работодателя»
Типичные ошибки в вопросах кадровой работы
- Трудовая книжка. Исправление ошибок
- Больничный во время отпуска. Перенос отпуска. Части каких отпусков можно получить деньгами
- Командировки. Новый порядок направления работников в служебные командировки
- Больничные листы. Переход на электронный документ
- Несчастный случай на производстве. Что должен знать кадровик
Практикум «Возможные и невозможные исправления в трудовой книжке»
Особенности увольнения сотрудников
- Основания увольнения. Легитимный документооборот. Риски и типичные ошибки
- Увольнение «по собственному желанию» — формулировка не из Трудового кодекса
- Порядок увольнения с использованием больничных листов
- Разбор сложных случаев увольнений: сокращение численности или штата, увольнение пропавшего сотрудника, возможные увольнения при введении профстандартов на предприятии
Практикум «Анализ видеокейсов»
День 4
Правовые и управленческие вопросы регулирования оплаты и нормирования труда
Система оплаты труда в общей системе менеджмента и вознаграждения
- Постоянная и переменная часть. Взаимосвязь матрицы функций подразделения, штатного расписания, норм труда и списка должностных обязанностей. Формирование должности с учетом объема работ, требуемой квалификации и необходимого списка обязанностей на данном этапе развития организации
- Условия оплаты труда, включаемые в трудовой договор, в локальные нормативные акты, коллективный договор
Постоянная часть заработной платы
- Структура системы нормирования на предприятии. Документы, регламентирующие процесс нормирования
- Классификация норм труда. Нормативы затрат труда и методы нормирования. Нормируемая величина денежных средств, направляемых на оплату труда
- Фотография рабочего дня и хронометраж — основные инструменты каждого руководителя
- Коэффициенты, определяющие основное оперативное время
- Потери рабочего времени. По организационно-техническим причинам, связанные с нарушением трудовой дисциплины
Практикум — кейс «Фотография рабочего дня»
Особенности оплаты дополнительной работы
- Режимы работы, определяющие норму
- Особенности режима неполного рабочего времени. Льготные категории, имеющие право на его установление. Ограничение ввода режима неполного рабочего времени работодателем в период возможных сокращений штата
- Особенности определения и оплаты сверхурочной работы. Особенности суммированного учета рабочего времени для определения сверхурочных часов
- Особенности оформления и оплаты работы в выходные и праздничные дни
- Особенности оформления, оплаты, ограничения при совместительстве
- Особенности оформления, оплаты, ограничения при совмещении. Статус ВРИО. Оплата временных переводов
- Ненормированный труд, его свойства и особенности его оформления и оплаты
- Оформление и судебная практика и практика отказов ФСС по типичным ошибкам
Переменная часть оплаты труда
- Правовое поле стимулирующих надбавок, премий, поощрительных выплат
- Надбавки за экспертность, по итогам работы, «инфляционные» и прочее
- Алгоритм введения системы премирования с использованием KPI. Индивидуальные, групповые и корпоративные показатели премирования, особенности и правовое поле оценки
Практикум «Анализ кейсов по применению оформления KPI»
Изменения оплаты труда
- Общий порядок изменений оплаты труда
- Влияние профсоюза
- Ограничения и типичные ошибки работодателя
- Судебная практика
Ерошенкова Ольга Юрьевна
Эксперт в области управления персоналом и трудового права, консультант в области кадрового менеджмента, профессиональный коуч
Профессиональный опыт
- 2009 — н. в. — Государственная инспекция труда Федеральной службы по труду и занятости, государственный инспектор
- 2006–2009 — ООО «Катерпиллар», директор по персоналу
- 2004–2006 — ООО «Эмерсон», руководитель отдела персонала
- 2000–2004 — Рэйтеон Текникал Сервисез Компани, руководитель отдела кадров
- 1997–2000 — Эн-Си-Эйч Эдвайзорс, менеджер по кадрам
Профессиональные компетенции
- Построение, аудит, оптимизация систем управления персоналом, управление ими
- Оптимизация систем стимулирования (грейдирование, внедрение системы KPI, компенсационных пакетов для должностей различных уровней, в т. ч. экспатов)
- Коуч-технологии в мотивационном менеджменте
- Оптимизация бизнес-процессов через вовлечение руководителей и экспертов в процесс изменений (Change management)
- Тренинги по корпоративным компетенциям и ценностям (в т. ч. обучение созданию кейсов и практикумов)
- Консультант населения и работодателей по наиболее сложным случаям трудового законодательства
Преподавательская деятельность
Преподаватель на программах MBA, магистратуры, повышения квалификации по управлению персоналом и трудовому праву в РАНХ и ГС, НИУ ВШЭ, МИРБИС, ГАСИС, ИЭК, РУДН, МФЮА, МЭСИ, ГУУ, CSUN (USA)
Публикации и достижения
Автор широкого круга статей в специализированных СМИ: журналах «Новый менеджмент», «Расчет», «Главный бухгалтер», «Управление компанией», «Генеральный директор», «Кадровое дело», «Справочник управления персоналом», газете «Труд» и других
Образование
- 2006–2009 — Среднерусский университет, юриспруденция, трудовое право
- 2001 — ГАСИС, управление персоналом (переподготовка)
- 1994–1995 — California State University, Northridge (США), personnel administration
- 1984–1989 — Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина
Коптенко Елена Евгеньевна
Член Национального союза кадровиков, участник клуба HR-менеджеров, эксперт-практик в области кадрового документирования, специалист в области кадрового аудита. Сертифицированный бизнес-тренер, действующий руководитель кадровой службы, консультант в области управления персоналом и организации документационного сопровождения кадровых процессов на предприятии
Профессиональный опыт
- 2010 — н. в. — ICS Travel Group, руководитель кадровой службы
- 2008–2010 — Роза ветров, HR-менеджер
- 2005–2008 — Уралснабкомплект, HR-менеджер, руководитель секретариата
- 2005–2006 — Институт истории искусств, кафедра психологии, тренер
- 1990–2005 — Государственные образовательные учреждения, директор
Профессиональные компетенции
- Разработка локально-нормативной базы предприятия
- Управление персоналом
- Оптимизация кадрового состава
- Проведение аудита кадровых процессов
- Проведение обучающих мероприятий
- Организация кадровой работы с нуля
- Составление и кастомизация тренингов, семинаров, тестов и пр.
Преподавательская деятельность
Педагогическая деятельность — более 20 лет. Проводит лекции и тренинги в ведущих вузах и институтах повышения квалификации по направлению кадрового делопроизводства и управления персоналом
Образование
- 2014 — Система Кадры «Летняя школа кадровика», КДП с учетом последних изменений законодательства
- 2013 — Центр повышения квалификации «Что делать Квалификация», правовое регулирование трудовых отношений
- 2010 — ЦКТ «Специалист», «1С:Зарплата и Управление персоналом»
- 2007 — СиВАШ интеллект, современное делопроизводство
- 2006 — Московский институт профессиональной переподготовки, управление персоналом
- 2006 — Институт повышения квалификации, организация делопроизводства в управлении предприятием
- 2001 — Институт повышения квалификации «Интеллектика», инновации в методике преподавания
- 1994–1999 — Армавирский государственный педагогический институт, педагог, методист
- 1984–1988 — Новороссийское педагогическое училище, учитель