ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА: Получение знаний и навыков по вопросам разработки интегрированной системы менеджмента (ИСМ) в соответствии с требованиями стандартов ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018. Рассмотрение единых подходов, общих требований к системам менеджмента, а также индивидуальных требований стандартов. Поиск оптимальных методов реализации требований стандартов для организаций-участников.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
- сотрудники организаций, внедряющих интегрированную систему менеджмента (ИСМ);
- сотрудники организаций с сертифицированной интегрированной системой менеджмента, желающие улучшить / повысить результативности системы;
- сотрудники с «неудачным» опытом интеграции различных требований систем менеджмента.
ПОЛУЧАЕМЫЕ ЗНАНИЯ: требования стандартов ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018; терминология в области систем менеджмента; выделения и оценивания рисков в области систем менеджмента и рисков управления; понимание процессного подхода, риск-ориентированного подхода, анализ данных и принятие решений в области систем менеджмента.
-
Стандарты и нормативные документы в области систем менеджмента. Логика построения стандартов, единая структура стандартов. Термин «система менеджмента». Единые подходы к системе управления: PDCA, процессный подход, баланс интересов заинтересованных сторон, риск-ориентированный подход.
- Что такое контекст организации, примеры внешних и внутренних аспектов. Информация о контексте как основа для определения стратегических направлений. Примеры контекстов;
-
Заинтересованные стороны – потребности и ожидания. Баланс потребностей. Возможно ли удовлетворить все ожидания и потребности заинтересованных сторон?
-
Область применения системы менеджмента. Исключения из требований;
- Менеджмент на основе процессного подхода: требования к процессам системы менеджмента, структуре и взаимодействию процессов, методам мониторинга и измерения. Необходимость документирования процессов, оценка и анализ процессов; Методы описания. Определение показателей по процессам. Отличия показателей результативности и эффективности. Нормирование показателей. Анализ примеров организаций. Анализ примера правильных и неправильных показателей;
-
Лидерство и приверженность руководства. Политика в области качества в соответствии и как отражение контекста. Зачем нужна Политика? Пример Политики, которая не работает;
-
Обязанности, ответственность и полномочия. Практики документирования, виды организационных документов. Аспекты формирования оргструктуры, должностной инструкции;
-
Консультации и участие в системе менеджмента. Значение и лучшие практики реализации. Культура организации как основа для обмена информацией;
- Планирование на основе рисков: термин, идентификация рисков и описание, оценка рисков, действия в отношении рисков, варианты действий по управлению рисками, интеграция действий в процессы. Анализ примеров;
-
Профессиональные риски. Термины «опасность», «инцидент». Идентификация опасностей, рисков. Виды опасностей. Типовые перечни. Последствия. Методы оценки рисков. Законодательные и прочите требования. Действия, направленные на риски и возможности. Примеры действий;
-
Экологические аспекты. Прямые и косвенные аспекты. Деятельность – экологический аспект-воздействие-риски. Примеры для рассмотрения. В каких процессах искать и идентифицировать экологические аспекты? Значимые и незначимые экологические аспекты. Методы оценки значимости, учет обязательств по соблюдению. Действия, направленные на риски и возможности;
-
Законодательные и прочие требования. Обязательства по соблюдению. Учет применимых требований в работе с рисками и аспектами.
-
Возможности. Цели на улучшение, планирование их достижения. Практика постановки измеряемых целей. Методология SMART. Программы мероприятий
- Требования к поддерживающим средствам и ресурсам. Роль поддержки, ключевые ресурсы;
-
Персонал. Определение требований к персоналу. Достаточное количество, компетентность, личные качества, мотивация и лояльность. Методы достижения и повышения компетентности. Алгоритм проведения обучения. Виды обучения, оценка результативности обучения. Примеры из практики;
-
Внутрифирменные знания. Зачем нужен обмен знаниями в организации? Кто носитель ключевых знаний, которые нельзя потерять. Как организовать передачу знаний?
-
Осведомленность как способ воздействия на человеческий фактор;
- Инфраструктура. Что входит в понятие «инфраструктура». Требования ISO 9001 к инфраструктуре. Как определить, какая инфраструктура нужна? Поддержание инфраструктуры, лучшие практики. Анализ фотоматериалов;
-
Среда для осуществления процессов. Области факторов, влияющие на среду. Анализ фотоматериалов;
-
Ресурсы для мониторинга и измерений. Планирование, закупка, эксплуатация, метрологический надзор. Законодательства РФ в области обеспечения единства средств измерений. Идентификация и способы идентификации. Что делать, если получен отрицательный результат калибровки и/или поверки средства измерения. Анализ фотоматериалов;
-
Документирование ИСМ: структура документирования, документированная информация. Требования к документированию. Ошибки в управлении документации
-
Процессы жизненного цикла / управление операциями. Управление опасностями. Процессы, связанные с потребителем. Проектирование и разработка новой продукции: этапы, внесение изменений, верификация и валидация. Закупка. Значимые закупки для интегрированной системы менеджмент. Производство/оказание услуг, управляемые условия. Идентификация и прослеживаемость. Сохранность продукции. Факторы, влияющие на сохранность. Деятельность после поставки. Не забыть про деятельность на аутсорсинге и провайдеров услуг аутсорсинга;
-
Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Алгоритм процесса Тестирование готовности;
-
Выпуск продукции. Управление несоответствующими результатами. Немедленные действия и дальнейшие действия с несоответствиями. Анализ фотопримеров;
-
Мониторинг и анализ интегрированной системы менеджмента. Входные данные для анализа. Удовлетворенность потребителей. Оценка соответствия применимым требованиям.
-
Внутренний аудит (обзорная лекция). Возможности интеграции процедуры с процедурами внутреннего аудита других систем менеджмента.
-
Анализ интегрированной системы менеджмента. Входные данные для анализа- вспоминаем, какие цели, показатели и методы мониторинга внедрены. Действия в результате анализа. Периодичность проведения оценки результатов деятельности;
-
Улучшение. Инциденты, несоответствия и корректирующие действия. Отличия коррекции и корректирующего действия. Алгоритм работы по анализу причин и назначению корректирующих действий. Постоянное улучшение.
- Зачем нужен аудит? Место и значение внутреннего аудита в системах менеджмента, в цикле PDCA. Стандарты в области внутреннего аудита: ISO 19011. Принципы и философия аудита;
-
Виды аудитов: аудит продукции, процесса, системы;
-
Менеджмент программ аудита. Требования к квалификации аудиторов систем менеджмента качества. Формирование команды аудиторов;
- Как выбирать объект аудита в системе менеджмента качества? Планирование и подготовка аудита. Формирование годовой программы аудитов системы менеджмента качества. Составление вопросных листов;
-
Проведение аудита: этапы аудита на месте. Принципы проведения вступительной беседы. Методы исследования на аудите, определение выборки аудита. Завершение аудита. Оценка наблюдений аудита. Составление отчета;
- Теория коммуникации. Первое впечатление. Выбор дистанции;
- Техника постановки вопросов: как спросить, чтобы «слушать». Виды вопросов, порядок опроса по теме. Управление возражениями;
-
Прослеживание дальнейших действий по результатам внутреннего аудита. Определение взаимосвязи внутреннего аудита с последующими корректирующими действиями. Состав записей по дальнейшим действиям.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (состав может варьироваться)
- Практическое задание по определению контекста организации;
- Определение области применения организации-участника, определение и обоснование исключений из области;
- Практический блок по процессному подходу:
- Разработка схемы последовательности и взаимодействия процессов;
- Определение входных данных, результатов процесса, поставщиков, потребителей, ресурсов процесса, ответственного за процесс;
- Определение показателей процесса;
- Анализ показателей процесса: о чем они говорят?
- Практическое задание по разработке Политики в области ИСМ на основании контекста;
- Практический блок по рискам организации и бизнес-процессам:
- Определение порядка этапов риск-менеджмента;
- Идентификация рисков организации на примере кейса;
- Идентификация рисков процесса;
- Ранжирование рисков по степени вероятности и тяжести последствий;
- Назначение мероприятий по управлению рисками.
- Практический блок по профессиональным рискам:
- Идентификация опасностей и рисков для штатных, нештатных режимов и аварийных ситуаций;
- Определение опасностей на фото примерах;
- Назначение мер реагирования.
- Практический блок по работе с экологическими аспектами:
- Определение видов деятельности, экологических аспектов и воздействий на окружающую среду;
- Определение экологических аспектов на фотопримерах.
- Практическое задание по разработке измеримых целей в области ИСМ;
- Практическое задание по определению отличий в квалификации и компетентности;
- Определение ключевых знаний персонала, способа передачи и способа мотивации их передавать;
- Оценка несоответствий инфраструктуры;
- Практическая работа по анализу ошибок в управлении документированной информацией;
- Практическая работа по определению критериев выбора и текущей оценки провайдера;
- Оценка фотоматериалов по опасностям в производстве;
- Оценка фотоматериалов с примерами идентификации по статусу контроля;
- Идентификация рисков в процессе хранения на основе фотоматериалов;
- Определение мероприятий по управлению изменениями на основе кейсов;
- Определение причин(ы) несоответствия и назначение корректирующих действий;
- Подготовка годовой программы внутренних аудитов;
- Подготовка вопросного листа;
- Оценка ситуаций аудита на основе описаний ситуаций;
- Оценка ситуаций аудита на основе наблюдений (работа с фотоматериалами);
- Индивидуальная работа: «Точное описание свидетельств аудита»;
- Поиск правильного ответа на возражения;
- Оценка правильности назначения мероприятий по результатам аудита.
Экзамен
Информация предоставляется по запросу.
Даты начала обучения не определены.