Данный тренинг предназначен для сотрудников, чья деятельность связана с активным межличностным общением и командным взаимодействием.
С помощью кейсов, деловых и ролевых игр моделируются ситуации командной работы, а также конфликтные ситуации, нуждающиеся в конструктивном разрешении. Часть упражнений и игр записывается на видео для последующего просмотра и анализа. После чего происходит формирование моделей бесконфликтного командного взаимодействия.
В результате обучения вы:
- улучшите коммуникацию и навыки внутри командного взаимодействия
- научитесь анализировать конфликтные ситуации, понимать причины их возникновения
- узнаете, как применять навыки бесконфликтного внутри командного взаимодействия
- сможете выявлять и формировать социальные и функциональные роли в команде
- научитесь управлять командной деятельностью, учитывая динамику её развития и другие факторы, влияющие на повышение качества внутри-командного взаимодействия
- проанализируете свои личностные характеристики и стереотипные модели поведения, влияющие на эффективность Вашего общения в конфликтной ситуации
- выработаете навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций на любом этапе протекания конфликта
- сможете распознавать и противостоять попыткам скрытого воздействия и манипуляции со стороны другого человека, а также управлять собственными эмоциями и позитивно влиять на общий эмоциональный фон во время конфликтных ситуаций
День 1
Работа в команде. Отличие команды от рабочей группы. Факторы, влияющие на эффективность командной работы
- Факторы, влияющие на эффективность командной работы. Закономерности групповых процессов и их использование для повышения эффективности командного взаимодействия
- Определение термина «команда». Отличие «команды» от «рабочей группы»
Практикум-упражнение «Анализ факторов, влияющих на эффективность общения и внутрикомандного взаимодействия»
Этапы развития команды
- Этапы развития команды и задачи, необходимые к выполнению на каждом из этих этапов
- Задачи этапа «Формирование команды»
- Задачи этапа «Бурление»
- Задачи этапа «Нормирование»
- Задачи этапа «Функционирование»
- Задачи этапа «Перемена. Изменение» (завершение работы команды или её дальнейшее функционирование в изменённом виде)
Специфика и особенности этапа «Формирование команды». На что обращать внимание, создавая новую команду
- Основные составляющие этапа
- Качественная постановка целей как необходимое условие эффективного формирования команды
- Критерии хорошо поставленной цели: характеристики S.M.A.R.T.
Практикум-упражнение «Специфика этапа формирования команды»
Особенности этапа «Бурление». Формирование социальной структуры команды и обозначение социальных командных ролей её участников
- Социальные роли в команде. Их специфика, характеристики и влияние на эффективность командного взаимодействия
- Особенности социальных командных ролей
- «лидер»
- «сторонники лидера»
- «эксперты»
- «агенты влияния»
- «оппозиционный лидер»
- «сторонники оппозиционного лидера»
- «наблюдатели»
- «белая ворона»
Практикум-деловая игра «Динамика развития команды и формирование социальных командных ролей»
Коллективное принятие решений, как необходимый элемент этапа «Нормирование». Роль правил и процедур в коллективном обсуждении
- Факторы, влияющие на эффективность коллективного обсуждения
- Алгоритм коллективного обсуждения и принятия решений. Основные моменты и практические советы
- Алгоритм проведения коллективного обсуждения (совещания)
Практикумы:
- Деловая игра на отработку навыков коллективного обсуждения и принятия коллективного решения
- Упражнение «Диагностика и выявление факторов, влияющих на эффективность коллективного обсуждение и принятия решений»
День 2
Основные термины по теме «управление конфликтами». Классификация внутри-командных конфликтов
- Определение термина «конфликт» и его роли (негативной и позитивной) во внутри-командном взаимодействии
- Понятие «конструктивного» и «деструктивного» конфликта
- Классификация внутрикомандных конфликтов по составу участников: межличностные, межгрупповые, смешанные
Анатомия конфликта. Универсальный алгоритм профилактики и решения конфликта
- Структура конфликта, как основной инструмент анализа конфликтной ситуации
- Конфликтующие стороны (конфликтанты)
- Зона разногласий
- Представление (восприятие) ситуации
- Интересы (мотивы) конфликтующих сторон
- Действия конфликтующих сторон
- Универсальный алгоритм профилактики и разрешения любой конфликтной ситуации
- Особенности разрешения конфликтной ситуации в межгрупповом конфликте
Практикумы:
- Упражнение «Отработка техники задавания вопросов»
- Деловая игра «Разрешение конфликтной ситуации в межгрупповом конфликте с помощью универсального алгоритма»
Динамика (этапы развития) конфликтной ситуации. Анализ и профилактика смешанного конфликта
- Предконфликтная ситуация
- Инцидент
- Эскалация
- Кульминация
- Мертвая точка
- Завершение конфликта
- Постконфликтная ситуация
Практикум «Анализ динамики конфликта на примере конкретной практической бизнес-ситуации»
- Влияние логического и эмоционального восприятия на развитие конфликта
- Специфика профилактики и разрешения смешанных конфликтов в командном взаимодействии
- Пять моделей (стратегий) поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, уступка и избегание. Плюсы и минусы каждой из моделей
- Пять видов коммуникации, направленных на разрешение конфликта: «жёсткая», «мягкая», «цивилизованная», «функциональная» и «взаимовыгодная коммуникация»
- Алгоритм сотрудничества как наиболее эффективная модель разрешения конфликтной ситуации
Практикумы
- Упражнение «Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации (тестирование по опроснику Томаса-Килмена)
- Анализ эффективности различных моделей поведения в конфликте (работа в группах)
- Упражнение «Пять видов коммуникации для разрешения конфликта»
Деструктивные убеждения (иллюзии) и стереотипы поведения, влияющие на возникновение и развитие конфликта
- Объективные и субъективные факторы конфликта
- Эмоциональные деструктивные убеждения (иллюзии) и стереотипы поведения, негативно влияющие на возникновение и развитие конфликта: иллюзия «плохого человека», иллюзия «самооправдания», иллюзия «выигрыш — проигрыш»
Практикум «Деструктивные убеждения и стереотипы поведения в ситуации конфликта»
День 3
Этапы анализа конфликта и согласования эмоционального восприятия
- Цели и задачи этапа анализа конфликтной ситуации
- Цели и задачи этапа согласования эмоционального восприятия
- Как создать атмосферу взаимной симпатии и доверия в первые минуты общения
- Факторы, влияющие на создание атмосферы взаимной симпатии и доверия
Практикум-упражнение «Отработка техник формирования атмосферы взаимной симпатии и доверия»
Этап согласования логического восприятия
- Цели и задачи этапа согласования логического восприятия. Техники, используемые на этапе согласования логического восприятия
- Типология вопросов: «открытые», «закрытые» и «альтернативные» вопросы
- Техники «активного слушания»: «эхо», «перефразирование», «резюмирование»
Практикум-упражнение «Техника задавания вопросов»
Этап согласования интересов. Методы «цивилизованного» и «нецивилизованного» влияния в конфликтной ситуации
- Виды психологического влияния. Характеристики и особенности цивилизованных видов влияния: вопросы, аргументация, алгоритм убеждения
- Факторы, влияющие на согласование логического восприятия и интересов
- Характеристики и особенности варварских видов влияния: агрессия, давление, угроза и пр.
- Характеристики и особенности манипулятивных видов влияния: гедонистическая и прагматическая манипуляция
- Манипулятивные роли по «квадрату Карпмана»: «Каратель», «Спасатель», «Жертва»
Практикум-упражнение «Отработка участниками алгоритма убеждения и согласования интересов»
Эффективные методы распознания и противостояния агрессии и манипуляции в ситуации острого конфликта
- Как распознать «манипулятора» и отличить его от «эмоционала»
- Техники распознания и противостояния агрессии и манипуляции: психологическое айкидо, цивилизованная конфронтация, «бесконечное повторение», «бесконечное уточнение», «6 техник отказа», «разрыв шаблона»
Практикум «Методы противостояния агрессии и манипуляции»
Толопило Анатолий Сергеевич
МВА, организационный консультант, практический психолог, бизнес-тренер
Профессиональный опыт
- 2005 — н. в. — Школа управления DIRECTORICA, директор по развитию, бизнес-тренер, организационный консультант
- 2002–2005 — ООО «Биомеханические системы», директор по персоналу
- 1998–2002 — Социально-психологический центр «Аллелон», тренер-методист, практический психолог
Профессиональные компетенции
- Управленческие навыки и компетенции
- Эффективные коммуникации (переговоры и конфликты)
- Развитие лидерского потенциала
- Управление продажами
Клиенты
An-security, By Telecom, Cop.Cjpin, Development Associates International; DNS Computers, Global Nraining, Idalgo, Infotel; Johnson Controls, Optitrade, ProximaConsult, Ramboll, SleepSystem, Star GSM, Stentor Music Gollery, Stopol Group, Vikont, Аврора, Аскон, АТЕКС-Электро, Балтийсктий банк, Биоэкология, БТК, Дом мебели, Инвест-проект, Квадро Имттекс, Кладовая Здоровья, Ленстальканат, Лотос, Новая Недвижимость, Петербургская недвижимость, Правовой центр недвижимости, Реактив, Ржевская Кабельная База, Риа Панда, СтаКос, Телеком технолоджис, Техно Николь, Элтехника и др.
Преподавательская деятельность
С 2005 года преподает по программе МВА в Санкт-Петербургской академии управления и экономики
Образование
- 2007–2008 — The Open University Business School — Школа бизнеса Открытого университета (Великобритания), MBA
- 1997 — Высшие курсы практической психологии при Санкт-Петербургском государственном университете, тренер-методист
- 1996–1998 — Санкт-Петербургский государственный университет, специалист по управлению персоналом, практический психолог
- 1995–1997 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, управление образовательными системами, магистр
- 1987–1992 — Санкт-Петербургский государственный университет, историк, преподаватель истории
Даты начала обучения не определены.