Термин «экономическая безопасность» трактуется в литературе по-разному. Автор семинара определяет его как состояние защищенности бизнес-процессов компании.
Естественно, в зависимости от того, какие бизнес-процессы протекают в компании, так и выстраивается экономическая безопасность. Но есть много общего, с чем приходится сталкиваться практически всем компаниям: управлением и минимизацией экономических рисков, борьбой с внешним и внутренним (корпоративным) мошенничеством, защитой от попыток враждебного поглощения. Или, например, проверкой благонадежности и платежеспособности компании перед заключением с ней гражданско-правовых отношений. Нельзя сказать, что задачи экономической безопасности решает только Служба безопасности - эта задача распределена на многих должностных лиц компании: риск-менеджеров, юристов, аудиторов, комплаенс-менеджеров и иных.
Этот семинар будет интересен для всех, на кого возложены эти задачи и рассматривает вопросы экономической безопасности, как составную часть системы защиты бизнеса, а также предлагает практические решения по защите от угроз и экономических рисков, как внешних, так и внутренних.
Также участникам семинара будут предложены готовые алгоритмы действий и формы (образцы) необходимых нормативно правовых документов.
Вопросы программы и регламент:
09:30 - начало регистрации слушателей. 10:00 - начало занятий. 11:00-11:30 - кофе-пауза. 13:00-14:00 - обед. 17:00 - завершение программы обучения.
1. Политика экономической безопасности на предприятии. Определение экономических рисков и построение корпоративной защиты:
- виды экономических рисков. Внешние и внутренние риски. Создание системы анализа и управления экономическими рисками. Оценка экономического риска;
- прогнозирование рисковой ситуации. Определение источников информации, которые позволяют выявить причины риска и возможные его виды. Выяснение источников риска. Прогнозирование основных видов риска. Определение объектов, на которые воздействует тот или иной вид экономического риска;
- применяемые методы управления экономическими рисками. Методы минимизации и методы возмещения потерь. Методы упреждения и методы уклонения от риска. Методы локализации и методы распределения риска;
- аудит экономической безопасности и построение корпоративной защиты. Технологии, применяемые для создания организационно-защищенной структуры бизнеса;
- определение объектов защиты от экономических рисков. Определение субъектов безопасности. Аутсорсинговой обеспечение экономической безопасности предприятия. Решение каких задач рекомендуется отдать на аутсорсинг;
- правовая сторона деятельности Службы экономической безопасности (СЭБ). Какие действия законны, а какие нет. Подчинение СЭБ, Взаимодействие с акционерами, владельцами и руководителями бизнеса;
- финансирование СЭБ и мотивирование ее сотрудников. Анализ деятельности и оценка эффективности работы. Начальник СЭБ. Какие требования к нему предъявлять, какими чертами характера и профессиональными качествами он должен обладать. Какой образовательный уровень и опыт в прошлой жизни;
- основные положения российского и международного законодательства в области безопасности предпринимательской деятельности. Международные, национальные, отраслевые и ведомственные стандарты по обеспечению экономической безопасности предприятия;
- обеспечение экономической безопасности в представительствах иностранных компаниях, действующих на территории России, в холдингах, в дочерних структурах, в организациях, имеющих сложную организационную (территориально разделенную) структуру;
- формирование нормативного (правового) обеспечения экономической безопасности бизнеса. Концепция обеспечения экономической безопасности предприятия, политики безопасности, инструкции, регламенты и алгоритмы.
2. Практикум: составление карты экономических рисков предприятий, сотрудники которых проходят обучение на этом семинаре.
3. Конкурентная разведка. Анализ надежности контрагентов и безопасности коммерческих предложений:
- основные задачи конкурентной разведки. Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и защите информации. Конституционное право на сбор информации любыми законными способами. Аутсорсинг информационно-аналитических услуг. Получение сведений из средств массовой информации. Особенности получение информации из детективных агентств;
- методы сбора информации. Систематизация работы по сбору информации о контрагенте. Информация, представляемая самим контрагентом. Получение информации с сайта контрагента;
- получение официальной информации из государственных информационных ресурсов. Обзор официальных сайтов государственных органов и представленных на них информационных ресурсов. Использование программных комплексов для сбора и анализа информации официальной информации;
- получение неофициальной информации. Серые базы данных. Специализированные ресурсы по отраслям бизнеса и территориям. Использование информационных ресурсов Интернета для задач конкурентной разведки. Работа в чатах, блогах, живых журналах и иных информационных массивах. Работа с невидимой частью Интернета (интернет разведка);
- особенности получения информации по физическим лицам. Законодательство РФ о персональных данных;
- международные информационные ресурсы для сбора и анализа информации по зарубежным контрагентам;
- сбор сведений оперативными методами. Беседы с сотрудниками и иные способы получение информации, используя «человеческий фактор». Мотивация человека на передачу (разглашение) информации. Визуальное наблюдение, осмотр помещений и местности;
- методы анализа информации. Обзор автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых на предприятиях. Что может и для чего используются АИС. Применение АИС для финансового анализа компании. Формирование корпоративных баз данных;
- алгоритм определения надежности контрагентов – юридических и физических лиц. Формирование матрицы проверки организации в зависимости от суммы сделки, предоплате и иных условий;
- оценка контрагента с позиции налоговых рисков. Понятие «должная осмотрительность» при взаимоотношениях с контрагентами. Коррупционные риски. Угроза конфликта интересов и аффилированности сотрудников с представителями контрагента;
- анализ учредительных документов организации с позиции безопасности. Анализ атрибутов и фирменного стиля. Оценка возможности кризисных ситуаций в деятельности компании на основе статистических методов. Применение на практике эмпирических законов;
- типы компаний, преследующие противоправные цели. Прогнозирование надежности организаций на основе «растровых признаков опасности». Формирование рейтингов надежности партнеров;
- анализ безопасности коммерческих предложений и договоров. Изучение инициаторов проекта, их интересы и деловую репутацию. Верификация представителей. Изучение механизма получения прибыли. Анализ первого контакта. Поведенческие аспекты при выявлении ненадежного партнера.
4. Практикум: оценка участниками семинара надежности своей компании по методикам, предложенным автором семинара.
5. Защита от мошенничества. Управление дебиторской задолженностью. Защита от рейдерства:
- общая характеристика и виды преступлений против собственности. Понятие и признаки мошенничества. Отличие мошенничества от иных видов преступлений против собственности. Уголовная ответственность за мошенничество;
- мошенники и их мотивация, психологические приемы, применяемые мошенниками;
- структура мошеннической операции, формы и сценарии мошенничества в различных видах бизнеса;
- типы компаний, преследующие мошеннические цели. Прогнозирование надежности организации на основе «растровых признаков опасности». Формирование рейтингов надежности партнеров;
- создание на предприятии системы предупреждения и защиты от мошеннических операций;
- причины образования дебиторской задолженности. Типы организаций – должников, их мотивация, способы работы с каждым из них. Особенности работы с предприятиями, находящимися в стадии банкротства;
- системность в управлении дебиторской задолженностью. Перечень превентивных мер. Организация безопасной договорной работы. Мониторинг неплатежей и финансовых рисков в договорной работе. Основные способы возврата долга, плюсы и минусы каждого из них. Переуступка долга;
- коллекторская деятельность. Правовая основа деятельности коллекторских агентств. Особенности досудебного урегулирования конфликтов. Обзор международных и российских коллекторских агентств. Принципы работы антиколлекторских организаций;
- медиация, как вид посреднических услуг по досудебному решению вопросов взыскания долга. Правовая основа деятельности медиаторов. Некоторые особенности работы с медиаторами;
- порядок взаимоотношений между подразделениями предприятия по взысканию задолженности. Судебные иски, арбитражное судебное производство и работа судебных приставов по взысканию дебиторской задолженности. Взаимоотношения с государственными правоохранительными органами;
- проведение переговоров с должниками. Психологические приемы, применяемы в процессе переговоров с должниками. Применение элементов НЛП в процессе переговоров с должниками;
- имиджевые приемы воздействия, применяемые при работе с должниками. Законные способы формирования отрицательного имиджа компании-должника. Некоторые приемы черного PR, применяемые на практике. Реестры ненадежных партнеров, существующие в Интернете.
- определение рейдерства (враждебного поглощения) в законодательстве РФ. Виды рейдерства. Внутреннее и внешнее враждебное поглощение. Цели (причины, мотивы) рейдерства. Особенности враждебного поглощения в России. Типы предприятий, наиболее подверженных возможному рейдерскому захвату. Понятие индекса рейдерпригодности компании – цели;
- типы и стратегии деятельности компаний – агрессоров и их возможности. Сценарии рейдерских захватов. Белые, серые и черные схемы враждебного поглощения;
- возможные превентивные мер по защите от враждебного поглощения Создание организационно защищенной структуры бизнеса. Организация охранных мероприятий. Защита реестра акционеров. Применение технологий «отравленных пилюль» и «золотых парашютов» в трудовых отношениях;
- защита предприятия от начавшегося враждебного поглощения. Признаки начавшегося враждебного поглощения. Правовые и организационные способы защиты. Защита бухгалтерских и иных документов предприятия. Ведение информационной войны с компанией – агрессором. Судебная защита;
- гринмейл или корпоративный шантаж. Сценарии действий гринмейлера. Права гринмейлера в зависимости от количества принадлежащих ему акций.
6. Практикум: проведение участниками семинара внутреннего расследования по фактам корпоративного мошенничества.
7. Ответы на вопросы. Пракические рекомендации.
Панкратьев Вячеслав Вячеславович
специалист в области корпоративной безопасности и управлению рисками, преподаватель - консультант
специалист в области корпоративной безопасности и управлению рисками, преподаватель - консультант, автор и ведущий обучающих программ (MBA, Executive MBA, открытые семинары, корпоративные мероприятия, индивидуальные консультации) по проблемам защиты бизнеса в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Академии информационных систем, Московской бизнес-школе, Русской школе управления, учебном центре Финконт, Международной московской финансово-банковской школе и других учебных заведениях. Автор книг и методических пособий по безопасности предпринимательской деятельности. Независимый эксперт в области корпоративной безопасности. Разработчик методик аудита безопасности предприятия и создания КСБ – корпоративных стандартов безопасности.
специалист в области корпоративной безопасности и управлению рисками, преподаватель - консультант, автор и ведущий обучающих программ (MBA, Executi...
Резюме преподавателя
Москва,
ул. Кировоградская, д.11, Отель «SunFlower Парк» ****
17–18 декабря 2024
41 900 р.
Москва,
ул. Кировоградская, д. 11, конференц-зал «Маринс Парк Отель»****
21–22 января 2025
41 900 р.
18–19 февраля 2025
41 900 р.
20–21 марта 2025
41 900 р.
23–24 апреля 2025
41 900 р.
18–19 июня 2025
41 900 р.