Для получения финансирования от венчурного инвестора предпринимателю необходимо успешно пройти тщательную процедуру отбора проектов для инвестирования. Венчурные инвесторы подходят к выбору проектов основательно и тщательно, поскольку заранее не известно, какой из них имеет шанс вырасти в первоклассную инновационную компанию, а затем прорваться в лидеры рынка.
Анализ проекта со стороны венчурного инвестора — это непростая и часто длительная процедура, к которой претендент на инвестиции должен быть полностью готов. Процедура анализа и отбора проектов может сильно варьироваться в зависимости от пристрастий и привычек конкретных венчурных инвесторов. Иногда это непринужденная «пятиминутная» беседа, а иногда — долгий и затяжной формализованный процесс.
Как соискателю доказать эффективность проекта, подготовить необходимый комплект документов, провести с венчурным инвестором успешные переговоры в разных форматах, быть готовым ответить на часто встречающиеся вопросы, избежать типичных ошибок — все эти вопросы будут детально рассмотрены на семинаре.
Внимание! Вы можете посетить полный курс «Поиск инвестиций для построения успешного стартап-проекта».
В результате обучения вы:
- изучите требования, предъявляемые венчурными инвесторами к потенциальным получателям финансирования
- узнаете, на что в первую очередь обращают внимание управляющие венчурных фондов на различных этапах сделки
- поймете, как показать инвестору высокий потенциал и стоимость вашей компании
- научитесь отвечать на типовые вопросы венчурных инвесторов и твердо отстаивать собственную позицию
- сможете самостоятельно подготовить инвестиционный меморандум и бизнес-план проекта для представления в фонды
- научитесь делать эффективную и эффектную презентацию для инвесторов
- подготовитесь к различным форматам переговоров с инвесторами
Типовая сделка с использованием венчурного финансирования
- Стадии реализации типовой сделки с привлечением венчурного финансирования
- Отбор проектов венчурным инвестором. Обеспечение потока проектов Deal flow. Проведение процедуры Due Diligence
- Факторы отбора проектов: команда, продукт, рынок продукции, стратегия, дистрибуция, конкуренция, финансы и инвестиции
- Выручка — показатель № 1. Как ее обосновать? Как перейти от бизнес-модели к финансовой модели?
- Критерии оценки венчурным инвестором эффективности проекта. Принятие решения об осуществлении инвестиций
- Заключение сделки с инвестором. Выбор места и формы регистрации компании
- Защита интеллектуальной собственности
- Совместная работа венчурного инвестора и предпринимателя по повышению стоимости инвестируемой компании
- Выход инвестора из сделки. Реализуемые в мировой и российской практике варианты выхода, их преимущества и недостатки
- Продажа стратегическому инвестору в условиях текущего состояния российской экономики
- Частное размещение (private placement), выкуп менеджерами (management buy-out, MBO) как способы привлечения финансовых средств для развития
- Initial Public Offering (IPO). Возможность проведения для российских предприятий на российских и зарубежных фондовых рынках. Необходимые требования к эмитенту
Практикум «Выбор наиболее оптимального варианта выхода инвестора на конкретном примере»
Подготовка материалов для предоставления венчурному инвестору
- Материалы с информацией о компании: информационный буклет (тизер) проекта, резюме проекта (инвестиционное предложение), инвестиционный меморандум, бизнес-план
- Инвестиционный меморандум: основное содержание и целевая аудитория
- Подготовка и составление бизнес-плана проекта. Основные разделы и структура бизнес-плана, принятые в венчурном сообществе
- Проведение маркетингового, технического, финансового анализа аспектов продукта. Разработка стратегии развития идеи, организации предприятия, рыночной реализации идеи
- Отличие инвестиционного меморандума от бизнес-плана
- Основные ошибки при подготовке бизнес-плана и инвестиционного меморандума
- Подготовка качественной презентации проекта. Структура презентации. Ошибки при подготовке презентации
- Рекомендации по стилистике и содержанию презентации для венчурного инвестора
- Прохождение цикла взаимодействия с венчурным инвестором до получения решения о финансировании
- Составление Term Sheet (протокол условий) после получения предварительного одобрения. Виды акций. Условия контрактов
- Сложности при составлении инвестиционного соглашения. Защита от «разводнения» (Anti-dilution)
Практикум «Подготовка макета бизнес-плана и инвестиционного меморандума для предоставления венчурному фонду»
Переговоры с инвестором
- Встреча с инвестором: различные форматы. Формат «одного предложения», формат «пять минут», форматы «устная беседа» и «общение в лифте» (elevator pitch)
- Особенности проведения переговоров. Возможные типовые вопросы инвестора и правильные ответы на них
- Возражения инвестора и контраргументы предпринимателя
- Психология проведения переговоров с инвестором
- Основные причины отказа в финансировании
- Прохождение цикла взаимодействия с инвестором до получения решения о финансировании
Практикум «Готовим и репетируем „пятиминутную беседу“ и „беседу в лифте“»
Бутыркин Александр Яковлевич
Доктор экономических наук, эксперт-практик в области стратегического управления, финансов и оценки стоимости бизнеса. Бизнес-тренер, консультант
Профессиональный опыт
- 2015 — н. в. — ОАО «РЖД», начальник отдела стратегического и бизнес-планирования Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом
- 2010–2015 — ОАО «Федеральная пассажирская компания», начальник управления маркетингового планирования и экспертизы
- 2004–2010 — ООО «Маркетинговые и инвестиционные проекты», директор департамента энергетического маркетинга
- 2003–2004 — Инвестиционная компания «Росбилдинг», начальник отдела оценки бизнеса и инвестиционных проектов
- 1998–2003 — БДО Юникон, старший менеджер по стратегическому и инвестиционному консультированию
- 1997–1998 — Банк МЕНАТЕП, управляющий проектами
- 1997 — Венчурный инвестиционный фонд «Международный инкубатор технологий», ведущий специалист по анализу проектов
Профессиональные компетенции
- Постановка аналитическо-информационной работы компании
- Разработка долгосрочных корпоративных и маркетинговых стратегий
- Проведение комплексного анализа рынка, конкурентного и SWOT-анализа
- Планирование и прогнозирование деятельности компании
- Разработка бизнес-планов компаний и ТЭО инвестиционных проектов
- Финансовый менеджмент
- Организация и проведение бизнес-диагностики компании
- Оценка стоимости предприятий (бизнеса)
- Разработка единой корпоративной методологии и стандартов
Клиенты
ПАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Нижневартовскнефтегаз», РАО «ЕЭС России», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Федеральная сетевая компания», ПАО «Россети», ОАО «РусГидро», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Станкомаш», ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Преподавательская деятельность
- Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, авторские спецкурсы по стратегии и маркетингу
- Корпоративный университет ОАО «РЖД», курс «Финансовый менеджмент для руководителей»
Выступления и публикации
- Многократные выступления с докладами на профильных конференциях, сетевых школах
- Автор 8 монографий по стратегическому и корпоративному управлению, маркетингу и финансам
- Автор более 30 статей и научных трудов в ведущих российских журналах и изданиях общим объемом 75 п.л.
Достижения
- Разработал средне- и долгосрочные стратегии развития российских компаний: ОАО «Мосэнергосбыт», «Красноярсэнергосбыт», дочерних структур РАО «ЕЭС России» и ОАО «Тюменская нефтяная компания»
- Подготовил методические рекомендации по вопросам маркетингового прогнозирования и оценке инвестиционных проектов для ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», ОАО «Федеральная пассажирская компания»
- В качестве эксперта Правительства РФ принял участие в разработке механизма гарантирования инвестиций и RAB-регулирования тарифов
Образование
- 2006 — Всероссийский заочный финансово-экономический институт, доктор экономических наук
- 1997 — Российский институт интеллектуальной собственности, кандидат экономических наук
- 1994–1996 — Всероссийская академия внешней торговли, инвестиционная деятельность
- 1985–1991 — Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, электронная техника
Даты начала обучения не определены.