Важнейшими условиями устойчивого развития коммерческого медицинского центра (КМЦ) в современных политических и экономических реалиях России выступают своевременная подготовка к оказанию новых услуг, переход на более высокий уровень организации медицинских бизнес-процессов и проведение последовательных мер по повышению эффективности деятельности центра. Для этого нужны регулярный аудит КМЦ и консалтинг.
Внутренний аудит подразумевает оценку успешности функционирования отдельных подразделений, систем внутреннего контроля, использования ресурсов с позиции экономической эффективности, контроль данных о деятельности КМЦ в целом. Таким образом, внутренний медицинский аудит КМЦ позволяет выявить резервы дальнейшего развития, обосновать оптимальные направления деятельности, то есть существенно повысить эффективность его функционирования.
В результате обучения вы:
- познакомитесь с понятиями внутреннего и внешнего аудита
- сможете оценить эффективность действий, которые предпринимает система управления КМЦ
- научитесь снижать риск принятия неэффективных решений
- овладеете методологией определения прогноза развития КМЦ
- рассмотрите резервы дальнейшего развития центра и обоснование оптимальных направлений деятельности
Понятие о внутреннем аудите, его особенности в коммерческом медицинском центре (КМЦ)
- Основные понятия и цели внутреннего аудита
- Виды и методы проведения внутреннего аудита
- Цели и задачи внутреннего медицинского аудита в КМЦ, целесообразность наличия отдела внутреннего аудита
- Права и обязанности внутренних аудиторов
- Из чего состоит внутренний медицинский аудит в КМЦ, этапы его проведения
Анализ организационной структуры
- Понятие организационной структуры, «патологии» организационных структур
- Организационная структура КМЦ, отличие от штатного расписания
- Стиль руководства, классификация по Мак-Грегору
Практикумы:
- Упражнение «Диагностика стиля руководства в своем КМЦ»
- Упражнение «Диагностика узловых организационных проблем в своем КМЦ»
Анализ работы службы интерфейса, медицинской и кадровой служб
- Организация работы администраторов ресепшена и операторов колл-центра
- Соблюдение лицензионных требований, санитарно-эпидемиологическая экспертиза
- Использование современных методов диагностики и методик лечения, соблюдение стандартов медицинской помощи
- Уровни контроля качества и безопасности оказанных медицинских услуг
- Система реагирования на претензии пациентов, механизм разбора жалоб
- Как проводится экспертиза со стороны страховых компаний
- Соблюдение требований к квалификации врачей и других сотрудников
- Система подбора, адаптации и повышения квалификации (внутренняя и внешняя)
- Система оплаты труда сотрудников (врачей, среднего медицинского персонала, администраторов, менеджеров и топ-менеджеров)
Анализ системы менеджмента и документооборота
- Понятие и функции менеджмента, особенности медицинского менеджмента, его уровни (и проблемы) в большом и малом КМЦ
- Как проводятся совещания разного уровня
- Работа с «внутренним клиентом» (сотрудники), корпоративная культура и формирование бренда
- Контроль реализации принятых решений
- Организация документооборота
- Наличие медицинской информационной системы (МИС)
Практикум-кейс «Внедрение контроля качества и безопасности оказанных медицинских услуг в деятельность многопрофильного КМЦ»
Анализ коммерческой и маркетинговой деятельности
- Структура и стоимость медицинских услуг
- Расписание врачей и КМЦ
- Сотрудничество со страховыми компаниями, другими КМЦ и сотрудниками других КМЦ
- Показатели эффективности продаж администраторами, врачами, КМЦ в целом каждой специализации, услуги или нозологии
- Вывеска, логотип
- Сайт, отзывы пациентов, посадочные страницы
- Экспертные продажи — долгосрочный медицинский маркетинг (не только сайт)
- Интернет-реклама —контекстная реклама, SEO-стратегия, маркетинг в социальных сетях
- Печатная реклама (буклеты, объявления — как и где?)
- Привлечение рефералов (рекомендации других пациентов)
Практикум-упражнение «На что следует обращать внимание при разработке сайта. Критерии хорошего и плохого сайта»
Анализ управленческого учета
- Предмет управленческого учета, отличие от бухгалтерского учета, цели и задачи управленческого учета в КМЦ и результат его внедрения
- Планирования расходных и доходных показателей, бюджетирование, центры финансовой ответственности
- Учет фактической выручки и осуществленных расходов, соотнесение их с плановыми показателями, калькулирование себестоимости
- Прибыль, рентабельность
- Использование основного фонда (помещение, оборудование)
- Определение центров доходов (прибыли) и центров расходов
- Кредиторская и дебиторская задолженности
- Контроль деятельности медицинского и административно-хозяйственного персонала КМЦ, система KPI
Практикум-кейс «Управленческий учет небольшого многопрофильного КМЦ»
Заключение по результатам внутреннего медицинского аудита
- Оценка эффективности деятельности КМЦ
- Проблемы и риски, прогноз
- Рекомендации — резервы дальнейшего развития, обоснование оптимальных направлений деятельности
Практикум-кейс «Рекомендации по результатам внутреннего медицинского аудита небольшого многопрофильного КМЦ»
Степура Ольга Борисовна
MBA, доктор медицинских наук, профессор, эксперт-практик в области коммерческой медицины и бизнес-планирования
Профессиональный опыт
- 2015–2016 — Многопрофильный медицинский центр ООО «МедХаус», главный врач
- 2010–2014 — Сетевые медицинские центры АО «Семейный доктор», ООО «Он Клиник», главный врач
- 2006–2010 — АНО «ГУТА-КЛИНИК», заместитель директора по лечебной работе
- 2004–2006 — Российский государственный медицинский университет, профессор
- 1999–2004 — ОАО «Медицина», руководитель стационара
- 1980–1999 — Московский медицинский стоматологический институт, доцент, профессор
- 1976–1980 — НИИ им. Н. В. Склифосовского, врач-кардиолог, младший научный сотрудник
Профессиональные компетенции
- Бизнес-планирование медицинских центров в России и за рубежом
- Организация и ведение лечебного и диагностического процесса в многопрофильном стационаре и поликлинике
- Контроль над финансовой деятельностью клиники, формирование бюджета и штатного расписания, подбор и обучение кадров
- Взаимодействие со страховыми компаниями
- Участие в разработке стратегии развития и маркетинговой политики клиники, в медицинском проектировании и лицензировании, в бизнес-планировании, создании программы контроля качества медицинских услуг, расчете стоимости медицинских услуг
- Обучение руководителей ЛПУ РФ на сертификационных циклах по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения»
- Проведение медицинского и коммерческого аудита частного медицинского центра
- Организация в коммерческом медицинском центре учебы администраторов, врачей, руководителей
- Внедрение в медицинскую практику Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации (навыки клинического общения)
Клиенты
Коммерческие медицинские центры в крупных городах России, инвесторы в Абу-Даби
Преподавательская деятельность
- 2014 — н. в. — Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Семашко, ведущий научный сотрудник отдела постдипломного обучения
- 2004–2006, 2011–2014 — Российский государственный медицинский университет, профессор кафедры управления и социологии здравоохранения факультета усовершенствования врачей
Выступления и публикации
- Автор более 130 научных работ по актуальным вопросам в области кардиологии
- Участник десятков международных конференций и форумов, среди которых: IV Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения, Конгресс руководителей медицинских учреждений России и стран СНГ, Международная конференция индустрии здравоохранения «Медицина-2012», IV Международный форум директоров «Современный медицинский центр» и другие
Достижения
- Успешно организована работа нескольких коммерческих медицинских центров
- Внедрена система управленческого учета в деятельность коммерческого медицинского центра
- Подготовлен и реализован бизнес-план моно- и многопрофильных медицинских центров, их реорганизации
- Создана система обучения сотрудников коммерческого медицинского центра
- Внедрена современная модель клинического общения в работу врачей коммерческого медицинского центра
Реализованные проекты
- Подготовлены бизнес-планы создания и реорганизации коммерческих медицинских центров в Москве, Железнодорожном, Смоленске, Владимире, Абу-Даби
- Проведен аудит в коммерческих медицинских центрах во Владимире, Москве, Тюмени
Образование
- 2009 — Институт повышения квалификации «ИКТ», управление операционной эффективностью компаний в условиях финансового кризиса
- 2009 — Российский государственный медицинский университет, терапия
- 2008 — Учебно-тренировочный центр «Эксперт», администратор частного медицинского центра как менеджер по продажам услуг клиники
- 2008 — Российский университет дружбы народов, кардиология
- 2005–2006 — Городская целевая программа «Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве»: «Подготовка специалистов финансовых служб предприятий по вопросам бухгалтерского учета и отчетности», повышение квалификации в области маркетинга руководителей предприятий, управление финансами, управление предприятием, обучение руководителей, специалистов предприятий и предпринимателей управлению качеством на базе стандартов ISO
- 2004 — Государственный институт управления РФ, организация здравоохранения и общественное здоровье
- 2004 — Международный институт менеджмента ЛИНК, МВА, менеджмент организаций
- 2003 — The Open University, менеджмент
- 2002 — Institute of Healthcare Management, менеджментв здравоохранении
- 1976 — Научно-исследовательский институт им. Н. В. Склифосовского, клиническая ординатура главного управления здравоохранения
- 1974 — Московский медицинский стоматологический институт, врач-лечебник
Даты начала обучения не определены.