Как часто руководитель нефинансового подразделения вынужден решать финансовые вопросы? Когда необходимо понять и донести, как действия его отдела отразятся на финансовых результатах компании. Если нужно добиться выделения необходимых ресурсов. Чтобы оценить работу своего подразделения и отдельного сотрудника, грамотно обосновать увеличение штата и фонда оплаты труда или объяснить своим подчиненным, за что они получают зарплату.
На семинаре Андрея Аралова вы узнаете:
- Что кроется за терминами, которые используют финансисты? Как говорить с ними на одном языке?
- Как рассчитать экономическую эффективность своих управленческих решений?
- Как «читать» финансовые документы? Как составлять бюджеты и бизнес-планы?
- Как распределять затраты на производственные и непроизводственные, прямые и косвенные?
На семинаре разбираются примеры удачного опыта и типичные ошибки управления финансами из практики российского бизнеса.
1. Имитационная игра «Секретный проект»
В ходе игры участники научатся:
- ранжировать действия по управлению проектом;
- обсуждать проблемы и принимать решения в кризисных ситуациях.
2. Сущность финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ФХД)
Основные экономические термины:
- приход, поступление средств, доход от основной деятельности, совокупный доход компании;
- расход, выбытие средств, затраты на основную деятельность, внереализационные издержки;
- рентабельность, ликвидность, капитализация, экономическая политика, ключевые показатели эффективности.
3. Единство экономического учета – системное отражение финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Виды единого управленческого бухгалтерского учета в компании:
- бухгалтерский учет,
- управленческий учет,
- финансовый учет,
- налоговый учет.
- Использование данных всех видов учета для принятия управленческих решений руководителями стратегического, тактического и оперативного уровней.
- Планирование ФХД компании. Горизонты планирования и принятия решений (пирамида решений). Дерево целей, структура декомпозиции работ (WBS).
4. Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс: основные понятия. Структура активов и пассивов. Соотношение совокупных активов, инвестированного капитала и нетто-величины капитала – о чем они говорят? Распределение прибыли в отчете о прибылях и убытках. Доходность совокупных активов и собственного капитала.
- Методы анализа коэффициентов инвестированного капитала:
- ROTA измеряет операционную эффективность компании;
- ROE показывает доходность капитала акционеров;
- RONA представляет доходность нетто-активов;
- ROCE – доходность инвестированного капитала.
5. Управленческий учет
- Отчет о финансовых результатах: структура и методика.
- Анализ доходов: по видам деятельности, по товарам, по проектам.
- Анализ затрат:
- по отношению к объему продаж – постоянные и переменные;
- по способу включения в себестоимость – прямые и косвенные;
- по способу оценки эффективности – по местам, по процессам, по продуктам.
- Соотношение видов затрат. Поведение разных видов затрат при уменьшении и увеличении оборота компании. Уровень волатильности затрат. Планирование, контроль и анализ разных видов затрат – фактические и по нормативам. Методики нормирования затрат.
- Эффект операционного рычага – инструмент эффективного управления производством. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности.
6. Финансовый учет
- Отчет о движении денежных средств – управление финансовыми потоками.
- Финансовое управление операционной, финансовой и инвестиционной деятельностью компании. Формирование сводного финансового бюджета предприятия от заявок по исполнению планов ЦФО. Оперативное управление финансовыми потоками. Исполнение финансового календаря.
- Эффект финансового рычага. Расчет стоимости кредита. Соотношение собственных и заемных средств (плечо финансового рычага) как основа финансовой стабильности предприятия.
7. Налоговый учет
- Установленные налоги и сборы на территории Российской Федерации (статьи 13 - 15 НК РФ). Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
- Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
- Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
- Специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.
8. Бюджетирование
- Бюджетная архитектура компании. Определение фактических и нормируемых статей. Привязка первичных документов учета к статьям бюджетов.
- Выделение бюджетных центров. Определение центров учета (ЦУ) и центров финансовой ответственности (ЦФО). Связь и различие организационной и финансовой структуры компании.
- Классификация ЦФО по составу контролируемых показателей: ЦФО затрат, ЦФО доходов, ЦФО прибыли и ЦФО инвестиций. Как в одном подразделении могут быть несколько ЦФО и несколько подразделений могут входить в один ЦФО? Создание обобщающих бюджетов подсистем управления и формирование единого бюджета компании.
- Процессы и результаты бюджетирования: составление плановых заданий для ЦФО на период – текущий контроль исполнения бюджетов по заявкам – итоговая отчетность исполнения бюджета – анализ отклонений фактического бюджета от планового – принятие своевременных управленческих решений.
9. Калькулирование себестоимости
- Классификация затрат по видам, местам возникновения и по носителям. Поведение затрат при изменении объема производства, объема продаж и нормы прибыли.
- Калькулирование затрат по работам (функциям). Ступенчатый метод учета покрытия прямых затрат. Нормирование косвенных затрат. Выбор базы для распределения накладных затрат. Методы калькулирования себестоимости продукции: фактический и нормативный метод; поточный и позаказный метод; формирование производственной себестоимости.
Аралов Андрей Сергеевич
автор
Зарегистрирован в Европейском реестре консультантов предприятий (1997).
Член Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Российской Торгово-Промышленной палаты.
Советник Федерального Собрания Российской Федерации (1999–2003 г).
Член Российского общества психологов (1985).
Автор ряда научных статей по психологии, организации управления и управленческому учету.
Опыт разработки и проведения учебно-практических курсов, семинаров по финансам и тренингов в области организации управления бизнес–системами с 1989 года.
Опыт управленческого консультирования с 1989 года.
В качестве руководителя провел более 150 консультационных проектов в России, Украине, Казахстане, Молдове.
Образование
1980-1985 - Московский Государственный педагогический институт имени Ленина. Факультет психологии. Психолог.
1994-1997 – Федеральная программа "TRANSFORM" правительства Германии. Carl Duisberg Gesellshaft. – Master of business training (МВТ) – магистр бизнес-тренинга.
1994-1997 – Федеральная программа "TRANSFORM" правительства Германии. Carl Duisberg Gesellshaft. – Unternehmensberaters – аттестованный консультант предприятий.
2000 – Докторантура. World Distributed University. – Ученая степень Doctor of Philosophy (PhD) тема диссертации – «Технология ведения консультационных проектов на предприятиях Восточной Европы».
Профессиональные компетенции в области бизнес-обучения
Разработал технологию создания команды управления и стратегического планирования бизнеса под названием «Консультационно-обучающий цикл «Прорыв».
Разработал, организовал и неоднократно проводил в качестве преподавателя практические семинары и тренинги по тематике управления бизнесом:
- Стратегическое планирование и стратегическое управление;
- Организация структурно-функциональной модели управления бизнесом, в том числе, корпораций, холдингов, сетевых распределенных компаний, проектных организаций;
- Разработка и внедрение стандартов бизнес-процессов;
- Управление проектами;
- Организация и внедрение планово-экономической работы в компании;
- Организация материально-технического обеспечения;
- Тренинг рабочих команд в реализации стратегических политик;
- Этика корпоративных коммуникаций.
Профессиональные компетенции в области консультирования
- Комплексная реорганизация систем управления бизнесом: стратегическое планирование, создание команды управления, оптимизация бизнес-процессов, построение структурно-функциональной модели, постановка управленческого учета, управление рисками в процессе реорганизации.
- Системное проектирование, создание и организация управления в сложных бизнес системах: холдингах, корпорациях, сетевых структурах.
- Разработка и внедрение стратегических программ: коммерческой политики, производственной политики, программы материально-технического обеспечения, политики управления персоналом, единой планово-учетной политики. Создание стратегии развития бизнеса, стратегическое развитие команды управления.
Зарегистрирован в Европейском реестре консультантов предприятий (1997).
Член Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Российской Торгово-П...
Резюме преподавателя
Даты начала обучения не определены.