Каждого руководителя стартап-проекта волнуют несколько первостепенных вопросов повышения его успешности. Это правильный выбор ниши бизнеса и стратегии выхода на рынок, методы достижения быстрого роста выручки и капитализации, построение конкурентоспособной целевой бизнес-модели, вопросы привлечения первых покупателей.
Вместе с тем развитие бизнеса только за счет собственных средств зачастую не представляется экономически оправданным в силу необходимости развиваться не эволюционно, а революционно, и при этом поддерживать высокие темпы роста компании и обеспечивать требуемую доходность инвестированного капитала.
Поэтому правильно выбранные внешние источники финансирования позволят компании максимально использовать потенциал роста, предоставляемый рынком.
В ходе семинара будут рассмотрены вопросы разработки рыночно ориентированной бизнес-модели, стратегии и финансового обоснования эффективности проекта, вопросы поиска и переговоров с инвестором, заключения сделки.
В результате обучения вы:
- разработаете подходы к созданию эффективной бизнес-модели собственного стартапа
- сможете сформулировать и обосновать стратегию развития стартап-проекта по удержанию целевых рынков и развитию экспансии на них
- узнаете особенности финансирования бизнеса с привлечением различных источников: долевого и долгового финансирования, государственных ресурсов
- изучите требования, предъявляемые кредиторами и инвесторами к потенциальным получателям финансирования
- научитесь отвечать на типовые вопросы кредиторов и инвесторов
- узнаете, на что в первую очередь обращают внимание управляющие фондов
- поймете, как показать инвестору высокий потенциал и стоимость вашей компании
- научитесь рассчитывать показатели эффективности инвестиций в стартап
- сможете самостоятельно подготовить инвестиционный меморандум и бизнес-план проекта для представления в фонды
- научитесь делать эффективную и эффектную презентацию для инвесторов
День 1
Особенности создания и развития стартапов
- Стартапы — кто их создает? «Фабрики» стартапов: независимые малые инновационные фирмы и специальные подразделения крупных корпораций. Какая модель более успешна?
- Основные виды стартапов: технологические и организационно-маркетинговые, взрывного роста и устойчивого развития
- Рост капитализации или прибыль: на какую цель ориентироваться инициатору создания стартапа
Практикум — групповая дискуссия «Разбор нескольких успешных примеров зарубежных и отечественных стартапов: история создания, тип, достигнутые результаты (прибыль и капитализация)»
Продукт, рынок, бизнес-модель
- Создавать рынок или предлагать новый продукт на известном рынке? Как перевернуть рынок без открытия новых технологий
- Бизнес-модель — основа конкурентоспособности и успеха стартапа. Параметры бизнес-модели. Главные критерии качества бизнес-модели: наличие «защищенного» конкурентного преимущества и масштабируемость
- Прорыв на рынок: концепция «подрывных» технологий К. Кристенсена. Стратегия «голубого» океана
- Создание первоначального спроса и организация первых продаж. Тестирование гипотез
- Концепция Customer Development («Создание потребителей»). Тестирование бизнес-модели. Обратная связь с потребителем
- Есть ли шансы на успех у последователей? Опровергаем устоявшиеся штампы
- На какой рынок ориентироваться отечественным инноваторам: преимущества и недостатки российского и зарубежного (американского) рынка. Реальные возможности и «красивые» истории
- Бизнес-модели для ИТ и интернет-проектов, в биотехнологиях и фармацевтике, энергетике
- Команда единомышленников как критический фактор успеха проекта
- Мировые и российские истории успеха стартапов. Анализ и систематизация их бизнес-моделей
Практикум «Разбор бизнес-моделей нескольких зарубежных и отечественных стартапов. Обсуждение кейсов в группе»
Внешнее финансирование стартапа: разбираем источники
- Два принципиально разных источника финансирования стартапов: долговое (заемное) и долевое (акционерное). Преимущества и недостатки. Критерии выбора. Возможные объемы привлечения в зависимости от источника
- Различные типы инвесторов: «бизнес-ангелы», «посевные» и венчурные фонды, фонды прямых инвестиций. Требования инвесторов, базовые критерии отбора проектов, факторы успеха в привлечении капитала
- Государственные корпорации по поддержке малого и среднего бизнеса, специальные программы коммерческих банков, государственные фонды. Как их найти и стать получателем государственного финансирования? Практические рекомендации
- Финансирование проектов с помощью краудфандинга: сущность, механизмы функционирования, тонкости и особая специфика. Крупнейшие российские краудфандинговые платформы
Практикумы:
- Групповое обсуждение «Разбираем конкретные программы государственных инвестиционных фондов и корпораций поддержки: условия финансирования, требования к заемщикам»
- Успешный опыт (бизнес-кейсы) «подъема денег» через краудфандинг
День 2
Сущность венчурного финансирования: мировой и российский опыт
- Источники и проблемы финансирования молодых перспективных предприятий (стартапов) в сфере высоких технологий. Сравнительный анализ потенциальных источников капитала для проектов
- Венчурные инвестиции в высокие технологии
- История развития венчурного финансирования. Индустрия венчурных инвестиций в США и Европе
- Современная ситуация с венчурным инвестированием в России. Основные закономерности и достигнутые результаты
- Сущность венчурного финансирования: принципы и механизмы инвестирования. Субъекты и этапы процесса инвестирования венчурного капитала
- «Бизнес-ангелы». Ассоциации «бизнес-ангелов», их функции и текущая деятельность. Требования «бизнес-ангелов» к проектам
- Технология поиска «бизнес-ангелов» в Москве и регионах
- Венчурные фонды. Классификация фондов венчурного инвестирования
- Принципы работы венчурных фондов, обеспечение информационных и финансовых потоков
- Сравнительный анализ финансирования, предоставляемого «бизнес-ангелами» и венчурными фондами
- Инфраструктура венчурных фондов. Технология поиска венчурных фондов. Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), венчурные ярмарки в крупных городах России. Венчурное финансирование в технопарках и бизнес-инкубаторах
Практикум — групповое обсуждение «Какая стадия развития проекта лучше всего соответствует принципам венчурного инвестирования»
Оценка стоимости компании и определение доли венчурного инвестора
- Общие подходы к оценке стоимости венчурных проектов. Этапы реализации процессов оценки
- Требуемая доходность венчурных вложений. Измерение эффективности инвестиций: NPV, IRR, прочие показатели. Выбор ставки дисконтирования
- Доходный, затратный и сравнительный подходы. Методы проведения оценки
- Метод дисконтирования денежных потоков (DCF) и метод мультипликаторов
- Специальные методы оценки: венчурный метод
- Прогнозирование капитализации компании в момент «выхода»
- Реализуемость методов определения стоимости компаний в российских условиях
- Оценка величины необходимых инвестиций в компанию
- Определение размера пакета акций венчурного инвестора. Аргументация соискателя инвестиций в пользу увеличения его доли
Практикум «Экспресс-оценка стоимости малой инновационной фирмы и определение доли инвестора»
День 3
Типовая сделка с использованием венчурного финансирования
- Стадии реализации типовой сделки с привлечением венчурного финансирования
- Отбор проектов венчурным инвестором. Обеспечение потока проектов Deal flow. Проведение процедуры Due Diligence
- Факторы отбора проектов: команда, продукт, рынок продукции, стратегия, дистрибуция, конкуренция, финансы и инвестиции
- Выручка — показатель № 1. Как ее обосновать? Как перейти от бизнес-модели к финансовой модели?
- Критерии оценки венчурным инвестором эффективности проекта. Принятие решения об осуществлении инвестиций
- Заключение сделки с инвестором. Выбор места и формы регистрации компании
- Защита интеллектуальной собственности
- Совместная работа венчурного инвестора и предпринимателя по повышению стоимости инвестируемой компании
- Выход инвестора из сделки. Реализуемые в мировой и российской практике варианты выхода, их преимущества и недостатки
- Продажа стратегическому инвестору в условиях текущего состояния российской экономики
- Частное размещение (private placement), выкуп менеджерами (management buy-out, MBO) как способы привлечения финансовых средств для развития
- Initial Public Offering (IPO). Возможность проведения для российских предприятий на российских и зарубежных фондовых рынках. Необходимые требования к эмитенту
Практикум «Выбор наиболее оптимального варианта выхода инвестора на конкретном примере»
Подготовка материалов для предоставления венчурному инвестору
- Материалы с информацией о компании: информационный буклет (тизер) проекта, резюме проекта (инвестиционное предложение), инвестиционный меморандум, бизнес-план
- Инвестиционный меморандум: основное содержание и целевая аудитория
- Подготовка и составление бизнес-плана проекта. Основные разделы и структура бизнес-плана, принятые в венчурном сообществе
- Проведение маркетингового, технического, финансового анализа аспектов продукта. Разработка стратегии развития идеи, организации предприятия, рыночной реализации идеи
- Отличие инвестиционного меморандума от бизнес-плана
- Основные ошибки при подготовке бизнес-плана и инвестиционного меморандума
- Подготовка качественной презентации проекта. Структура презентации. Ошибки при подготовке презентации
- Рекомендации по стилистике и содержанию презентации для венчурного инвестора
- Прохождение цикла взаимодействия с венчурным инвестором до получения решения о финансировании
- Составление Term Sheet (протокол условий) после получения предварительного одобрения. Виды акций. Условия контрактов
- Сложности при составлении инвестиционного соглашения. Защита от «разводнения» (Anti-dilution)
Практикум «Подготовка макета бизнес-плана и инвестиционного меморандума для предоставления венчурному фонду»
Переговоры с инвестором
- Встреча с инвестором: различные форматы. Формат «одного предложения», формат «пять минут», форматы «устная беседа» и «общение в лифте» (elevator pitch)
- Особенности проведения переговоров. Возможные типовые вопросы инвестора и правильные ответы на них
- Возражения инвестора и контраргументы предпринимателя
- Психология проведения переговоров с инвестором
- Основные причины отказа в финансировании
- Прохождение цикла взаимодействия с инвестором до получения решения о финансировании
Практикум «Готовим и репетируем „пятиминутную беседу“ и „беседу в лифте“»
Бутыркин Александр Яковлевич
Доктор экономических наук, эксперт-практик в области стратегического управления, финансов и оценки стоимости бизнеса. Бизнес-тренер, консультант
Профессиональный опыт
- 2015 — н. в. — ОАО «РЖД», начальник отдела стратегического и бизнес-планирования Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом
- 2010–2015 — ОАО «Федеральная пассажирская компания», начальник управления маркетингового планирования и экспертизы
- 2004–2010 — ООО «Маркетинговые и инвестиционные проекты», директор департамента энергетического маркетинга
- 2003–2004 — Инвестиционная компания «Росбилдинг», начальник отдела оценки бизнеса и инвестиционных проектов
- 1998–2003 — БДО Юникон, старший менеджер по стратегическому и инвестиционному консультированию
- 1997–1998 — Банк МЕНАТЕП, управляющий проектами
- 1997 — Венчурный инвестиционный фонд «Международный инкубатор технологий», ведущий специалист по анализу проектов
Профессиональные компетенции
- Постановка аналитическо-информационной работы компании
- Разработка долгосрочных корпоративных и маркетинговых стратегий
- Проведение комплексного анализа рынка, конкурентного и SWOT-анализа
- Планирование и прогнозирование деятельности компании
- Разработка бизнес-планов компаний и ТЭО инвестиционных проектов
- Финансовый менеджмент
- Организация и проведение бизнес-диагностики компании
- Оценка стоимости предприятий (бизнеса)
- Разработка единой корпоративной методологии и стандартов
Клиенты
ПАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Нижневартовскнефтегаз», РАО «ЕЭС России», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Федеральная сетевая компания», ПАО «Россети», ОАО «РусГидро», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Станкомаш», ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Преподавательская деятельность
- Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, авторские спецкурсы по стратегии и маркетингу
- Корпоративный университет ОАО «РЖД», курс «Финансовый менеджмент для руководителей»
Выступления и публикации
- Многократные выступления с докладами на профильных конференциях, сетевых школах
- Автор 8 монографий по стратегическому и корпоративному управлению, маркетингу и финансам
- Автор более 30 статей и научных трудов в ведущих российских журналах и изданиях общим объемом 75 п.л.
Достижения
- Разработал средне- и долгосрочные стратегии развития российских компаний: ОАО «Мосэнергосбыт», «Красноярсэнергосбыт», дочерних структур РАО «ЕЭС России» и ОАО «Тюменская нефтяная компания»
- Подготовил методические рекомендации по вопросам маркетингового прогнозирования и оценке инвестиционных проектов для ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», ОАО «Федеральная пассажирская компания»
- В качестве эксперта Правительства РФ принял участие в разработке механизма гарантирования инвестиций и RAB-регулирования тарифов
Образование
- 2006 — Всероссийский заочный финансово-экономический институт, доктор экономических наук
- 1997 — Российский институт интеллектуальной собственности, кандидат экономических наук
- 1994–1996 — Всероссийская академия внешней торговли, инвестиционная деятельность
- 1985–1991 — Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, электронная техника
Даты начала обучения не определены.