В процессе семинара, который построен на опыте отечественных и западных компаний, вы познакомитесь с передовыми концепциями, технологиями и методами управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР). Познакомитесь с требованиями стандарта серии ISO 55000:2014 «Управление активами» и Enterprise Asset Management (EAM) — методологией организации ТОиР. Рассмотрите решения, направленные на повышение надежности оборудования и эффективности производства, на оптимизацию затрат в процессах эксплуатации и ремонта, а также на повышение эффективности труда ремонтного и эксплуатационного персонала. Особое внимание будет уделено примерам реализации концепции «бережливое производство» в процессах ТОиР, программам сокращения затрат и минимизации потерь.
В результате обучения вы:
- изучите современные подходы западных и отечественных компаний по управлению активами, производственной инфраструктурой на протяжении всего жизненного цикла
- освоите передовые методы организации технического обслуживания и ремонтов (RCM, TPM), нацеленные на повышение эффективности проведения ТОиР, снижения эксплуатационных рисков, сокращения простоев, оптимизацию складских запасов
- узнаете, как определять критичное оборудование, формировать и управлять бюджетами на ремонтные работы и обслуживание
- рассмотрите систему управления (оптимизации) складскими запасами для обеспечения выполнения ремонтной программы
- узнаете, как формируются лимиты по запасам, что делать с неликвидами, как мотивировать персонал на снижение складских запасов
- научитесь принимать решение в отношении оборудования: ремонтировать / модернизировать / менять на новое
- научитесь настраивать систему оплаты и стимулирования обслуживающего и ремонтного персонала на базе показателей эффективности (KPI)
- узнаете о порядке вывода на аутсорсинг ремонтных подразделений и привлечения подрядчиков, о решении проблемных вопросов при составлении договоров
День 1 Цели, задачи и инструменты управления в работе технического директора Показатели эффективности деятельности технического директора Типичные проблемы российских предприятий в области управления производственными фондами, управления техническим обслуживанием и ремонтными работами (ТОиР) Современные западные и отечественные подходы управления активами, производственными фондами
- Требования стандартов серии ISO 9001-2015 к управлению инфраструктурой и процессам ТОиР
- Требования стандартов серии ISO 55000:2014 к системе управления (менеджмента) активами:
- Состав, цели, структура, содержание, область применения стандартов серии ISO 55000:2014
- Структура, стратегия, цели, стратегический и операционный планы управления активами
- Анализ модели управления активами по предметным областям (цели, RCM-стратегия, варианты финансирования, рекомендуемые планы, требуемые ресурсы, организация контроля, направления улучшения, анализ и оценка результатов)
- Риск-менеджмент для управления портфелем активов. Матрицы рисков для оборудования. Примеры программ снижения рисков
- Целевое управление активами в условиях ограниченности ресурсов Performance Focused Maintenance (PFM)
- Управление стоимостью владения на всех этапах жизненного цикла оборудования (Continuous Acquisitionand Life Cycle Support (CALS))
- Система сбалансированных показателей Balanced Scorecard (BSC) применительно к управлению производственными фондами
- Управление профильными и непрофильными активами. Модель облегченных активов (asset — light model)
Практикум «Проведение анализа применимости подходов для своих подразделений. Разработка системы сбалансированных показателей, направленных на повышение операционной эффективности ТОиР»
Техническая политика — корпоративный стандарт в области управления производственными основными фондами
- Цели, задачи технической политики. Направления достижения целей технической политики:
- Категорирование оборудования. Разработка комплексной стратегии ТОиР. Экономический эффект от внедрения категорирования
- Переход к более эффективным методам управления ТОиР (от ППР и восстановительных ремонтов к RCM, TPM)
- Повышение эффективности производственного процесса (OEE). Системный подход к учету и минимизации потерь в производстве
- Оптимизация стоимости владения на протяжении всего жизненного цикла оборудования
- Оптимизация (сокращение) эксплуатационных затрат. Примеры программ оптимизации (сокращения) затрат
- Оптимизация планирования и использования ресурсов
- Оптимизации работы с поставщиками и управления запасами
- Внедрение ресурсосберегающих технологий
Практикум «Разработка проекта технической политики для своих предприятий»
День 2 Выбор стратегии организации ремонтов и обслуживания оборудования (концепции проведения ТОиР)
- Классификация стратегий и методов организации ремонтов
- ГОСТы, нормативные документы, регламентирующие организацию ТОиР
- Планово-предупредительные ремонты (вне зависимости от состояния оборудования)
- Ремонты по отказам (аварийные ремонты)
- Ремонты по диагностике (фактическому состоянию)
- Ремонты, ориентированные на надежность (RCM)
Практикум «Организация проектов по переходу на ТОиР по фактическому состоянию, по надежности»
Оптимизация организационной структуры служб технического директора
- Задачи, состав подразделений, зоны ответственности, принципы группировки сотрудников
- Служба главных специалистов — описание организационного решения, достоинства и недостатки, шаги внедрения
- Служба супервайзеров — описание организационного решения, достоинства и недостатки, шаги внедрения
- Комплексные ремонтные бригады
Практикум «Разработка организационной структуры, задач, зон ответственности служб технического директора на базе технологии целевого управления (management by objective)»
Бюджет на обслуживание и ремонт
- Основные принципы бюджетирования ТОиР
- Объектное планирование ремонтного фонда
- Технико-экономическое планирование мероприятий ТОиР
- Принципы взаимодействия «заказчик-подрядчик»
- Управление бюджетом, программы сокращения затрат
Практикум «Проект внедрения бюджетирования ТОиР. Разработка бюджета на обслуживание и ремонт основных фондов своей компании, анализ план-факт»
Оплата труда персонала подразделений технического директора
- Оплата труда и стимулирование руководителей подразделений на базе KPI
- Оплата труда и стимулирование инженерно-технического персонала
- Оплата труда и стимулирование рабочих
Практикум «Разработка мотивационных схем подразделений технического директора на базе KPI (ключевых показателей эффективности)»
День 3 Опыт использования ресурсосберегающих технологий «бережливое производство» зарубежными и отечественными предприятиями Система постоянных улучшений «Кайдзен»
- Ключевые принципы кайдзен
- Организация постоянного совершенствования процессов
- Опыт российских и зарубежных предприятий по организации кайдзен
- С чего начать? Как запустить систему «Кайдзен» на предприятии?
Применение инструментов бережливого производства в ремонтных подразделениях
- Принципы бережливого производства
- Обзор инструментов бережливого производства
- Примеры реализации инструментов бережливого производства на российских и зарубежных предприятиях
Борьба с основными видами потерь. Программы сокращения затрат
- Анализ видов потерь
- Организация работы рабочих групп по оценке и минимизации потерь
- Анализ инструментов, направленных на минимизацию потерь
- Примеры инициатив по борьбе с потерями, реализованных в российских и западных компаниях
Система организации и рационализации рабочих мест 5S на производстве и в офисе
- Принципы построения системы организации и рационализации рабочих мест 5S
- Эффект от внедрения системы 5S
- Этапы внедрения системы 5S
- Анализ проектов по организации и рационализации рабочих мест 5S, реализованных в российских и западных компаниях
- Проблемные вопросы при внедрении системы 5S
Система всеобщего обслуживания оборудования — ТРМ
- Цели, задачи, принципы TPM
- Направления развертывания TPM
- Направления развертывания самостоятельного обслуживания оборудования
- TPM (Total Productive Maintenance) — обслуживание оборудования с участием всего персонала
Практикум «Анализ проектов внедрения ресурсосберегающих технологий на российских предприятиях»
Поиск неисправностей и определение коренных причин
- Основные принципы поиска неисправностей
- Методы поиска и устранения неисправностей
- Инструменты поиска и анализа коренных причин
Оптимизация и стандартизация бизнес- и производственных процессов, процедур
- Принципы стандартизации процессов
- Рассмотрение этапов стандартизации процессов: моделирование, регламентация, аудит, оптимизация
- Шесть SIGMA. Cтруктурированный подход оптимизации процессов — DMAIC
- Инструмент определения неэффективности процесса — ГЕМБА
- Описание процессов на базе диаграммы SIPOC
Практикум «Оптимизация процесса „Наставничество“ на базе технологии SIPOC»
Ин- или Аутсорсинг (своими или чужими силами)
- Матрица аутсорсинга
- Критерии принятия решения
- Критерии поиска и выбора поставщиков услуг
- Экономическая модель вывода на аутсорсинг
Практикум «Создание алгоритма вывода на аутсорсинг неэффективных подразделений»
Техническое обслуживание и ремонт силами сервисных организаций
- Условия договора и взаимные обязательства
- Организация взаимодействия
- Решение спорных ситуаций
- Формирование бюджета, организация расчетов
Разработка целевой программы повышения эффективности эксплуатации оборудования, функционирования ремонтных подразделений
- На основании полученных знаний слушатели разработают для своих предприятий программу повышения эффективности эксплуатации оборудования, функционирования ремонтных подразделений
Набоков Анатолий Борисович
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, эксперт в области стратегического управления, оптимизации бизнес-процессов, организационного развития, разработки систем мотивации на базе KPI
Профессиональный опыт
Более 10 лет управленческого опыта в компаниях численностью от 3 000 человек
- 2009 — н. в. — Консалтинговая компания «Стратегия-центр», менеджер проектов
- 2002–2009 — Группа производственно-сбытовых компаний «Сходня Мебель», «Сходня Трейд», «МЭЗ ДСПиД», «Плитпром», директор по развитию, советник основного акционера
- 2001–2002 — Консалтинговая компания «БДО Юникон», консультант
- 2000–2001 — Компания «МИР», начальник отдела
- 1999–2000 — Компания Wing Mage, исполнительный директор
- 1989–1998 — Институт МО (Военно-промышленный комплекс), подполковник, начальник отдела
Профессиональные компетенции
- Стратегическое управление. Разработка функциональных стратегий, системы комплексных стратегических показателей (balanced scorecard)
- Управления проектами на базе стандарта PMBOK 4
- Реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов
- Управление качеством. Внедрение стандартов серии ИСО 9000
- Постановка системы управления рисками
- Управление ТОиР, эксплуатацией автотранспортного предприятия
- Организационное проектирование. Оптимизация организационной структуры
- Разработка системы мотивации на базе KPI (ключевых показателей эффективности)
- Внедрение бизнес-технологий: «бережливое производство», управление по целям (МВО), управление отношениями с клиентами (CRM)
- Постановка оптовых, розничных и электронных продаж и управление ими
- Внедрение программ улучшения (кайдзен): активизация продаж, сокращение затрат, снижение потерь, эффективное управление активами, оптимизация бизнес-процессов
Клиенты
AccessBank, Golder Electronics, Seven Days, Вимм-Билль-Данн, Газпромнефть, Газпром, Гедеон Рихтер-Рус, ГК «Росводоканал», Бьюсайрус Сервис, Дубненский машиностроительный завод, ЕВРАЗ, ИБФ — Моторс, Иннова, Камкабель, Кварцверке, КазГерМунай, Леруа Мерлен, Лукойл Черноморье, Мортон, Мечел, Мется Тиссью, Норильский никель, Пепси, Русский алкоголь, Росатом, СамЗАС, Салаватнефтеоргсинтез, Самотлорнефтегаз, Сбербанк, СДМ-Банк, Сибирская Сервисная Компания, СИБУР, Сплат косметика, Стройспецтранс, ТНК-ВР Менеджмент, Уралхиммаш
Преподавательская деятельность
РАНХ при Правительстве РФ, Институт переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт повышения квалификации (ИКТ)
Публикации
Десятки публикаций по актуальным вопросам управления персоналом, стратегического и финансового менеджмента, последние из которых:
- Набоков, А. Б. Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса / А. Б. Набоков // Стратегический менеджмент. — 2015. — № 1
- Набоков, А. Б. Кризис: что делать с бизнесом, что делать с персоналом? / А. Б. Набоков // Финансовый менеджмент. — 2015. — № 2
- Набоков, А. Б. Как повысить эффективность персонала с помощью системы KPI? Система «управления ответственностью» каждого сотрудника / А. Б. Набоков // Управление персоналом. — 2015. — № 4
Образование
- 2007 — Экспертный центр «Крафтсерт», внутренний аудит системы менеджмента качества организации
- 2006 — МИЭМиП, формирование СМК в соответствии со стандартами ИСО 9000
- 2003 — МАГ КОНСАЛТИНГ, сбалансированная система показателей
- 1998 — Московская международная высшая школа бизнеса (МИРБИС), менеджмент
- 1986 — Высшая инженерная радиотехническая академия, аспирантура
- 1977 — Высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
Даты начала обучения не определены.