Основная цель семинара – ликвидировать финансовую безграмотность менеджеров руководителей подразделений, которые взаимодействуют с финансово-экономическими службами компании. Участники семинара получат целостное представление о финансовой политике компании, научатся правильно употреблять финансово-экономические термины и четко ставить задачи перед финансовыми менеджерами.
Ознакомив участников с системными технологиями управления финансовыми потоками и принципами работы с финансовыми инструментами, мы передадим руководителям подразделений технологию финансового планирования.
В семинар включено много практических примеров удачного и неудачного опыта финансового управления – на основе практики работы с самыми разными компаниями.
Семинар для руководителя компании, топ-менеджера, руководителя подразделения, руководителя проекта, кандидата на замещение руководящей должности.
Программа семинара.
1. Информационное сообщение «Словарь финансово-экономических терминов».
Формирование финансовой политики компании. Планирование прихода и расхода финансовых средств. Управление имуществом и капиталом компании. Формирование кредитной и инвестиционной политики. Управление рисками. «Финансовая политика» – часть общей стратегии предприятия, и выражается как часть сбалансированной системы показателей, которая охватывает всю карту целей деятельности фирмы.
Бухгалтерский баланс – основные понятия. Структура активов и пассивов. Соотношение совокупных активов, инвестированного капитала и нетто-величины капитала – о чем они говорят? Распределение прибыли в отчете о прибылях и убытках. Доходность совокупных активов и собственного капитала. Показатели ROTA и ROE – важные индикаторы оценки финансового состояния по бухгалтерским документам.
Ключевые финансовые показатели эффективности на разных уровнях управления. Различные показатели рентабельности, ликвидности и капитализации как примеры КФПЭ. Панели индикаторов – способ оперативного контроля эффективности текущих, тактических и стратегических операций в компании.
Эффект операционного рычага – инструмент эффективного управления производством и продажами. Порог рентабельности как основной КФПЭ для продаж. Пороговое количество товара – как рассчитать минимально необходимые объемы продаж по разным ассортиментным группам. Запас финансовой прочности – основа стабильности бизнеса.
Эффект финансового рычага. Расчет стоимости кредита. Соотношение собственных и заемных средств (плечо финансового рычага). Влияние некоторых факторов на плечо финансового рычага. Расчет «коридора стабильности» для кредитной политики предприятия.
Практикум «Расчет совокупного риска». По учебным кейсам для условного предприятия рассчитать операционный и финансовый рычаг и представить совокупный риск компании при использовании этих инструментов.
2. Планирование финансово-хозяйственной деятельности компании. Горизонты планирования и принятия решений (пирамида решений). Дерево целей, структура декомпозиции работ (WBS). Ключевые показатели эффективности (KPI) – опережающие и фиксирующие. Сбалансированная система показателей в стандартах BSC и APICS.
Организация первичного документооборота как основа всех видов учета в компании. Методика постановки первичного документооборота.
Практическое задание «Составление стандарта планирования в компании». По обозначенным признакам составить стандарты типовых бизнес-процессов продаж, производства и закупок. Определить последовательность и сроки формирования первичных документов планирования.
3. Бюджетная архитектура компании. Единый реестр доходов и расходов компании. Необходимость единого реестра – в сопоставлении разных видов учета. Выделение и описание статей ЕРДР. Определение фактических и нормируемых статей. Привязка первичных документов учета к каждой статье ЕРДР.
Выделение бюджетных центров. Определение центров учета (ЦУ) и центров финансовой ответственности (ЦФО). Связь и различие организационной и финансовой структуры компании.
Классификация ЦФО по составу контролируемых показателей: ЦФО затрат, ЦФО доходов, ЦФО прибыли и ЦФО инвестиций. Как в одном подразделении могут быть несколько ЦФО, и как несколько подразделений могут входить в один ЦФО. Создание обобщающих бюджетов подсистем управления и формирование единого бюджета компании. Составление бюджетной архитектуры группы компаний.
Определение бюджетных заданий. Определение статей ЕРДР, на которые могут влиять и за которые отвечают ЦФО. Формирование бюджетных заданий по всей архитектуре бюджетов.
Процессы и результаты бюджетирования: составление плановых заданий для ЦФО на период – текущий контроль исполнения бюджетов по заявкам – итоговая отчетность исполнения бюджета – анализ отклонений фактического бюджета от планового – принятие своевременных управленческих решений.
Практическое задание «Проектирование системы бюджетов». По обозначенным признакам разработать архитектуру бюджетов для учебного предприятия, составить формы бюджетных заданий для различных видов ЦФО.
4. Бюджет движения денежных средств (БДДС). Форма и содержание статей БДДС. Формирование сводного финансового бюджета предприятия от заявок по исполнению планов ЦФО. Оперативное управление финансовыми потоками – создание оперативного финансового календаря и его корректировка. Исполнение финансового календаря.
Практическое задание «Составление стандарта формирования заявки на финансирование работы подразделения». По предоставленной методике разработать стандарт (последовательность действий) формирования бюджетной заявки для условного предприятия.
5. Управление рисками в финансовом управлении. Шкалы управления рисками: ресурсы, время, результат. Стратегии управления рисками. Управление рисками в инвестиционных проектах через бюджетное планирование.
Аралов А.С. -(член Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Российской торгово-промышленной палаты, специалист по управленческому консультированию, автор научных статей по психологии, организации управления и управленческому учету, опыт разработки и проведения учебно-практических курсов, семинаров и тренингов в области организации управления бизнес-системами)
Мы бесплатно подберем для Вас подходящие курсы.
Подборка курсов на e-mail