День 1
Профессиональный стресс (burnout). Динамика стресса по Гансу Селье
- Синдром профессионального выгорания (burnout) и стресс
- Динамика стресса по Гансу Селье: три стадии развития профессионального стресса
- Психологические, физиологические и поведенческие признаки (симптомы) профессионального выгорания
- Факторы, характеризующие профессиональное выгорание
Практикум: Диагностика уровня профессионального выгорания участников.
Факторы, влияющие на возникновение профессионального выгорания
- Суть профессионального выгорания, как процесса «затухающего горения»
- Факторы, влияющие на возникновение состояния профессионального выгорания. Составление таблицы факторов, являющихся причинами профессионального выгорания
- Принципы работы с причинами профессионального выгорания. Примеры профилактики и работы с отдельными факторами
Практикум: Формулирование участниками факторов, влияющих на профессиональное выгорание (из их реальной практики).
Причины возникновения профессионального выгорания в организациях (по С. Маслач)
- Ценности, цели и убеждения, как основной фактор, влияющий на возникновение профессионального выгорания в организациях
- Конфликтный профессиональный коллектив или его отсутствие
- Вознаграждение (удовлетворение потребностей) и субъективное восприятие справедливости данного вознаграждения
- Трудоголизм
- Чрезмерный контроль/ответственность или отсутствие контроля/ответственности
Ценности, цели и убеждения
- Влияние иррациональных убеждений на возникновения синдрома burnout. Изменение иррациональных убеждений
- Работа с неприятными жизненными ситуациями, которые вызывают стресс. Техники изменения отношения к ситуации (рефрейминги)
Практикум: Отработка практического применения рефрейминга.
День 2
«Трудные» люди в коллективе
- Развитие индивидуальной стрессоустойчивости. Практические методы психологической защиты: избегание (уход), приспособление, рационализация, конфронтация
- Анатомия уверенности. Техники противостояния агрессии и манипуляции. Конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Практикум: Упражнения на формирование умения противостоять негативному влиянию и управлять своим эмоциональным состоянием.
Удовлетворение потребностей
- Удовлетворение потребностей, как необходимый фактор профилактики состояния профессионального выгорания
- Уровни потребностей по пирамиде Маслоу. Насколько это работает?
- Мотивация в действии: влияние восприятия справедливости вознаграждения на состояние профессионального выгорания (низкий статус, отсутствие карьерного роста, низкая зар.плата и т.д.). Теория справедливости Адамса
Практикум: Тест на осознание своих потребностей.
Чрезмерная нагрузка (трудоголизм)
- Влияние недостаточной нагрузки и степени вовлечённости сотрудника на его состояние профессионального выгорания
- Работа в условиях нехватки времени и перегрузки обязательствами
- Методы быстрой самоорганизации
- Эффективные методы расслабления и восстановления
Практикум: Отработка методов расслабления и восстановления.
Дисбаланс контроля и ответственности
- Отсутствие контроля и обратной связи сверху
- Чрезмерный и мелочный контроль сверху
- Непонятные критерии, непостоянство контроля по периодичности, критериям и глубине контроля
- Невозможность сотрудника контролировать свою работу самому
Практикум: Упражнение «Обратная связь», демонстрирующее участникам необходимость наличия качественной обратной связи.
Профилактика и выход из состояния профессионального выгорания с помощью техник восстановления ресурсов
- Психологические типы личности и их привычные способы реагирования на стресс
- Факторы, влияющие на восстановление личностных ресурсов. Составление таблицы данных факторов
- Здоровый образ жизни (отдых, правильное питание, физическая активность) и его влияние на профилактику состояния профессионального выгорания
- «Формула счастья». Психологическое удовольствие, удовлетворение от проживания своей жизни
Практикум: Формулирование участниками факторов, влияющих на восстановление своих ресурсов (из реальной практики).
Толопило Анатолий Сергеевич
МВА, организационный консультант, практический психолог, бизнес-тренер
Профессиональный опыт
- 2005 – по н.в. — Школа управления DIRECTORICA, директор по развитию, бизнес – тренер, организационный консультант
- 2002–2005 — ООО «Биомеханические системы», директор по персоналу
- 1998–2002 — Социально – психологический центр «Аллелон», тренер – методист, практический психолог
Профессиональные компетенции
- Управленческие навыки и компетенции
- Эффективные коммуникации (переговоры и конфликты)
- Развитие лидерского потенциала
- Управление продажами
Клиенты
An-security, By Telecom, Cop.Cjpin, Development Associates International; DNS Computers, Global Nraining, Idalgo, Infotel,; Johnson Controls, Optitrade, ProximaConsult, Ramboll, SleepSystem, Star GSM, Stentor Music Gollery), Stopol Group, Vikont, Аврора, Аскон, АТЕКС-Электро, Балтийсктий банк, Биоэкология, БТК, Дом мебели, Инвест-проект, Квадро Имттекс, Кладовая Здоровья, Ленстальканат, Лотос, Новая Недвижимость, Петербургская недвижимость, Правовой центр недвижимости, Реактив, Ржевская Кабельная База, Риа Панда, СтаКос, Телеком технолоджис, Техно Николь, Элтехника и др.
Преподавательская деятельность
С 2005 года преподает по программе МВА в Санкт-Петербургской Академии Управления и Экономики
Образование
- 1987–1992 — Санкт-Петербургский государственный университет, историк, преподаватель истории
- 1995–1997 — Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, управление образовательными системами, магистр
- 1996–1998 — Санкт-Петербургский государственный университет, специалист по управлению персоналом, практический психолог
- 1997 — Высшие курсы практической психологии при Санкт-Петербургском государственном университете, тренер-методист
- 2007–2008 — The Open University Business School – Школа Бизнеса Открытого Университета (Великобритания), MBA
Даты начала обучения не определены.