академия конфликтологии. Егидес А.П. (Москва) – курсы, семинары, тренинги, обучение

Краткое описание психолого-педагогических методик «Логико-графическое моделирование», «Мнемонический тренажер».

В качестве инновационных психолого-педагогических технологий мы предлагаем «Логико-графическое моделирование» и «Мнемонический тренажер», автором которых является зав.кафедрой конфликтологии МФПА доктор психологических наук Егидес А.П..[1],[2]

Цель применения технологии – повышение понимания, запоминания и воспроизведения преподаваемого в школе учебного материала.

Кратко опишем сутьлогико-графического моделирования научного текста.

Понятия в процессе мышления фигурируют в соотношениях друг с другом. Эти соотношения обычно описываются словами. В науке часто прибегают и к схемам, то есть к графическому отображению логических связей между понятиями. Схема облегчает понимание текста. Текст облегчает понимание схемы. Но на сегодняшний день каждый автор изобретает свой способ составления схем. Большинство авторов при этом игнорируют закономерности зрительного восприятия и соответствие элементов схемы фрагментам текста. Оба этих момента ухудшают ситуацию.

Пути оптимизации здесь такие.

Приемы логико-графического моделирования должны быть одинаковыми для одинаковых логических смыслов.

Приемы логико-графического моделированиядля разных логических смыслов должны быть разными. В схемах должна использоваться единая система условных знаков. Это как бы логико-графический алфавит. Он должен быть единым для преподавателей и для учащихся.

Одно из центральных мест в психологии восприятия занимает понятие «гештальт». Зрение объединяет отдельные элементы в целостные фигуры благодаря существующему «в голове» «умственному» гештальту (образу фигуры). Благодаря гештальту из фона выделяетсяфигура. Зрительный образ фигуры строится из разрозненных ощущений (сенсорных элементов) благодаря этому умственному гештальту. В выделенной фигуре мы как бы чувственно переживаем этот гештальт. видим его.

Если гештальты в схеме недостаточно сильные, то схема как бы рассыпана.

А если гештальты в схеме сильные, если они видятся, то они организуют и понимание. Улучшается также запоминание и речевое воспроизведение мысли. Надо обеспечить достаточную «гештальтность» всей схемы в целом и каждого узла схемы.

Каждое значимое понятие, сколькими бы словами оно ни выражалось, заключаем взамкнутую фигуру (рамку). Причем, одно понятие – одна рамка. Обычно в тексте значимых понятий много. Много и фигур. Фигуры-понятия целесообразно так организовать в рабочем поле страницы (монитора, экрана, классной доски), чтобы были высветлены логические соотношения понятий. Выразимся иначе. Структура, состоящая из фигур-понятий, должна отражать логические связи.

Соотношения понятий между собой очень многообразны. Но в науке есть приоритеты. «Наибольшее представительство» в учебных и научных текстах имеют: классификационное соотношение (химический элемент может быть галоидом и металлом), соотношение частей и целого (народ состоит из мужчин и женщин), трансформационное соотношение (куколка превращается в бабочку), причинно-следственное соотношение (избыточное стремление обогащаться – причина революций). Каждое из этих соотношений на схемах должно выглядеть своеобразно и сразу опознаваться как таковое. Разрабатывается схематизация и иных видов соотношения понятий.

Предложенные Егидесом А.П. формы гештальт-схематизации различных видов понятийных соотношений используются и при простом преподавании учебного материала, и в форме творческого создания схем группой учащихся. Второй вариант более затратный, но и более продуктивный.

Отметим так же наличие тренажера, который позволяет осуществлять контроль знаний поступательно, на разных этапах процесса обученият отвечает все требованиям, предъявляемым к методам самокотроля. Вот эти требования:

1.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОСТАВЛЕНЫ КО ВСЕМ БЛОКАМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, А НЕ ВЫБОРОЧНО.

2. В ОТВЕТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ БОЛЕЕ СЕМИ ЕДИНИЦ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.

4. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ВОПРОСОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СКРЫТЫ.

5. ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ МГНОВЕННОГО СЛИЧЕНИЯ ПРОБНЫХ ОТВЕТОВ С ПРАВИЛЬНЫМИ.

6. ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНА НЕОДНОКРАТНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ КАЖДОГО ВОПРОСА ВПЕРЕМЕШКУ С ДРУГИМИ

7. ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНА СOРТИРОВКА ВОПРОСОВ НА

ТРИ ГРУППЫ: ПРОЧНО УСВОЕННЫЕ, НЕ ПРОЧНО УСВОЕННЫЕ, ВОВСЕ НЕ УСВОЕННЫЕ.

Следует отметить, что различные формы самоконтроля, применяемые учащимися и учителями, отвечают тем или иным требованиям из предложенного списка. Но ни одна форма[3] не соответствует всем требованиям вместе взятым.

Сразу всему комплексу требований соответствует устройство, которое Егидес А.П. назвал МНЕМОНИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР.

Суть мнемонического тренажера заключается в составлении открытых вопросов,[4] которые помещаются на лицевых сторонах карточек. Ответы к ним - на оборотных сторонах. Таким образом, можно задавать самому себе вопросы, давать пробные ответы, и на оборотных сторонах получать эталонные ответы, то есть проверять правильность пробного ответа.

Вопросы и ответы на карточках готовятся с той степенью полноты, которая обеспечивает усвоение всего материала без исключения.

Тренажёр позволяет осуществлять контроль знаний поступательно, на разных этапах процесса обучения, так как весь материал невозможно запомнить сразу. Его можно запомнить по частям. Соответственно, возможна корректировка усваивания и понимания материала.

Исследование Егидеса А.П. дало свои серьезные положительные результаты. Мы собираемся провести более углубленное широкоформатное исследование в школах на материале точных и гуманитарных наук и получить данные для обоснованного решения о внедрении психолого-педагогической идеи Егидеса в систему образования.

Книга Егидеса «Лабиринты общения» пользуется спросом у читателей. Первое издание книги «Лабиринты общения» (2006) 15 тысяч тиражом, разошлось за 2 года. Второе (2008) – 8 тысяч также за 2 года. В 2011 году вышло новое издание 5000-ым тиражом.

В сети Интернет много положительных отзывов читателей, которые подчеркивают, что «идеи работают». В 2007 году по инициативе и под редакцией начальника учебного отдела ГУУ вышло учебное пособие «Культура учебного и научного труда», которое в сокращенном варианте (10 печ. листов) представляет собой «Лабиринты общения» для нужд ГУУ.

На нескольских выборочных исследованиях пилотажных мы убедились в действенности обеих идей А.П. Егидеса.

[1] А.П. Егидес Культура работы с учебным и научным материалом. 10 авт.л. Издательский дом Государственного университета управления. Москва 2007.

[2] А.П. Егидес, Е.М. Егидес. Лабиринты мышления. 20 авт.л. Издательство АСТ-пресс. Москва 2004, 2006, 2011.

[3] Тесты, вопросы в конце параграфа, задачи с решениями и без них, программированные учебники

[4] Когда вариантов правильных ответов сразу не дается, ответ придется придумывать или вспоминать самому.

Отзывы о компании академия конфликтологии. Егидес А.П.

В настоящий момент отзывы о компании академия конфликтологии. Егидес А.П. отсутствуют. Вы можете оставить свой отзыв, прислав его нам на e-mail (см. раздел «Контакты»).

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪