Роль конспекта в любой интеллектуальной деятельности очень велика. А если Вы студент, то, как никто другой, понимаете значимость конспекта. Тем более, что любая шпаргалка по сути своей является конспектом. Основное значение в конспекте придается его краткости, емкости и приспособленности к индивидуальным особенностям системы усвоения данного конкретного человека.
Существует несколько методов конспектирования, но тотальную популярность до сих пор имеет стандартное представление конспекта в виде последовательности предложений, списков, перечислений. Это так называемый линейный конспект. Этим методом пользуется уже не одно поколение студентов. И многие склонны считать, что все старое и проверенное временем – лучшее. Но в технологиях конспектирования намечается некоторая революция.
Рассмотрим самые очевидные недостатки линейного метода конспектирования. Во-первых, линейный конспект представляет собой усеченный дубликат исходного текста или чьей-то речи, поэтому не представляет богатых возможностей для творческой переработки информации. Во-вторых, такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга. Современные научные выводы заключаются в том, что мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений. Фактически только восприняв последовательность слов, несущих определенную мысль, мозг получает возможность обработать ее как единое целое и что-то понять. В-третьих, конспект, построенный традиционно, не представляет никаких возможностей для его расширения и модернизации. Все эти недостатки делают процесс обучения на основе построения линейных конспектов малоэффективным и, что немаловажно, достаточно скучным и утомительным.
Намного более эффективный метод работы с информацией – карты памяти (Mind Maps). Один из авторов этого подхода – Тони Бьюзену. Ранее эта методика уже была представлена в статье «Карта памяти», но здесь и сейчас мы хотим рассказать о новых формах использования карты памяти.
Для начала поговорим о преимуществах метода Mind Maps. Во-первых, он наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. Метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.
Основные принципы построения карт памяти уже были рассмотрены в статье «Карты памяти». Остается только добавить, что для совершенствования карт памяти требуется практика. Поэтому следует использовать их везде, где только возможно.
Метод карт памяти применим в любой сфере нашей жизни, где бы не требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.
Карта памяти имеет четыре основные отличительные черты:
Карты памяти можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций, в которых необходимо изучать и анализировать, учиться и думать:
1. Обучение. Применяя карты памяти при обучении в школе, университете и т.п. Вы избавляетесь от огромного количества лишней работы. Они хорошо помогают при обучении, при подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам). Кроме этого при составлении конспектов на лекциях или при работе с книгами Вы можете использовать метод карт памяти. Тогда при подготовке к экзаменам Вам нужно будет лишь просмотреть составленные Вами карты памяти и вспомнить всю необходимую информацию.
2. Обзоры и резюмирование. Использую метод составления карт памяти, Вы сможете быстро составлять емкие и эффективные записи, которые будут удобны для использования в дальнейшем. Также хорошо составленная карта памяти отразит все связи и взаимодействия объектов карты, и является более наглядной и понятной формой хранения информации.
3. Концентрация. Метод карт памяти дает возможность фокусироваться на задаче для наилучшего результата. Особенности карт таковы, что внимание естественным образом, без принуждения концентрируется на задаче. И результативность при этом значительно улучшается. Вам также не надо тратить усилия на удержание своего внимания. Этот метод можно использовать для составления наглядных пособий для лекции или докладов. Ваша лекция будет более полноценна и понятна слушателям из-за использования естественных законов мышления. Вам достаточно подготовить одну карту на все выступление, а не многостраничные шпаргалки, в которых сложно найти информацию. Объемная структура карты позволяет Вам в любой момент легко изменить направление выступления и не испытывать при этом затруднение (в отличие от линейного доклада).
4. Запоминание. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем необходимо потянуть за «крючок» и Вы все вспомните, затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке.
5. Общение. Использование карт памяти позволяет легко и понятно изложить свое мнение и мысли другому человеку и понять, что хочет сказать он. Кроме этого карта памяти является эффективным способом привести группу к общему решению (мнению) и выяснить причины проблем в коллективе.
6. Мышление. Карта памяти является хорошим способом анализировать свои мысли. Ваше мышление становится более четким и гибким. Кроме этого метод является дополнительным инструментов для развития интуитивных способностей. Творческие способности также значительно активизируются.
7. И последнее о чем хотелось бы сказать, карта памяти – это новый подход к проведению мозгового штурма, о котором было сказано в дрогой статье. Он позволяет быстро генерировать идеи. Идеи получаются более оригинальными и эффективными. С помощью карт Вы способны за час создать столько идей, сколько не выдаст целая группа, работающая бессистемно. В данном случае легко прослеживаются взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. А также облегчается внедрение идей в последующем.
В завершение хочется добавить, что карты памяти являются очень хорошим средством хранения информации, но кроме этого информация остается «живой» и продолжает работать, так как остается общедоступной и понятной для всех.
Дополнительно о картах памяти можно найти в следующих источниках:
1. А. Малыгин «Карты памяти как инструмент работы с интеллектуальным капиталом».
2. Тони Бьюзен «Учебник Быстрого чтения»
3. Тони Бьюзен «Суперпамять»
Сыроватко Марина, Центр Скорочтения
Источник: http://7um.ru