До того как современная наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы.
Греки разработали фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой», по имени бо¬гини памяти — Мнемозины.
Знания о мнемонических приемах и правилах распространялись среди членов интеллектуальной элиты того времени и использовались ими в ходе публичных выступлений и интеллектуальных состязаний, позволяя демонстрировать «чудесную» память и добиваться благодаря этому высоких постов! экономической, политической или военной сфере или же просто поднимать свой авторитет.
Греки, таким образом, являлись «гладиаторами» на заре умственных поединков; на их стадионах проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала память. Они задавали друг другу каверзные вопросы, стремясь сбить противника с толку, расспрашивая о таких вещах, как количество, названия и порядок следования греческих полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из литературных произведений или текстов законов.
Те, кто побеждал в подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными лидерами.
Мнемонические приемы и правила основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей кажущейся простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память.
Три мнемонических принципа
Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллективного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ; иными словами, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присутствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.
Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувство¬ванный» ОБРАЗ.
Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ). Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформирован образ и закреплены соответствующие ассоциации, дан¬ному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть предоставлено место, определенное (локализованное) относительно массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти.
В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам привести точно в такой же порядок свою память.
Источник: http://www.sunhome.ru