Однажды Владислав К., начальник отдела в коммерческом банке, выступая с докладом на расширенном заседании Совета директоров, вдруг понял, что не может вспомнить те самые показатели, которыми он собирался ошеломить руководство. Специально где-то записывать цифры Владислав считал абсолютно ненужным: он их прекрасно помнил. По крайней мере, до начала выступления… Вместо триумфа и заслуженного вознаграждения, последовала неприятная "разборка". Но самым неприятным последствием стала поселившаяся в душе Владислава тревога: что с моей памятью?
По моему хотенью…
Самой частой причиной забывания информации является… недостаточно сильное желание ее запомнить. Прежде всего, необходимо внутреннее побуждение – осознанное или неосознанное. Если вы вдруг обнаружили, что стали забывать то, что прекрасно помнили раньше (от прайсов до дней рождений), спросите себя: эта информация для вас также важна, как и раньше? Если честный ответ – «нет», то стоит подумать о том, чтобы искренний интерес появился снова.
Знаменитый американский психолог Уильям Джеймс писал: «Предмет, на который мы обращаем внимание, остается в нашей памяти, а то, что мы в рассеянности игнорируем, не оставит в ней никакого следа». Для качественного запоминания информации наибольшее значение имеет так называемое произвольное внимание, которое (в отличие от непроизвольного) требует от нас волевых усилий и самоконтроля. Если вы хотите хорошо запомнить новую информацию, например, текстовую, скажите себе: «Сейчас я буду с полным вниманием читать эту страницу и накрепко запомню все, что здесь написано». Дайте себе сознательно задание – запомнить!
С практической точки зрения, наиболее важны два параметра внимания: концентрация и устойчивость. Конечно, сохранять высокую степень сосредоточенности на выбранном объекте (концентрация) не отвлекаясь в течение длительного времени (устойчивость) – довольно трудно. Но этот навык тренируются.
Существует множество упражнений, суть которых как раз и сводится к удерживанию внимания на одном объекте. Психологи рекомендуют начать с концентрации на неподвижных неинтересных объектах, например, скрепке, кончике карандаша, спичечной головке, царапине на стекле.
Мнемотехники
Переходим непосредственно к техникам запоминания. Обратимся к опыту одного из выдающихся ораторов в истории человечества Марка Туллия Цицерона. Он репетировал свои речи дома, переходя их одной комнаты в другую. Каждую важную мысль он увязывал с той частью обстановки комнаты, которая была перед глазами. Выступая в Сенате, Цицерон мысленно повторял свой маршрут по дому. Таким образом, ему удавалось сказать все, что он хотел, воспроизвести все факты в нужной последовательности безо всяких записей.
Систему, которую применял Цицерон, часто называют метод мест. Разработано множество его модификаций, но суть остается неизменна и заключается в перекодировании: запоминаемая информация переводится с помощью ассоциаций или по каким-либо правилам в другую знаковую систему, термины или образы. При вспоминании цепочка мысленно воспроизводится в обратной последовательности.
Мнемотехнические приемы особенно хорошо работают для запоминания логически не связанной информации. Самым простым примером является знакомая каждому из нас со школьной скамьи фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь первые буквы слов являются первыми буквами цветов спектра.
К запоминанию через понимание
В экспериментах выдающегося советского психолога П.И. Зинченко было показано, что чем более осмысливается содержание запоминаемой информации, тем лучше происходит запоминание. Таким образом, мы приходим к еще одному методу запоминания, который можно назвать рациональным или логическим. Его суть заключается в том, что, воспринимая новую информацию, мы стремимся установить смысловые, логические связи между ее частями, а также с той информацией, которую мы уже знаем. Можно сказать, что мы даже не ставим перед собой задачу запомнить новые сведения, мы стараемся их глубже осмыслить, понять, логически увязать, а запоминание происходит как бы само собой.
Применять рациональный способ запоминания эффективнее всего, работая с текстами. Приведем в качестве образца метод PQ-4R, который был создан в США в годы второй мировой войны для работы с учебными и научными текстами. Метод подтвердил свою высокую эффективность и вошел в программы многих американских университетов. Этапы его таковы:
P (preview) – предварительный просмотр. Просмотрите оглавление, если оно есть, или заголовки разделов. Составьте самое первое и общее представление о содержании текста.
Q (questions) – вопросы. Сформулируйте вопросы, ответы на которые вы будете искать при чтении текста.
R (read) – чтение. Читайте учебную и научную литературу с такой скоростью, с которой вы спокойно вникаете в материал, «переваривайте» информацию. Рекомендуется делать отметки на полях, подчеркивать ключевые слова, несущие главное содержание текста, его основные мысли и положения.
R (reflect) – размышление. Прочитав один раздел или весь текст, если он небольшой, спросите себя: понятна ли мне точка зрения автора? В чем я с ним согласен, а в чем нет и почему? Обнаружились ли в тексте ошибки, противоречия, неточности? Смог бы я объяснить этот материал другому человеку?
R (reсite) – пересказ. Перескажите основные положения текста своими словами. Представьте, что пересказываете материал кому-то или выступаете перед аудиторией.
R (review) – повторение. Повторно просмотрите текст, обращая внимания на основные идеи, подчеркнутые вами в тексте, порядок их изложения и общую структуру материала.
Таким образом, читайте текст, стремясь его не механически запомнить, а глубже понять. Проработанный таким образом материал усваивается качественно и надолго.
Более простой рациональный метод работы над текстом называется 5W-H. Он заключается в том, что, читая материал, вы стараетесь ответить на шесть простых вопросов: Кто (who) делает Что (what), Когда (when), Почему (why), Где (where) и Как (how)? Метод больше годится для чтения несложных журнальных статей, чем для научных текстов.
Каким бы методом вы не пользовались, его нужно приспосабливать к решению вашей конкретной задачи.
Волшебство синестезии
Как ни странно, большинство сведений о себе и о мире мы запоминаем механически, не устанавливая логических или ассоциативных связей. С одной стороны, это очень хорошо, что информация запоминается сама собой, но с другой стороны, она легче всего забывается. Кроме того, механическое запоминание труднее всего тренировать. Как же быть?
Нам поможет опыт одного выдающегося человека. Его звали Соломон Шерешевский. Обычный человек, имел семью, работал в газете. Но помнил абсолютно все. Специально проведенные с ним научные эксперименты не выявили пределов его памяти… Он мог повторить в прямом и обратном порядке любое количество слов или цифр. Разумеется, такая память – дар природы. Но мы сможем научиться у Шерешевского кое-чему полезному.
Секрет его феноменальной памяти заключался в ярких комплексных синестезических переживаниях, когда звук рождает ощущение света, цвета, вкуса и прикосновения. Вот как описывает этот процесс сам Шерешевский в книге известного российского психолога А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»: «…Я обычно чувствую и вкус, и вес слова – и мне уже делать нечего – оно само вспоминается… Когда я услышу слово «зеленый», появляется зеленый горшок с цветами; «красный» – появляется человек в красной рубашке. «Синий» – и из окна кто-то помахивает синим флажком... Даже цифры напоминают мне образы... Вот «1» – это гордый стройный человек; «2» – женщина веселая; «3» – угрюмый человек, не знаю почему...»
Итак, опыт выдающегося мнемониста Шерешевского говорит о том, что при механическом запоминании нужно стараться задействовать все существующие каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Другими словами, запоминаемую информацию нужно представить зрительно или нарисовать, проговорить или постараться представить себе, как она звучит, а также - как эта информация пахнет, какого она веса, какова на вкус, на ощупь и т.д.
И уж совсем замечательный результат получается, если к синестезии удается подключить рациональный способ запоминания, т.е. дополнительно установить в материале какую-то логическую или смысловую связь. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого мы
внимательно слушаем, как его зовут (концентрация, аудиальный канал);
проговариваем вслух «Очень приятно, Владимир Анатольевич!»;
мысленно представляем имя собеседника, написанным своим почерком в блокноте (визуальный канал);
вспоминаем, не знаем ли мы кого-нибудь с таким же именем (ассоциативная связь);
вспоминаем, что данное имя означает (логическая связь);
во время разговора несколько раз обращаемся к собеседнику по имени.
Итак, для того, чтобы прочно запомнить новую информацию, нужна:
мотивация и самонастрой на запоминание;
концентрация внимания;
выбор метода запоминания: для текстовой информации предпочтительнее рациональный метод, для запоминания цифр – метод мест или цифро-буквенное перекодирование, во всех остальных случаях применяем синестезию (от греч. synaisthesis соощущение), стараясь дополнить ее элементами рационального подхода.
Илья Шабшин, руководитель PR-службы ИА Финмаркет
Источник: http://www.gilbo.ru