ИСТОРИЯ человечества от древности до наших дней полна попыток преодолеть страх, уменьшить, пересилить или обуздать его. Однако в процессе изнурительной борьбы человек только обменивал одни страхи на другие. Постоянно изменяясь, страхи сопровождают нас от рождения до смерти. Но это не означает, что все это время мы их осознаем.
Известно, что психическая деятельность не прекращается, независимо от того, является она содержанием сознания или нет. Различного рода мысли и чувства (чувство вины, муки совести, неудовлетворенные притязания и т. д.), оставаясь бессознательными, не перестают детерминировать наше поведение. В особенности это касается чувства страха. Не отдавая себе в этом отчета, человек мыслит через призму своего страха, под его воздействием принимает решения, рассуждает о пользе и вреде вещей, сообразуясь только с тем, больше или меньше распояшется этот напористый господин. Когда человек не знает, чем обусловлены его побуждения, они оказываются более весомыми и приобретают дополнительную силу.
Бессознательность душевных процессов является причиной появления патологических симптомов. Страх не подчиняется каким-либо физиологическим или психологическим законам и познаваем лишь настолько, насколько мы умеем трактовать его символические проявления. Душевные муки, вся внутренняя растерзанность подверженной страху личности может проявляться в виде соматических симптомов. Точно так же, как печаль выражает себя языком тела, страх говорит на языке органов. Например, желудок живущего в страхе сообщает, что ему тошно и все опостылело. Кроме того, тошнота — это проявление крайнего неприятия и отвращения к чему-либо. Она выступает как символ непреодолимого ощущения бессмысленности жизни и омерзительности всего окружающего. Рвота представляет собой стандартный, хотя и несколько своеобразный способ выражения эмоции страха, закрепившейся по типу патологического рефлекса.
Если страх-боязнь вызван конкретными обстоятельствами, то страх-тоска — неопределенный, безотчетный. Чувство витальной тоски почти неотделимо от физических страданий и нередко локализуется в теле. Например, больной, показывая на грудь, говорит, что там сидит страшная тоска. В то же время витальные ощущения тождественны общим ощущениям усталости, разбитости, которые не связаны с определенным органом.
Легче ответить, чего человек не страшится, чем перечислить все, чего он боится. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество и мысль о неотвратимости смерти, для других — скопление людей, у третьих приступы страха возникают, когда они переходят через мост или оказываются в замкнутом или пустом пространстве; некоторые испытывают страх при виде безвредных животных — жуков, пауков или мышей. Перенесение непреодолимого страха на совершенно безобидные объекты связано с тем, что от них легче уклониться, чем от истинного источника страха. Многие люди расплачиваются страхами за свою жизнь. Истерзанная страхом шизоидная личность боится эмоциональной связи, как и любых других, покушающихся на ее суверенитет. Депрессант, наоборот, стремится любить. Примечательно, что его любовь к жизни является лишь страхом смерти. Страх — неизбежный спутник эпилептоидного типа, который из боязни быть обманутым сторонится людей; истероид в противовес стремится к людям, но его пугает, что он не будет ими принят. Ядром его совести является социальный страх.
Некоторые получают удовлетворение от своих страхов и тем самым мешают своему излечению. Может показаться странным, что страдание приносит удовлетворение. Одна из причин в том, что страдание, как и агрессия, ослабляет чувство подсознательного страха. Кроме того, человек нуждается в драматизме жизни, стремится к сильным переживаниям. Он хочет, чтобы вещи оставались прежними, привычными, и в то же время жаждет новизны; он ищет состояний, которые выбивали бы из проторенной колеи скуки. Одним из таких состояний может быть страх.
Даже беглого знакомства со страхами должно быть достаточно для решения следующего вопроса. Могут ли облегчить жизнь парализованного страхом человека (с его постоянным чувством затравленности, горести и тоски, ощущением ничтожности и пустоты) пилюли, на которые так щедра отечественная психиатрия? При неврозе навязчивого страха польза от пилюль в лучшем случае ситуационная, так как они действуют на симптом. Но, если при телесных болезнях воздействие на симптом можно оправдать, то этого нельзя сказать о невротических симптомах, имеющих символический характер. Поскольку они лишь иероглифы, которые не только не отражают причину расстройства, а, скорее, ее маскируют. Первый шаг к победе над страхом состоит в его признании. Решение начать лечение невозможно без осознания ответственности за свое самочувствие. Но это условие, как говорят математики, обязательное, но недостаточное. Всякую вещь мы понять сумеем, если только правильно ее назовем. Последнее возможно путем анализа содержания оккупированного страхом сознания. Однако сделать это трудно, страх непознаваем.
Страх — это болезнь воображения. Если вы воспринимаете будущее как угрозу, оно вас пугает своей непредсказуемостью с одной стороны и полной предсказуемостью с другой, то напрашивается следующее действие. Чтобы не бояться, надо расстаться с привычкой, представлять себе, что будет потом. Прав был Боэций, сказав, что мысль о смерти более жестока, чем сама смерть. «Если ни о чем не жалеешь и ничего не ожидаешь, если нет ни предвкушения, ни оценки, то не может быть ни удивления, ни разочарования и поневоле будешь двигаться здесь и теперь. Прогноз отсутствует, и нет тревожных предзнаменований, дурных предчувствий или роковых предсказаний» (Шостром). То же самое в отношении живущего прошлым: он не живет, а переживает, т. е. теряет настоящее. Упражнение. Погрузитесь в ОСС. Разъедините прошлое и настоящее. Уберите будущее. Контролируйте свои чувства и свое состояние. Живите здесь и сейчас.
Страх — западня для разума. Наиболее тяжело угнетают страхи, которые переживались в детстве, против которых не была разработана какая-либо защита. Не переросшая свою инфантильность личность, в силу чего подверженная страху, видит окружающее глазами ребенка, мыслит его неокрепшим умом, страшится жизни его страхами. Отсутствие логики лечится логикой. Логика обезвреживает страхи, и они угасают. Страх необходимо переработать, но для этого необходима зрелость. Рассмотрение страха «без страха» свидетельствует о достижении зрелости. Упражнение. Укрепите свое «я»: визуализируйте себя «взрослым», ответственным за свою судьбу, возьмите над своим детским «я» опеку… Почувствуйте себя уверенным.
Наконец, примените принцип «парадоксальной интенции» Франкла. Именно тогда, когда человек сам вызывает и усиливает свой страх, тот уходит. Это объясняется тем, что страх сидит в подсознании и вы сознательно делаете то, чего боитесь делать. Иначе говоря, демонстрируете подсознанию, что не боитесь «страха». Упражнение. Погрузитесь в ОСС и усугубите страх, визуализируя: «А вот сейчас меня охватит еще больший страх, я задрожу и изойду потом; мне очень страшно, пот градом катится с лица, сердце стучит все быстрее, во рту пересохло от страха, язык окаменел и разбух, не ворочается».
Источник: http://www.aif.ru