Как вы относитесь к критике? Если честно, положа руку на сердце? По опросам психологов 70% людей обижаются на критические замечания и даже уходят в депрессию, 20% просто пропускают сказанное мимо ушей, даже если в критическом отзыве есть что-то полезное. И только 10% человечества умеют слышать, ЧТО им говорят, то есть реагируют конструктивно.
И даже используют критику во благо себя любимых. Как они это делают? Этот вопрос заинтересовал специалистов НЛП, и они скопировали с таких людей "Стратегию конструктивного реагирования на критику". А это значит, что и вы можете научиться правильно слышать и правильно реагировать.
О пользе махать кулаками после драки
Если вы не относитесь к 10 процентам счастливчиков, которые в ответ на критические замечания делают выводы, а не кислую мину, значит, в вашей жизни была хоть одна ситуация, когда критика больно задела. И переросла в смертельную обиду.
А если в роли "подлого критикана" оказался близкий человек -- о, ужас! -- считай, ссора разгорелась, каждая сторона подбрасывает в это адское пламя свою порцию ядовитых змей -- и вот уже в некогда тихом семейном раю пепелище орошаемое слезами обиды. И хочется еще что-то сказать, да, как известно, после драки кулаками на машут. Машут! Только в спортзале, чтобы постоять за себя в будущей драке.
Ежели она вообще состоится -- ведь говорят, что от тренированных людей исходит какая-то особенная аура -- к ним не лезут. Применительно к нашему случаю это значит, что, научившись правильно реагировать на замечания, вы больше не ввяжетесь в ссору по какому-нибудь пустяку. Итак, вы уже начали вспоминать какой-то неприятный случай? Стоп! Не бередите душу. Эмоции в конструктивном анализе не должны принимать участие, поэтому мы будем смотреть на ситуацию как на спектакль.
Действующие лица: Вы -- актер;
Вы -- зритель;
Вы -- режиссер.
Ничего не поделаешь, придется на время стать единым в трех лицах.
Запасаемся якорем
Перво-наперво для нашего спектакля понадобится "якорь". Но не обычный, а ресурсный. Очень часто человек начинает анализировать в прошлом какой-то случай, разнервничается, за валидол схватится... Это ни к чему. Давайте вспомним ситуацию, когда вам было хорошо. Может быть, в детстве, у бабушки на даче, в компании институтских друзей, на школьном вечере, где вы были королевой, или на рыбалке, когда поймали самую большую рыбу.
Перенеситесь мысленно туда, вспомните сцену во всех деталях: краски, звуки, ощущения. Проникнитесь своим воспоминанием, представьте, что вы сейчас находитесь именно там. В тот момент, когда ощущение будет наиболее сильным. Нужно поставить на него "якорь" -- сжать руку в кулак, хлопнуть в ладоши, ущипнуть себя за ухо, то есть как-то зафиксировать ощущение в одном действии. Когда вам в следующий раз понадобится успокоиться и прийти в это состояние, достаточно будет снова хлопнуть в ладоши, и "якорь" не даст вам уплыть в сторону отрицательных эмоций и ненужных переживаний.
В зрительном зале
Чтобы проанализировать ситуацию, от нее нужно отстраниться. Представьте сцену, когда все происходило, но со стороны. Как будто вы -- зритель -- сидите в театре в партере, а вы -- актер -- играете эту сцену. Если сцена до сих пор болезненна для вашего самолюбия и заставляет нервничать -- срочно дерните "якорь" и успокойтесь.
Потом снова вернитесь в зрительный зал и посмотрите, что происходит на сцене. Там разыгрывается прежняя драма, но с некоторыми изменениями. Режиссер (если помните, тоже вы) между вами -- актером -- и тем, кто вас критикует, поставил защитный экран, вроде толстого стекла, чтобы критика, не долетая, разбивалась об него, а слова слышались словно через микрофон.
Продолжая сидеть "в зале", внимательно посмотрите на стекло. Критика разбивается и "оседает" на защитном экране в виде какого-нибудь образа, изображения. Образ может быть любым -- кляксы, капли воды, дымка. Одна девушка, проигрывая сцену критики от своей свекрови, увидела на экране... злого расплющенного петуха, который пытался протиснуться через стекло и недовольно моргал. Ваше воображение само подбросит нужный образ.
Изображенное на защитном экране -- это то, как ВЫ воспринимаете критику.
Взгляд с другой стороны
Теперь тот вы, который находится на сцене, должен поблагодарить критикующего за прекрасно сыгранную часть "драмы". Старался все-таки человек для вас, между прочим. А теперь давайте взглянем на ситуацию его глазами. Создадим второй защитный экран, на котором будет отражаться то, как критикующий воспринимает вас.
На этот экран нужно смотреть особенно внимательно, ведь давно известно, что враги дают нам наиболее ценную информацию о нас самих. Да и не только враги -- просто незаинтересованные люди. Когда вы находитесь "за стеклом", у вас есть возможность оценить критику не эмоционально, а аналитически, со стороны.
Стоя на сцене, сравните два получившихся изображения между собой, и вы почувствуете разницу: одно и то же вырисовывается совершенно по-разному. Вполне возможно, в словах критиковавшего вас человека есть не только желание обидеть или причинить боль (вполне вероятно, что таких желаний и нет вовсе), но и полезная для вас информация, то самое рациональное зерно, которое может пригодиться. Например, одну известную певицу так с детства любили в семье, что в глазах родни она видела себя настоящей красавицей.
Все было прекрасно, пока девушка не решила всерьез заняться сольной карьерой, благо в группе, где она работала "на побегушках", освободилась вакансия певицы. Но радужные мечты разбились вдребезги, когда будущая знаменитость случайно услышала в разговоре: "Ее на сцену?! Такую толстую!?"
Проревевшись от обиды, горе-певица взглянула на себя критически и занялась собственной внешностью. Нужно сказать, довольно преуспела, а то и не знали бы мы, кто такая Таня Буланова.
Так вот, возвращаясь к нашим экранам. Возьмите из критической речи рациональное зерно и перенесите на первый защитный экран (побрызгайте на петуха живой водицей, добавьте в кляксу радужных красок), если полезная информация усвоена, изображенное на экране ваше представление о критике изменится в лучшую сторону.
Теперь второй экран можно удалить. Как угодно -- разбить молотком, дунуть, чтобы он развеялся, прикоснуться к нему волшебной палочкой. Доверьтесь своему изображению, оно найдет способ избавиться от ненужной теперь критической информации (ведь все рациональные зерна мы уже оттуда взяли).
Переделываем сценарий
А теперь представьте, что вы --режиссер только что сыгранной пьесы. Спросите у себя -- зрителя -- и у себя -- актера --, понравилось ли им то, что происходило на сцене? Если всем все нравится -- можно снова объединиться. (Если вам с непривычки трудно это сделать, попробуйте такой способ. Себя --зрителя -- можно поместить на одну ладонь, а себя -- актера -- на другую. Потом обнять себя руками, собирая в единое целое.)
В том случае, если спектакль получился так себе, поинтересуйтесь, что еще нужно исправить, добавить, изменить. Играть эту пьесу нужно до тех пор, пока все не станут довольны. Это признак того, что вы научились конструктивно реагировать на критику. И напоследок сообразите подобную ситуацию в будущем. Как вы станете реагировать? Как будете чувствовать себя при этом? Если опять что-то не устраивает, можно вернуться и "дописать" слова и действия.
Закончив с этой "пьесой", пошарьте по сусекам своей памяти и достаньте еще парочку случаев "несправедливой" критики. Для закрепления стратегии нужно сыграть хотя бы три разные "пьесы" из собственной жизни. Тогда у вас будет несколько различных вариантов реагирования на критику. Причем все они -- самые что ни на есть рациональные!
Татьяна Виноградова
Источник: http://tanjasun.narod.ru