Знакомое сочетание слов, не правда ли? “У него(нее) комплекс неполноценности!” - говорят о знакомом человеке. “Я с детства бы “закомплексованный...” - жалуются врачу-психотерапевту
А что Вам приходит на ум в первую очередь, когда Вы слышите эти слова? Потупленный взгляд, неуверенная походка или молчание в общем разговоре? А может быть перед Вашими глазами появляется образ человека, пропускающего всех без очереди... в кассу... во Дворец Бракосочетаний... на более высокую должность? Скромно стоящего в сторонке, пока другие “делят пирог”? И что означает, что комплекс был с детства и куда он девается у других, выросших детей?
Чаще всего под комплексом неполноценности подразумевают неуверенность в своих силах, ощущение своей никчемности, переживания по поводу неспособности занять более высокое место в иерархии отношений. Не обязательно при этом иметь болезнь, физические недостатки или реальные ограничения.
Говорят клиенты психотерапевта.
“Меня постоянно лупили во дворе. И не то, чтобы я был какой-нибудь слабый, нет!. Обыкновенный мальчишка. Просто комплекс какой-то был (читай - убеждение), думал, что не смогу справиться с ними...что они сильнее” - вспоминает тридцатилетний мужчина, неудовлетворенный своей карьерой.
“Я всегда чувствовала, что я не такая красивая, как другие, хуже одеваюсь, не нравлюсь сокурсникам. Поэтому и вышла замуж за первого мужчину, который проявил ко мне интерес. Я всегда боялась, что останусь одна.” А это слова привлекательной сорокавосьмилетней женщины на грани развода с мужем...
“ Я из себя ничего не представляю и сейчас. У других деньги, машины, интересная работа. Я чувствую так, как будто бы меня нет...” говорит недавний выпускник престижного ВУЗа.
Так как же создается комплекс?
Подумаем, что общего в словах этих людей? Что именно они делают для того, чтобы сохранять и лелеять свой комплекс? Во всех трех случаях они сравнивают себя с другими людьми (как правило теми, кто успешнее, сильнее, богаче и т.п. ), а затем переживают свою “неполноценность”, т.е. отличие от них, впадая в уныние, апатию и безысходность. Хроническая привычка сравнивать себя с другими не в свою пользу или придумывать себе “идеальчик”, до которого невозможно дотянуться - самый верный путь к супернеприятному времяпрепровождению.
Есть и другая возможность для приобретения знаменитого комплекса - привычка обесценивать то, что есть. И семья не такая, и друзья не те, и начальник мог бы быть получше. И вывод напрашивается - “какой-то я неполноценный...”
Нередко в формировании такой патологической привычки принимают самое активное участие родители. Они так много знают и умеют... А если еще постоянно напоминают ребенку, чего он ( в силу возраста, конечно...) не знает и не умеет, да еще сравнивают его с более успешными сверстниками, закладка первого камня в фундамент комплекса неполноценности уже состоялась. Привести к этому может и чрезмерная опека и родительское отвержение (нежеланные дети).
Родители обладают огромным авторитетом для ребенка, их стереотипы отношения к нему усваиваются надолго. И вот уже подросток начинает мысленно сравнивать себя с другими сам. Результат? Неудовлетворенность жизнью, бессилие, плохое настроение, самоупреки, сомнения...
Так ли уж плох комплекс неполноценности?
Значит комплекс неполноценности однозначно плох? Не совсем так! Американский психоаналитик Альфред Адлер считал, что неполноценность - нормальное, естественное для человека чувство. Он даже сформулировал афоризм “Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности.” Как же это понимать?
По мнению Адлера основной источник комплекса неполноценности - детство. Это подчинение родителям, зависимость от них, оценка действий ребенка. Но и отношения между самими детьми совсем неидиллические. Множество драматических историй имеют своим источником детские прозвища -“Жирный”, “Крыса”, “Бомжара”... И пока ребенок не повзрослел, он чувствует себя неполноценным. Чувство неполноценности обостряется при вступлении в каждую новую возрастную стадию, при поражении в борьбе за лидерство или престиж. Особенно часто страдают этим подростки, вступающие в жизнь, где надо проявлять ум, силу, осведомленность, самостоятельность...
Однако тот же самый комплекс неполноценности может послужить импульсом к действию. Вспомним хрестоматийный пример с оратором Демосфеном. Ведь сумел же он преодолеть и дефект и комплекс! Люди, у которых комплекс неполноценности является стимулом к преодолению трудностей и совершенствованию себя, достигают замечательных результатов. Путь многих известных психотерапевтов и психологов к их выдающимся открытиям начинался нередко с преодоления комплекса неполноценности в области человеческих отношений.
Как избавиться от комплекса неполноценности?
Конечно, то что произошло с человеком в детстве накладывает отпечаток на всю его жизнь. Но ситуация не столь фатальна. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни и использовать все наличные комплексы для совершенствования. А, чтобы избавиться от уже имеющегося у Вас комплекса,
перестаньте делать то, что Вы обычно делаете
постоянно создавать “идеальчики” и постоянно соотносить себя с ними
сравнивать себя с более успешными, богатыми или умными людьми и страдать при этом
заниматься девальвацией того, что имеете и после этого впадать в депрессию
мысленно говорить о себе строгим голосом своих родителей, у Вас может быть и свое, более благоприятное, мнение о себе
и делайте то, что Вы обычно не делаете
наметьте конкретные цели для того, чтобы добиться успеха в “слабой” области. Перечислите себе цели и действия по их осуществлению. Определите сроки.
опросите знакомых, которые по Вашему мнению хорошо делают то, что Вы не можете, рассказать Вам, как это у них получается и как они этого добились.
приобретите отличную привычку получать удовольствие от того, что у Вас есть и радоваться мелочам
поговорите о своей жизни с хорошим психотерапевтом
Будьте здоровы! Успеха Вам в Ваших начинаниях!
Источник: http://gestaltplus.narod.ru/