© Роберт Дилтс
Перевод: И. Кантор, А. Максютин
- Положите перед собой лист с правильным написанием слова так, чтобы его можно было легко прочитать.
- Закройте глаза и подумайте о чем-нибудьприятном, близком и расслабляющем. Когда ощущение станет достаточно сильным, откройте глаза и посмотрите на правильное написание.
- Направьте взгляд влево-вверх и представьте правильное написание. (Если есть сложности - воспользуйтесь полезными советами снизу)
- Посмотрите на этот мысленный образ и перенесите написание, которое вы видите, на бумагу. Сверьте то, что вы написали, с правильным вариантом. Если оно не верно - идите на шаг 1.
- Посмотрите на ваш мысленный образ и запишите слово по одной букве от конца к началу. Проверьте орфографию. Если неверно - идите на шаг 3.
Полезные советы.
- Представляйте написание вашимлюбимым цветом. Какие-то буквывидны нечетко? Выделяйте их цветом или делайте больше / ярче / ближе, чем остальные.
- Разбейте словона куски по 3 буквы. Формируйте картинку, добавляя по одному кусочку за раз.
- Придумайтеприятный для Вас фон. Это может быть какой-то знакомый предмет (скажем, экран, как в кинотеатре) или сцена из любимого фильма. А слово “пропечатывайте" поверх этого фона.
- Если слово длинное (скажем, “обороноспособность"), то уменьшите буквы, так, чтобывсе словобыло видно.
- Проводите пальцемв воздухевдоль“написуемого"словаи представляйте себе, как Вы пишете буквы.
Разбор полетов
Стратегия орфографии, как и все эффективные стратегии, основана на модели TOTE (Test - Operate - Test - Exit, Тест - Операции - Тест - Выход). Фаза “Тест" (независимо от того, как поступает информация) включает проверку синестезии В=>К по таким субмодальностям, как четкость изображения и интенсивность приятного переживания. Если визуализировать слово не получается, нужно проделать следующие действия:
- подумать о чем-топриятном, легко вспоминающемся;заякорить этим ощущением правильное написание слова, просто поглядев на лист со словом;
- направить взгляд влево-вверх и мысленно визуализировать правильное написание;
- направить взгляд влево-вверх и записать слово по одной букве от конца к началу.
Часто люди затрудняются сначала представить себе сразу все слово, особенно если оно длинное и/или они впервые занимаются визуализацией. Обычно это выглядит так: некоторые буквы видны ясно, однако остальные не помещаются в поле зрения или расплываются. В такой ситуации рекомендуется выделять нечеткие буквы. Делают это так:
а) разбивают слово на фрагменты (обычно по 3 буквы);
б) варьируют некоторую субмодальность для нечетких букв, так, чтобы онивыделялись. Например, их можно делать ярче, больше, выделять цветом, помещать на другой фон.
Если провести пальцем в воздухе вдоль букв и/или прочувствовать, как Вы их пишете, то будет задействован еще и кинестетический якорь для правильного написания.
Источник: http://nlpstudent.narod.ru/learning/spelling/index.html