Глобальный экономический кризис возвращает на первый план проблему черного нала при выплате зарплаты. Зарплаты при кризисе люди готовы получать в любом виде - лишь бы платили. Ниже - беспристрастные цифры статистики о кризисе и зарплате различных категорий россиян.
Кризис отбросил на 10 лет назад экономику России не только по макропоказателям, но и схемам выплаты зарплат. Россияне, которых несколько лет подряд отвращают от “серых зарплат”, опять готовы вернуться к “черному налу”
Кризис вернул сознание россиян на 10-15 лет назад, когда они готовы были работать, расписываясь в зарплатных ведомостях за 3 копейки, а основную часть вознаграждения получать неофициально в конверте.
В конце 90-х - начале 2000-х годов государство начало бороться с любовью к “серым” зарплатным схемам, установив прямую шкалу подоходного налога, ослабив налоговый гнет на фонд оплаты труда предприятий, введя отчисления в накопительную часть пенсий с официальных зарплат россиян.
Потихоньку ситуация с оплатой труда менялась: компаниям было выгоднее выходить из “серых” схем оплаты труда, показывая официально всю заработную плату сотрудников. А люди получили возможность зарабатывать себе пенсии, зависящие от их реального заработка и рассчитывать на оплату больничных листов и кредиты.
Но кризис вынуждает всё большее число россиян соглашаться на работу с “чёрной” зарплатой. Как показал опрос, проведённый исследовательским центром портала SupеrJob.ru, о том, что они не против зарплаты в конвертах, высказались 60% опрошенных граждан.
“Нужны деньги, чтобы кормить семью”, “Далеко не все компании могут себе позволить выплачивать сотрудникам белую зарплату”, “Соглашусь, потому что выбор на рынке вакансий невелик”, - объясняют респонденты свой выбор. Но есть среди них и те, кто согласен на “серые” зарплаты с оговорками, такими, например, как: “При условии, что белая часть будет достойной”, “Только на часть, максимум 40% от дохода”, ” Да, если зарплата высокая”. То есть, часть согласившихся все же хотела бы иметь официальную зарплату более или менее высокой, чтобы не лишиться больничных листов, других социальных выплат, иметь достойную пенсию.
Мужчины, на которых, как правило, лежит ответственность за материальное обеспечение семьи, дают утвердительный ответ на поставленный вопрос чаще женщин (64% и 55% соответственно).
Тем не менее, 21% россиян утверждает, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, работать за “чёрную” зарплату они не готовы. “Нет никакой гарантии, что работодатель при увольнении выплатит последнюю зарплату”; “Ни тебе нормальных отпускных, ни больничных, ни выплат при увольнении”, - комментируют они.
У многих уже есть печальный опыт работы в организациях с “серой” схемой оплаты труда: “У нас была “чёрная” зарплата, и всем, кого сократили, “чёрную” часть не выплатили”. Меньше всего тех, кто согласен рисковать, работая за “чёрную” зарплату, наблюдается среди россиян предпенсионного возраста (28%), которые предпочитают получать меньше, но не лишаться будущей пенсии. “Работа с “чёрной” зарплатой - бедная старость”, - уверены они. Кроме того, среди тех, кто вряд ли согласится получать зарплату в конверте, немало респондентов с окладом от 45 тысяч рублей в месяц (27%).
Затруднились с ответом 19% опрошенных. По их словам, многое будет зависеть “от конкретных цифр”, а также от обстоятельств на момент принятия решения: “Возможно, нет, потому что мы хотим взять ипотеку”, “Лучше “белая”, но иногда выбора нет”. Встречались среди респондентов и те, кому не знакомо это понятие. “А что такое “чёрная” зарплата?”, - спрашивали они.
Несмотря на связанные с работой за “чёрную” зарплату риски, такие как невозможность получать кредиты, оплаченный больничный в случае потери трудоспособности, а по окончании трудовой деятельности нормальную пенсию, число россиян, согласных работать за “чёрную” зарплату, за последние полтора года возросло: в октябре 2008 года таких было на 4% меньше (56%). Кризис, поразивший экономику страны, увеличит и цифры и людей, согласных на конверты. Компании таким образом смогут сэкономить, бюджет не дополучит денег, ну а людям, как всегда в такие времена, выбирать не приходится.
Источник - Интерфакс