Эпоха неограниченного потребления закончилась: об этом свидетельствуют упавшие выручки магазинов и предприятия, вынужденные сокращать кадры. Россияне переходят к экономии - кото к экономии разумной, а кто - к экономии жесткой. Что будет дальше?
Россиянин-2009: пляж, “гламурный общепит” и боди-фитнес уйдут в прошлое
Как среагировал потребитель на финансовый кризис? Что изменилось в модели поведения россиянина-покупателя? Какова будущая динамика роста цен? Порассуждать на злободневную тему в РИА “Новости” собрались социологи, экономисты, эксперты в области статистики, и др.
Отправная точка рассуждений за круглым столом – рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности россиян.
Конец 2008 года внес свои коррективы в настроения россиян, и потребительская уверенность граждан, индекс которой измеряет Росстат, резко снизилась. Как сообщила заместитель начальника управления статистики уровня жизни Росстата Ольга Муханова, этот показатель с +1 процента упал до – 20 процентов.
Если еще в 3-ем квартале 2008 года среди настроений россиян наличествовали положительные оценки, то в 4-ом квартале в основном преобладали негативные тенденции.
Индекс потребительской уверенности рассчитывается на основе ответов россиян на 5 вопросов, когда граждане дают оценки текущему экономическому положению в стране, личному благосостоянию, а также пытаются прогнозировать экономическую ситуацию.
Если в 4-ом квартале 2007 года только 23 процентов россиян считали, что текущая экономическая ситуация в стране ухудшилась, то в 4-ом квартале минувшего года их оказалось уже 35 процентов. 55 процентов россиян в октябре-декабре 2008 года прогнозировали ухудшение экономической ситуации.
25 процентов населения считает, что его личное материальное положение ухудшится, когда как в четвертом квартале 2007 года так полагали 17 процентов россиян. Снижение индексов наблюдалось во всех группах населения, но большее количество негативных оценок дает молодежь, то есть люди в возрасте до 30 лет. Еще в 2007 году их оценки были самыми оптимистичными, отмечает О.Муханова.
Разумеется, настроения и личные прогнозы потребителя сказываются на деятельности торговых площадок.
Что касается сегмента розничной торговли в 2008 году, то год был очень удачным вплоть до 4-ого квартала, рассказывает начальник управления статистики торговли и услуг Росстата Елена Седова. Прирост оборота составлял ежемесячно 14-16 процентов. В 4-ом квартале, впервые за 10 лет в ноябре оборот розничной торговли снизился к октябрю.
Инфляционные ожидания населения и изменение курса рубля по отношению к валютам, вызвала рост продаж в секторе розничной торговли, особенно по непродовольственным товарам, и по итогам года прирост составил 13 процентов. По итогам 2007 года - 16,1 процентов. В декабре мы превысили оборот розничной торговли почти на 5 процентов по сравнению с декабрем -2007. По году наиболее выросли покупки авто, мобильных телефонов, телевизоров, холодильников, стиральных машин. По оценкам Росстата в 3-ем квартале удельный вес импортных непродовольственных товаров в ресурсах розницы составил 47 проц, продовольственных - 34 процентов.
В декабре показатель импорта снизился, и мы ожидаем продолжение тенденции к снижению импорта из-за кризиса.Произошли значительные изменения в динамике спроса, подтверждает ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. В конце 2008 года мы наблюдали снижение рынка услуг, и сейчас сектор практически замер. Интересен “расклад сил” в розничной торговле: сектор продовольственных товаров демонстрирует спад, а рынок непродовольственных товаров держится неплохо, делится наблюдениями И.Поляков.
Какие нас ожидают сценарии развития потребления? При не самом худшем развитии событий, ожидается снижение общего потребления в 2009 году от - 2 до 0 процентов. Потребление продовольственных товаров снизится сильно, в то время как рынок непродовольственных товаров будет балансировать. Что касается сектора услуг, то его ждет дальнейшее снижение.
По мнению И.Полякова, сильно изменится структура потребительской корзины. При этом, снизится качество, а не количество потребляемых продуктов питания. Спрос по непродовольственных товарам будет откладываться до “менее смутных времен”, рассуждает эксперт.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский рассказал, что в настоящее время торговые сети завалены требованиями поставщиков о повышении цен. И если повышение цен на продукты с импортной составляющей еще можно объяснить, но почему дорожает отечественный продукт, нам неизвестно, разводит руками эксперт. При прогнозировании роста цен для потребителя стоит учитывать, что спецификации повышения цен от поставщиков предусматривают рост от 5 до 15 процентов.
В условиях кризиса сети будут сокращать ассортимент, то есть мы уже не встретим несколько десятков видов подсолнечного масла. Но проблем с продуктами не будет, заверяет И.Белоновский. Поставщики будут концентрироваться на “хитовых” позициях – сейчас не время для экспериментов.
А время сейчас для отечественного производителя, который должен извлекать из ситуации максимальную пользу. Недопоставки по продуктам питания в некоторых сетях в некоторых регионах доходят до 40 процентов. “Нам нужна отечественная продукция, но производитель по-настоящему качественного товара из-за бюрократических проволочек не имеет возможности сотрудничать с сетями”, - говорит И.Белоновский. В этом ситуации необходимо вмешательство государства, считает он.
Эксперт воздержался от ценовых прогнозов по продуктам питания: просчитать повышение цен невозможно, но ясно одно: любое повышение закупочной цены в конечном итоге скажется на полочной цене.
Очевидно одно: затянуть “пояса” россиянам придется. И не только россиянам, но и мировому потребителю, ведь кризис не обошел стороной ни одну экономическую систему. Рассуждая о разнице между российским потребителем и, например, американским, профессор, заведующий кафедрой общей социологии ГУ-ВШЭ Никита Покровский, отмечает, что американское общество находится на этапе “постпотребительской” культуры, которой присущи свои ценности, отличные от ценностей общества сверхпотребления.
Их отношение к текущей ситуации отличается выдержкой и спокойствием. Россияне же, только-только пережившие бум потребления, испытывают большую нервозность, и состояние нации в настоящий момент можно охарактеризовать термином “ломка”. Вообще, современный россиянин–потребитель, порожденный “нефтяной иглой”, живет в эпоху “гламурного капитализма”, красноречиво рассуждает Н.Покровский. Чем характеризуется общество сверхпотребления? Коттеджными застройками, бесконечными дворцами-храмами потреблениями, такими явлениями как мобильность, захват территорий, виртуализация.
Социолог полагает, что возврата к этому уже не будет, и общество будет придерживаться в дальнейшем принципа “разумного ограничения”. Популярность обретет “сэконд-хенд” в смысле переработки уже использованного, предполагает И.Покровский. Домашняя еда сменит “гламурный общепит”, пляжный туризм сменится сельхозработами. Общество вспомнит о возможности формирования так называемых “кар-пулов” и о пользе старого доброго бюро проката вещей. Покупая, люди будут совершать разумный и осознанный выбор товаров и услуг.
Чем будет счастлив человек, и как будет мерить качество своей жизни? Бесконечностью пространства, богатством природы и необъятностью границ, полагает социолог.
Ну а что ему еще остается, человеку в кризисную эпоху?
Источник – Прайм-Тасс