При возникновении в компании какой-либо инвестиционной задачи или проекта после принятия решения о целесообразности их реализации возникают следующие вопросы: каким источником финансирования воспользоваться и как из множества альтернативных источников выбрать наиболее предпочтительный?
Классификацию видов финансирования можно задать по нескольким признакам:
1. В зависимости от срока, на который требуется финансирование (что не всегда совпадает со сроком реализации проекта или решения других производственных задач), различают:
Краткосрочное финансирование
— Срок: до 1 года.
— Цели:
пополнение оборотных средств (оборотного капитала);
закупка сырья;
финансирование незавершенного производства, запасов готовой продукции;
выплата зарплаты и др.
Долгосрочное финансирование
— Срок: более года.
— Цели:
обеспечение развития и роста компании;
внедрение новых технологий, новых продуктов, оборудования;
развитие дистрибьюторами сети;
развитие систем управления и др.
2. В зависимости от природы источников (инструментов) различают внутренние и внешние источники (инструменты) финансирования, классификация которых в сочетании со сроком, на который требуется финансирование, выглядит следующим образом:
Краткосрочные
— внутренние:
реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности;
продажа активов;
собственные источники: прибыль, фонды;
амортизация;
снижение уровня запасов.
— внешние:
кредиты и займы;
выпуск векселей и других долговых инструментов;
дотации, субсидии, господдержка.
Долгосрочные
— внутренние:
сдача в аренду помещений, оборудования;
продажа активов;
продажа убыточных направлений бизнеса, неосновных производств;
реинвестирование прибыли, уменьшение дивидендных выплат.
— внешние:
кредиты и займы;
эмиссия акций и облигаций;
бартер;
факторинг, форфейтинг;
лизинг;
проектное финансирование;
концессионные соглашения;
госгарантии, налоговые льготы, гранты и др.
3. В соответствии со структурой пассивов и необходимостью возврата привлеченных средств различают:
Собственные средства
эмиссия акций;
прибыль;
фонды, добавочный капитал;
бюджетное финансирование;
гранты.
Заемные средства
эмиссия облигаций;
выпуск векселей;
кредиты и займы;
лизинг;
различные типы концессионных соглашений.
Процедуру выбора рациональных для компании источников финансирования (при решении конкретной проблемы или проекта) можно разбить на пять этапов:
1. Ответы па вопросы: для чего нужны средства, сколько, на какой срок, возможное обеспечение и т. д.
2. Формирование перечня потенциальных источников финансирования.
3. Ранжирование источников финансирования по показателю стоимости (обслуживания) каждого источника в порядке возрастания стоимости.
4. Расчеты эффективности проекта (мероприятия) с учетом определенного источника финансирования или их сочетания, начиная с самых дешевых.
5. Выбор наиболее рационального сочетания источников не только по показателям эффективности проекта, но и с учетом критерия стоимости компании (бизнеса).
Факторинг как форма краткосрочного финансирования
Банк берет на себя обязательства по управлению текущей дебиторской задолженностью предприятия и финансированию оборотных средств, что приводит к существенному ускорению расчетов между сторонами (продавец — покупатель), обеспечивает значительное увеличение суммы используемых средств без роста кредиторской задолженности предприятия.
Какие же преимущества дает факторинг поставщику и производителю?
Для начала рассмотрим те выгоды, что получает производитель:
1. Банк финансирует все поставки с отсрочками платежей, выплачивая основную часть (до 85%) суммы поставки немедленно в день отгрузки и остаток средств по мере фактической оплаты поставок покупателями. Финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:
поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора (банка или компании, осуществляющих факторинг) будут возмещены из платежей покупателей;
финансирование будет длиться так долго, как долго поставщик будет продавать продукцию;
финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж. Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности!
2. Помимо финансирования оборотных средств банк берет на себя значительную часть рисков поставщика, в частности:
ликвидные риски — риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущих затрат и т.д.;
валютные риски — получая финансирование от банка по поставкам с отсрочкой платежа, поставщик получает возможность немедленно конвертировать денежные средства под оплату валютного контракта;
процентные риски — комиссия банка за факторинговое обслуживание выплачивается в рублях и может быть изменена банком не чаще, чем один раз в полгода;
кредитные риски — риск неоплаты поставки покупателем.
3. Третья услуга, которая носит название «административное управление дебиторской задолженностью», предусматривает контроль за своевременной оплатой поставок покупателями, специальную процедуру напоминаний при задержках платежей, регулярные, подробные и удобные отчеты о состоянии дебиторской задолженности поставщика, всех его поставках и платежах его покупателей и многое другое, что избавит поставщика от множества текущих проблем и обеспечит объективной информацией на уровне мировых стандартов.
Финансовая выгода поставщика при факторинге:
1 Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.
2. Экономия на неоправданных затратах, связанных с получением банковского кредита. В отличие от банковского кредитования, получая финансирование своих продаж при факторинговом обслуживании, поставщик перестает нести следующие расходы:
проценты за пользование кредитом;
налог на прибыль с процентов, превышающих ставку рефинансирования ЦБ РФ;
расходы по оформлению кредита;
расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;
расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплате процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота.
К тому же финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован поставщиком (например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии, вексельного кредита и т.д.).
3. Экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам.
4. Защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
5. Защита от потерь, связанных с отсутствием или недостаточностью непредвзятого контроля за продажами и платежами.
Мировой опыт свидетельствует: для растущей компании, стремящейся «занять свое место под солнцем», партнерство с известной факторинговой компанией — надежный путь к успеху.
Источник: www.elitarium.ru