Что же было после Симонида? Как дальше развивалась мнемоника? О, это интересная история. Тут были свои падения и взлеты. Забытие и воскрешение. Через три столетия после Симонида Метродор Скепсийский из Азии, носящий "скромный" титул "римляноненавистник" поражал всех своей "сверхчеловеческой" памятью. Любой факт, который ему необходимо было запомнить, он мог, по описанию современников, "записать у себя в мозгу, как обычный человек, записывающий на восковой табличке". Его коронным номером было дословное повторение всей беседы, сколько бы человек в ней не участвовало. Он создавал фон среди знаков зодиака. В каждом знаке было три части, и каждая часть имела по 10 образов. Но это еще не все. Все эти 360 регионов имели по 36 мест для запоминания каждый! Обратите внимание, что из простого запоминания пьяниц на пирушке метод переходит в область инструмента работающего с чем-то магическим и секретным. Это надолго перевело мнемонику в высокий уровень герметических искусств, приравняв к алхимии - загадочной и секретной. Метродором восхищался сам Цицерон, живший в то же время, который категорически рекомендовал симонидовский метод для ораторов. Проговаривая свою будущую речь, он шагал по дому из комнаты в комнату (для русских читателей напомню, что комнат у древних юристов было много) и мысленно расставлял ключевые слова вокруг себя. В суде же Цицерон снова мысленно шел по дому и собирал "разбросанное". Цицерон был так популярен, что когда в первом веке до нашей эры появился первый учебник по искусству запоминания, который был написан неизвестным автором для своего ученика Херенния и потому назывался "Ауктор ад Херенниум", его авторство на долго приписали Цицерону. Однако. Были и враги у метода. Один из них был другой знаменитый римский философ и оратор Квинтиллиан. Скажем так - мнемоника срабатывает не у всех людей. Естественно, те кто не может научиться ищут ошибок в самой мнемонике, а ни как не в своем мозгу. Вот Квинтиллиан и бомбил Метродора Скепсийского (кстати, вспомните его титул). Его логика сводилась к следующему: поскольку мне мнемоника не помогает - значит она вредна, что я сейчас и докажу... Почитайте оригинал. Фразы типа "Метродор предлагает запоминать на знаках зодиака, а это неозможно, значит он не прав... " - просто шедевры ораторского искусства того времени. Методы, предлагаемые Квинтиллианом, очень похожи на современные научные методы - успокойтесь, сосредоточтесь, многократно повторяйте, занимайтесь спортом... Это очень полезные рекомендации. Они очень правильны... Но, они не доказывают, что мнемоника не срабатывает. Книга "Ad Herennium", "De Oratore" Цицерона и книги Квинтиллиана - это три источника из кторых мы знаем все о методах запоминания в древней Греции и Риме. Все остальное - это исследования этих источников. Если вы хотите заиметь свое личное мнение на эту тему - достаньте источники и прочитайте их. Все другие книги (даже моя) будут вам лишь навязывать то или иное мнение. Во всяком случае вам надо знать, что спорам о том, хороша мнемоника или нет около 2000 лет. И они не являются изобретением вашего соседа по дивану, который сквозь зубы ухмыляется "Мнемоника? Как же, как же. Слышал. Ученые говорят, что она вредна... " Что же было дальше? Сенека старший (отец знаменитого Сенеки), также будучи ритором, гордился тем, что мог повторить 2000 несвязанных слов или 200 строчек стихотворения, которые ему произносили один раз, причем в прямую и обратную стороны (типичная мнемоника). Некий полководец (таких было трое), якобы помнил наизусть всех своих 35000 солдат. Я очень извиняюсь. Моя книга конечно же посвящена мнемонике и должна ее популяризировать, однако... Не могу обойти вниманием этот факт. Кто себе представляет, как можно проверить, что полководец знает в лицо всех своих 35000 солдат? Это вам не 2000 несвязанных слов. Что, они становтся в линию и он идет по рядам и называет всех? Это сколько же времени надо на такой эксперимент? Ну, хорошо. Допустим, что это было, но как он их всех запомнил? Представляете утро, полководец просыпается, ему приводят новых солдат "Познакомься, это Марк Юлий, он на место Кая Гулла, который заболел свинкой... " Глупо же. Скорее всего время от времени он знакомился с некоторыми солдатами (для которых это могло быть шоком). Через некоторое время он снова подходил к ним и говорил что-то вроде "А, привет, Петрониус... ", что создавало легенды, что полководец помнил всех в лицо. А если он еще и был демократ и заботился о самих солдатах (много не надо, спроси "как жизнь?", поболтай о бабах), то народной любви, с гипертрофизацией хороших качеств, ему было не избежать. Может я и не прав, но такое объяснение мне ближе, хотя и не отвергаю, что была тотальная проверка типа переписи населения. Кстати, для тех, кто не знаком с Римскими именами. Очень часто на римских надгробиях вместо полных имен писались только первые буквы. А все дело в том, что в Древнем Риме на каждую букву было по одному имени! Может в этом кроется сверх-память некоторых полководцев? Во времена Инквизиции мнемоника прочно укрепилась в области секретных знаний, то есть стала или дьявольской или божественной. Человек обладающий суперпамятью вызывал ужас и боязнь. Поскольку не все могут точно представить, каким был мир тогда, уточним. Вот, например, были монахи (кстати, именно их первоначально называли идиотами), которые не умели читать, и не могли усвоить Библию. Для них придумывали мнемонические истории для запоминания всех тяжких грехов и типов прелюбодеяний. Можно себе представить, как ценился человек, который предлагал обучить всех помнить все самое важное - молитвы и многое другое, естественно. Так и появились всевозможные "театры памяти". Это были своеобразные умственные истории о некоем театре с четырьмя стенами. На каждой стене было по несколько ярусов... В каждом ярусе свои места... И так далее. Естественно в эти театры мысленно располагали все имеющиеся в то время необходимые церковные знания... Люди, изучавшие эти театры открывали свои течения в религиях, поднимали богословские диспуты (в каком ярусе должен располагаться черт, а в каком архангел). В общем, время было веселое. Апофеозом этого стал "настоящий деревянный театр", который сделал Джулио Камилло и подарил королю Франции. В этот театр могли заходить два человека одновременно (Джулио и король) и учитель показывая на реальные рисунки рассказывал, как запоминать все, что хочешь. Естественно о короле заговорили как об образованном человеке, что ему импонировало. Самый известный из таких "театров памяти" был театр Глобус, в котором игрались пьесы Шекспира. Но это уже другая история. Под флагом "религию в массы" даже пытались привести в лоно "истинной" церкви другие народы. Маттео Риччи, иезуит и мессионер, пытался пропагандировать католицизм в Китае, поражая местное население своей памятью. Он обучал трех сыновей губернатора искусству запоминания на релегиозных образах... Однако ни чего не вышло. Восток дело тонкое. Дети натренировали память и распространили искусство по стране, но китайцы католиками не стали. В 1491 году произошел прорыв - Питер Равенна выпустил книгу The Phoenix (Феникс), которая вернула мнемонику в массы. Она простым, человеческим языком знакомила с методами. На несколько следющих веков книга стала самой читаемой и цитируемой в Европе на эту тему. Возможно, вы будете удивлены, но Джордано Бруно был известен своим пристрастием к методу. Он получил поддержку короля Генриха III, раскрыв тому секреты мнемоники и подарив свою книгу. Благодаря достижениям в памяти он и был принят в Доминиканский орден в возрасте 15 лет после того, как был представлен папе Римскому, а потом из-за излишней памятливости сожжен как еретик. То, что возвысило Джордано, то же и уничтожило. У него была специфическая память, которая запоминала и не могла забыть. В психологии это называется эффект первого впечатления. Мой начальник очень любит "Иисус Христос - суперзвезда" в версии с Яном Гиланом. Мне больше нравится известный художественный фильм. Мы можем до изнеможения спорить и перечислять друг перед другом достоинства обоих произведений, а дело всего лишь в том, что мы их увидели первыми, а потому и любим. Первая любовь, друзья детства и отчий дом - это все эффект первого впечатления. Мы любим их не потому, что они самые лучшие, а потому, что они были первыми. Точно также и Джордано, которому однажды сказали, что земля вращается вокруг солнца. У него просто было болезненное первое впечатление. Кроме того, в многочисленный спорах с католиками его использовали как тяжелую артиллерию. В доказательствах он приводил наизусть фрагменты из библии с номером страницы и его конфессия часто побеждала. Ему отомстили очень просто - в своих запоминаниях он использовал образы чертей (среди прочих), это нашли в его записях, что и предъявили как обвинение. Когда в XVIII-XIX веках в Европе получило распространение учение об ассоциативности человеческой памяти, мнемоника снова стала популярной. Датчанин Карл Редлов добился того, чтобы разработанные им методы стали обязательными для преподавания в гимназиях Германии. И в наше время мнемоника не забыта. Ею пользуются западные политические деятели, и ее очень любят телевизионные проповедники, которым нравится задавать вопрос: "А как, по-вашему, я, простой смертный, смог бы прочитать такую длинную проповедь без бумажки, если бы не было бога, который мне и помогает?". Правда, сейчас, с развитием техники, проповедники обленились и больше используют переносные микропередатчики, но лет двадцать назад это было очень популярно. В русское издание книги рекордов Гиннеса включен Самвел Гарибян, как человек, запомнивший за один день 1000 слов на иностранном языке, естественно, с переводом (И с 40 ошибками, если уж быть точным). Сам Самвел утверждает, что может запомнить в пять раз больше. Он набирает учеников и объясняет им, как создавать ассоциации. Он даже выпустил книгу, где каждому английскому слову дана та или иная ассоциация для легкого запоминания. Не знаю как 1000 слов, но я видел его выступление по телевизору, где он запомнил около 20-ти слов. Я извиняюсь, но даже в этих 20-ти словах он делал ошибки и допускал фонетические неточности. Интересно, как он запоминал 1000 слов? В середине двадцатого века, почти одновременно, вышла в Англии книга Френсис Йейтс "Искусство памяти" и в России книга А. Лурии "Маленькая книжка о большой памяти". Книга Фрэнсис Йейтс, это что-то вроде выполнения домашнего задания по теме. Она сама не понимала мнемонику и не смогла ей воспринять, но добросовестно описала все источники. Умиляет описание одного случая, где Фрэнсис довольно скрупулезно описывает, как некий римский учитель предлагал запоминать число 8 с помошью двух мужчин и трех женщин (ну, для мнемоников это сразу "два мужика" - V и "три женщины" III, то есть римская VIII), и тут же делилась, что не понимает, как два мужика и три женщины могут помочь запомнить восьмерку... Так что читать выводы, которые делает человек не понимающий сути происходящего, просто отрываться на полную катушку. А в России вышла книга академика Лурии, с его юношескими записями. Это тоже своего рода шедевр. Человек пишет "Ш. не имел ни каких ограничений в памяти... " и тут же честно сообщает "на запоминание одного символа" требовалось 2-3 секунды. А что, временные ограничения это уже не ограничения? Представьте себе, что думает о Шерешевском человек, только прочитавший, что он "не имел ограничений". Это вам не напоминает описание Римского полководца, который знал в лицо всех своих солдат? В 90-х годах прошлого века произошел обмен книгами - в Англии перевели Лурию, а в России Йейтс (кошмарнейший перевод). И как раз в это время в Англии подоспел Доминик О\'Брайен со своим просмотром фильма "Человек дождя" и начались чемпионаты мира по памяти. Воистину мнемоника - это гигантский скачок в методах развития памяти. Хотя, для любознательных замечу, что покойница Советская Наука считала мнемонику вредной и бесполезной. Выбирайте сами и думайте сами. А для начала хотя бы попробуйте метод на себе. Своеобразной мнемотехникой, вероятнее всего, пользовались и вы, совершенно не зная о ее изобретателе. Наверно, все помнят, "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь" или о том, что "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан"? В обеих фразах первые буквы слов являются первыми буквами цветов спектра, расположенных в порядке убывания длины волны. А кто обучался в детстве шахматам, наверное, помнит фразу: "Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш" смысл которой мне до сих пор не понятен, но так дети запоминают латинские буквы на доске. А знаменитая "Тетя Катя" или "Я на горку шла", которые памятны всем радиолюбителям страны, так как азбука Морзе имеет, видимо, самое полное и распространенное мнемоническое построение. Но это еще не все. И до сольфеджио добрались. Знаете, почему квинта называется политическим интервалом? А потому, что слово "союз" в "Союз нерушимый... " и слово "вставай" во "Вставай, проклятьем заклейменный... " - это все квинты. Мнемоникой серьезно интересуются историки древнего мира. Для понимания старинных манускриптов она жизненно важна. Библия не писалась со времен Адама, а была воспроизведена по многочисленным историям, передаваемым из уст в уста, при запоминании которых использовалась мнемотехника. И сейчас неизвестно, Илиада - это историческое произведение, которое Гомер записал со слов людей, передававших из поколения в поколения рассказы, искаженные изменением мнемонических ассоциаций, или чисто художественный вымысел.
Источник: http://psylive.ru