Человеку свойственно не только ошибаться, но и забывать о своих ошибках. Забывание - это защитный механизм, фильтр, который помогает организовать информацию и сохранить целостность картины мира (у каждого своей). Представьте, что будет с вашим рабочим столом (или компьютером), если хранить все бумаги, с которыми когда-либо пришлось иметь дело. Способность забывать - это хорошо! Однако, не редко этот фильтр с той же эффективности лишает нас полезной информации. Поэтому задача сводится не к тому, как избавиться от забывания, а как научиться управлять этим процессом.
Забывание начинается сразу же после знакомства с материалом. Наибольший объем информации забывается в первые минуты и часы после чтения. В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз выяснил, что уже через 9 часов человек забывает 60% предложенного для запоминания материала. Надо сделать важную оговорку: Эббингауз использовал для своих экспериментов бессмысленный материал, не имеющий ценности для испытуемых. Осмысленное чтение осмысленного текста качественно отличается от механического заучивания бессвязного стимульного материала. Понимание текста, установление связей между новым и уже известным - мощное средство запоминания. Тем не менее, полученные Эббингаузем данные позволяют нам сделать важный вывод: для того, чтобы хорошо запомнить информацию, ее нужно повторить сразу же после прочтения. При этом важно, чтобы повторение представляло собой ПРИПОМИНАНИЕ, а не повторное восприятие (узнавание) текста.
Родственная связь повторения и учения давно и хорошо известна, что отразилось в известной поговорке. Какое повторение эффективно? Зная особенности забывания ("кривая забывания", можно предложить следующий алгоритм повторения
Пересказать>> Повторить>> и еще раз Повторить
° Первое повторение делаем сразу же по окончанию чтения в форме пересказа того, что нового вы узнали. (Припоминание)
° Следующий подход делаем в течении 24 часов после прочтения. В качестве подсказки можно просмотреть список вопросов, которые вы ставили перед текстом. Можно пробежать глазами по своим записям, но уже после того, как вы перескажете материал. Записи помогут восстановить пробелы. Это займет около 15 минут, но эффект можно будет измерять месяцами.
° В течении недели (месяца) повторите материал еще раз. Пролистайте книгу со своими отметками, пройдитесь по записям, перескажите наиболее важные моменты. Вы можете сделать пересказ в любое время и в любом месте. Запланируйте сессии для повторения. Скажем один час в субботу для повторений по нескольким предметам. Отведите на каждую из тем 4-5 минут. Практикуйте повторения чаще, пусть это станет вашей привычкой.
Помните старый анекдот: я им в первый раз рассказал - они ничего не поняли, второй раз рассказал - с тем же результатом, третий раз рассказал - сам понял, а они ничего. В любой шутке доля шутки. Обучать других - хороший способ учиться самому (а зачем, как вы думаете, я веду эту рассылку?). Превратите процесс повторения в процесс обучения кого-либо, откройте свой сайт в сети, начните рассылку… Делитесь тем, что Вы знаете, и мир будет щедр к вам.
Удачи и вдумчивых учеников!
Василевский Игорь
Источник: http://subscribe.ru