Грамматика запоминается в виде фраз, которые иллюстрируют новые грамматические правила. На заранее сформированную последовательность опорных образов (вспомогательных образов) следует последовательно запомнить "грамматические" фразы. Принцип запоминания фраз простой.
Представляется ситуация, которая описывается фразой. Например: "Смотри, случайно не возьми мои ключи". Или: "Найдите мне, пожалуйста, десять пустых файлов, нет, даже одиннадцать". Нужно представить в воображении сюжетную картинку, соответствующую описываемой фразой ситуации. Из этой сюжетной картинки выбирается центральный (ключевой) зрительный образ. И этот образ запоминается на очередной вспомогательный образов. Во фразе с ключами ключевым образом может быть тумбочка с ключами. А во фразе с файлами - десять пустых файлов.
Аналогично запоминаются и фразы, которые вам просто понравились. Но на другие опорные образы.
При многократном прослушивании и при многократном повторении, фразы запоминаются автоматически и воспроизводятся как одно длинное слово. Но без специального запоминания последовательности человек не может воспроизвести эти фразы, хотя, первое время узнает их на слух. Но нужно учитывать механизмы стирания информации в мозге. Если новые фразы не закреплять путем мысленного повторения, они забудутся.
Фиксация фраз на системе опорных образов позволяет вспоминать фразы в порядке их запоминания. Это, в частности, дает возможность воспроизвести грамматические правила четко в том порядке, в каком они даются в учебнике.
Вспомнив очередной опорный образ, вы вспоминаете ключевой образ фразы. И по нему сразу вспоминается фраза. Она сама возникает в сознании, как хорошо заученный отрывок стихотворения. Память работает по принципу "стимул - реакция". В данном случае стимулом служит ключевой образ фразы, а реакцией - фраза.
Закрепление фраз в долговременной памяти
После того как "грамматические фразы" и "полюбившиеся фразы" загружены в память, можно приступать к закреплению новых фраз. Для этого учебник уже не нужен. Вы можете воспроизводить все фразы по памяти. Это значит, что вы можете выполнять упражнения на закрепление материала урока в любое свободное время, например, в метро или автобусе.
Обратите внимание на то, что даже способность воспроизводить фразы в четком порядке исключительно по памяти ещё не говорит о запоминании этих фраз. Для закрепления новых фраз в мозге в течение примерно четырех дней (в любое свободное время) выполняются следующие упражнения. Все упражнения на закрепление фраз в памяти выполняются исключительно по памяти. Учебник лежит дома.
1. Мысленное проговаривание фраз с четким представлением в воображении ситуации, которая описывается фразой, предложением, диалогом.
2. Подстановка в грамматическую конструкцию ранее заученных слов. То есть, генерация новых фраз, но с тем же грамматическим "скелетом".
3. Комбинация фраз и новых слов, составление диалогов, коротких рассказов.
В процессе выполнения всех этих упражнений, человек думает на иностранном языке. Без внутреннего перевода на родной язык. Процесс внутреннего говорения на иностранном языке сопровождается зрительными образами в воображении, которые обеспечивают непосредственное понимание предложений.
Запоминание написания слов
Здесь трудно придумать что-то новое. Мы все знаем, как нужно этому учиться. Нас этому учили в школе с первого класса. Когда материал урока полностью проработан, когда закреплены в долговременной памяти новые слова, новая грамматика и нужные фразы, можно приступать к запоминанию написания слов.
Включите повторитель, прослушайте предложение, и записывайте предложение в тетрадь. Когда возникают трудности, подсматривайте в текст учебника. С каждым предложением вы будете подсматривать все реже и реже. Не нужно запоминать написание отдельного слова. Запоминайте сразу написание целых предложений.
Обратите внимание: не нужно переписывать предложения из учебника, нужно писать под диктовку, воспринимать предложения на слух. В учебник можно лишь подглядывать, когда возникают сомнения.
Вот, вкратце, такую схему самостоятельного изучения иностранного языка предлагает мнемотехника, в частности, система запоминания "Джордано". Процесс изучения иностранного языка не становится более легким от применения мнемонических методов запоминания. Но этот процесс становится контролируемым, качественным, на практике реализуются принципы интенсивного и безвозвратного обучения. И на порядок сокращается общее время, затрачиваемое на прохождение курса обучения иностранному языку.
Источник: http://mnemotexnika.narod.ru