С начинающими работать в группе или в паре с инструктором.
Способы усиления активности: выполнять на время, в присутствии посторонних, по очереди.
Теория:
Источник внимания - интерес к предмету. Небезразличие к нему.
Как можно детальнее рассмотреть предмет: Его важность. Красота. Польза.
Чувствовать себя ребенком.
Упражнения:
1. Сосредоточение и мгновенная память.
А) Инструктор должен сделать карточки с полосками: на одной 5, на другой 9 и т.п. Сначала размещать их на одинаковом расстоянии, потом на разном, и можно непараллельно; дополнять другими фигурами. Инструктор показывает карточку в течение 1-2 секунд, учащийся должен сказать,
basic) сколько полос/фигур
advanced) как они расположены и какие, их цвет, толщина линий, размер
expert)сколько было показано карточек и в каком порядке.
Нельзя считать полоски. Нужно запомнить карточку, вызвать ее в памяти перед глазами и потом, не спеша, посчитать.
Б) Посчитать буквы "е" на странице на время, одновременно отвечая на вопросы инструктора о биографии, содержании текста, решить простые математические примеры и т.п..
В) Сделать карточки с линиями длиной 1, 2, …10 см, с прямоугольниками 4х3, 3х2, 5х4 и др., научиться с первого взгляда определять длину линии.
Г) Определять на глаз размеры предмета, расстояние до него и т.п.
2. Интерес к предмету.
Важно не только подметить деталь, но чтобы она тебя взволновала, заинтересовала.
А) Взять простой предмет, например, ручку. По очереди называть "описательные признаки" к нему, в том числе субъективные и неожиданные (полая внутри, красивая, предназначена для письма, покрыта бактериями и т.п. Нельзя говорить "НЕ деревянная" и т.п.). Важно, чтобы никто не оказался последним, т.е. проигравшим - инструктор останавливает состязание, когда все назовут поровну, при этом минимум 3 признака каждый должен придумать, когда все фактические признаки исчерпаны.
Б) Сделать объективное полное общее описание предмета:
признаки, размеры, из какого материала, применение, положение, сущностные характеристики (что делает стол именно столом?), определение предмета (отнести к какому-то классу, выделить сущностное).
advanced) ввести ограничение по количеству фраз и по времени.
expert) сравнить предмет с подобными, восстановить прошлое этого предмета, определить его владельца, цель его изготовителя и т.п. - сделать выводы из полученной информации.
В) Написать "шифровку", описывающую предмет кратко, но без потерь важной информации.
Г) Описать известный предмет, как будто бы его назначение неизвестно, например, это инопланетный артефакт.
В упражнениях Б, В и Г субъективная и относительная информация запрещена. (Нельзя говорить: танк с широкими гусеницами и длинной пушкой; нужно - ширина гусеницы столько-то см, калибр такой-то.)
Д) Выделять неожиданное в предмете, отличающее его от подобных.
3. Упражнения на улице и "по жизни".
А) Идешь мимо дома - оцени, сколько окон, какова длина дома и т.п.
Б) Видишь человека - оцени его возраст, профессию, социальное положение.
В) Вошел в помещение - сколько в нем человек.
Нигде нельзя считать! Задача - развить интуитивную оценку, интуитивное "вглядывание".
4. Работа с образом предмета.
А) Представить себе предмет как можно более подробно, включая запах, вкус, тяжесть и др.
Б) Изменять отдельные параметры, например, цвет, размер, отдельные части предмета.
5. Поиск несоответствий и связей в тексте, во внешнем виде, в предмете.
basic) Возьми, например, предвыборные материалы двух кандидатов, положи рядом, выпиши факты и только факты.
advanced) Учащиеся составляют тексты, в которых скрывают "ловушку" - какое-то ложное утверждение, которое, тем не менее, можно вычислить. Меняются. Задача читающего - найти и уличить. Допустимо задать несколько вопросов.
expert) Инструктор или учащиеся придумывают примеры деятельности, которую затем анализируют. Какие вещи нужно знать об этом? Например, человек, который выращивал картошку, не забудет упомянуть окучивание - характерный этап. Специалист в области огнестрельного оружия не скажет "большой черный пистолет", а назовет марку, и т.п.
Источник: http://org-noname.narod.ru