Экзамен - Без Проблем!

Экзамен – это стресс? Стресс. Да еще какой! Особенно это касается выпускных и вступительных экзаменов. Преподаватели вузов шутя называют этот напряженный для студентов и абитуриентов период предынфарктным состоянием. Шутки шутками, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Именно поэтому заботливые родители и их целеустремленные дети в эти теплые солнечные дни заняты поиском в Интернете различных услуг по психологической подготовке к экзаменам.

Так ли уж эта подготовка нужна? Нужна, безусловно! Ведь всем известно, что даже великолепно подготовленные учащиеся во время экзаменов отвечают хуже, чем знают предмет на самом деле. С чем это связано? С неумением регулировать свои эмоции, управлять стрессом.

А как быть тем ребятам, которые не являются «великолепно подготовленными»? Ведь на экзаменах бывают всякие сюрпризы, особенно при устной сдаче.

Экзаменаторы любят, к примеру, задавать вопросы «на сообразительность» (особенно на вступительных экзаменах – для проверки не только знания, но и «понимания» темы). А как тут сообразить, если от волнения этого экзаменатора порой и видишь, и слышишь плохо.

Тут вспомнить бы, что вообще учил по вопросу!
Я, как специалист системного подхода к обучению, выделила четыре основных фактора, влияющих на результат сдачи экзамена:
1) Базовый уровень подготовленности по предмету
2) Время непосредственной подготовки к экзамену
3) Психологический настрой учащегося на сдачу экзамена
4) Психологическое состояние учащегося непосредственно во время сдачи экзамена

Все эти факторы связаны друг с другом, и, в то же время, с каждым из них можно работать отдельно.
1) Базовый уровень складывается из того, как учащийся занимался по данному предмету как минимум в течение последних двух лет. Протестировать самостоятельно этот уровень очень просто: спросите ребенка, какие основные темы по данному предмету он проходил и в какой последовательности.

Если он сможет «с ходу» в виде крупных блоков назвать эту последовательность, не пролистывая предварительно учебник, то общая структура предмета у него в голове уже есть. Значит, в оставшееся перед
экзаменом время он сможет более тщательно проработать каждый блок, выявляя структуру теперь уже этого блока и строя, таким образом, подсистемы в системе.

2) Время непосредственной подготовки к экзаменам, как правило, ограничено. Во многих школах учителя вместе с классом пишут так называемые «экзаменационные билеты». Но по-настоящему эти билеты берут в руки и начинают внимательно читать в большинстве за несколько дней до сдачи. И читают-то, что самое обидное, неправильно!

Во время обычного чтения и заучивания создается эффект «учу заново». А разве возможно выучить программу последних двух-трех лет за 5-6 дней? При таком подходе, безусловно, нет. А вот с использованием специального системного подхода с применением мнемотехник и приемов ментальной
мультипликации подготовиться в ограниченные сроки возможно.

3) О психологическом настрое на сдачу вообще говорить не приходится: ужас, одним словом. Ужас, мандраж, ожидание всего самого плохого, что может с экзаменующимся произойти. Боятся практически все: отличники - потому что надо сдать на отлично; хорошисты – потому что хотят сдать не хуже, чем учился и готовился; те, кто учился не очень хорошо – потому что надо сдать и никуда от этого не деться. И ведь думают-то о плохом! И мысли все начинаются с «а вдруг…» с представлением возможных «подлостей»
экзаменаторов.

Так уж устроен человек, что, готовясь к чему-то для него важному, он думает о том, что может помешать в процессе. Так работает система психологической защиты:

с одной стороны, такой подход позволяет проанализировать возможные трудности и найти средства их «обхода» и нейтрализации, а с другой стороны – это некая «броня души», которая дает возможность не очень сильно расстроиться в случае неудачи. Все вроде бы верно, за исключением одного: такой образ мысли заранее настраивает на неудачу! Потому и волнение усиливается день ото дня, достигая своего апогея в день сдачи, и ответы во время сдачи хуже, чем могут быть.

Есть замечательная русская поговорка: «Не думай о беде, чтоб не накликать». В случае с экзаменами мне по душе другая, японская, которая утверждает, что «удача приходит в счастливые двери». Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем. Знакомые слова? Конечно, только кроме слов я предлагаю Вам еще и дело - психологическую технику «Созидающая визуализация». Она проста
в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.

Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:
а) представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь Ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.

б) Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы,может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.

в) Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа (если экзамен в школе, в знакомых
кабинетах), меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).

Этот пункт упражнения очень важен! Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.

г) у Вашей визуализации должен быть «хэпи энд»: Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.

Данное упражнение мы поэтапно, а затем комплексно выполняем на тренинге с моими комментариями и образным описанием. Участники тренинга оказываются эмоционально задействованными мной в процесс визуализации. Но я выражаю надежду, что при самостоятельном выполнении по данному мной описанию это упражнение не составит для Вас трудностей.

4) Психологическое состояние непосредственно вовремя сдачи экзамена зависит от того, как Вы выполняли упражнение «Созидающая визуализация» и от того, как Вы умеете управлять стрессом. Регулирование своих эмоций, снижение уровня панического состояния, волнения и страха, переключение психических ресурсов на то, чтобы они не только не мешали, но и «работали» на сдачу экзамена – это большой психологический блок тренинга «Экзамен – без проблем!».

Его не дашь на страницах рассылки – его надо показывать. Я должна видеть, как выполняют упражнения ребята. Я должна их слышать. Сюда входят психотехники актерского мастерства, техники направленных эмоций, специально разработанные мной техники свободного ответа в условиях «учил – и не доучил».

И все же некоторые рекомендации я хочу дать. Во-первых, не надо в день экзамена пичкать ребенка всякого рода успокоительными препаратами: должного эффекта они не дадут, а на скорость мозговой деятельности повлияют. Пусть уж адреналин естественным образом ускоряет мыслительные процессы. Физическое же напряжение можно снять физическими упражнениями:

1) быстрое круговое вращение руками в плечах, затем
2) круговое вращение головой в одну и в другую стороны и
3) завершить все потягиванием.

Когда же берете со стола экзаменационный билет, выполните 3-7 раз вдох-выдох следующим образом: вдох очень короткий, но мощный (через нос) – выдох очень длинный и расслабленный (через рот, губы «трубочкой» как бы препятствуют выходу воздуха);

примерное соотношение продолжительности вдоха-выдоха 2:10. Такая техника дыхания (в указанном количестве) притормозит психические процессы в нервных окончаниях (снимет физический мандраж) вследствие незначительного повышения концентрации углекислоты в крови, но не повлияет на скорость мыслительных процессов, так как повышение это незначительное и кратковременное.

Вот, в общем-то, и все, что я хотела Вам сказать. Только помните, пожалуйста о том, что если ребенок учился спустя рукава, никакой тренинг не поможет ему сдать экзамен на отлично. Это не возможно, таких чудес не бывает. А вот дать ему спокойствие, веру в собственные способности, раскрыть его внутренние ресурсы, научить его быстро усваивать любой материал через построение собственной системы памяти, запоминать почти мгновенно и «гладко выбалтывать ответ» (фраза из отзывов участника тренинга), управлять своим волнением, нейтрализовать страх – это возможно. И это можно назвать маленьким чудом.

Успехов Вам на экзаменах!!!

Ирина А. Гаврилова

Источник: http://www.psy-portal.com

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪