Как стать Гением. Часть 3

Здравствуй, Геннадий.

Прочитал статью <Как стать Гением. Часть 3> и пишу под впечатлением от твоего комментария к письму Андрея. В детстве я был гениальным ребёнком и всё, что я делал (в сфере своей гениальности) было для меня интересно. А когда интересно, тогда трудностей не замечаешь - это просто приложение небольших или больших усилий в твоём увлекательном деле.

ОДНАКО есть взрослые (родители, воспитатели и т. д.), которые "из лучших побуждений" бьют по рукам, навязывают своё мнение, что всё хорошее достаётся тяжким трудом, "пОтом и кровью" и т. п.

Не знаю как тебе, а мне с детства вдолбили в моё сознание-подсознание, что жизнь трудна и тяжела. Как ты знаешь - капля камень точит, и сейчас то, что мне давалось просто и естественно - даётся с большим трудом. И это не оттого, что "возраст" сказывается, а от вредоносных программ в моём подсознании. И кстати, от вредоносных программ в коллективном подсознании, которое тоже влияет на человека.

Я лично знаю человека, которому всё даётся легко и просто. Занимаясь бизнесом, он совсем не напрягается по жизни и все невзгоды обходят его стороной. В это трудно поверить, однако исследуя его стиль жизни, прихожу к выводу, что он живёт в соответствии с ДАО, законами природы, законами вселенной - как угодно можно это назвать.

Учителя и Мастера, у которых мне повезло обучаться, потратили много времени и сил, постигая эти законы и обретая навыки жизни в гармонии с собой и природой. А человек, гениальный с рождения, воспитывался в любви (в настоящей любви, без ненависти), легко и играючи закончил школу с золотой медалью, легко открыл свой бизнес в 1994г., занимается спортом (не физкультурой), живёт в кайф, имеет прекрасные отношения с людьми, в том числе с власть имущими. Не заплатил ни одной взятки ни бандитам, ни власти, имея при этом хорошие отношения с ними. Были бандиты, которые не желали "терпеть" такого человека, так вот, по стечению обстоятельств они просто погибали. Вся вселенная заботится об этом человеке.

И если Норбеков учится уже более тридцати лет, то мой знакомый родился тридцать лет назад и ни у кого не учился эзотерике, правда, после клинической смерти у него произошли некоторые перемены.

Кстати, общаться (мне лично) более приятно с этим товарищем, чем с Норбековым. У товарища отсутствует непримиримость, борьба с кем-либо или с чем-либо. Люди тянутся к нему не потому, что он богат, а потому, что от него исходит любовь, которую "не имеют" многие люди.

ВЫВОД - каждый человек гениален в чём-то. Все зависит от того, развивает он своё направление, сохраняя творчество и удовольствие от процесса или нет. Человека можно научить рисовать, но если у него нет для этого врождённых данных (задатков или как их там), то гениальным художником он вряд ли станет, даже если будет рисовать день и ночь.

Мы все разные и таланты пусть даже скрытые, у нас разные. Так зачем из прирождённого художника "делать" гениального математика, если у него к цифрам душа не лежит?

Моё мнение не претендует на истину, но имеет право быть.

С Уважением,

Сергей.

Факторы Гениальности.

Рассмотрим факторы гениальности. Сначала я перескажу что понял из письма Сергея, а он меня исправит и дополнит, если я понял неправильно. Сергей говорит, что каждый человек гениален, то есть у каждого уникальные таланты и способности, с помощью которых человек может уникально реализовать себя в Мире (делать что-то так, как никто другой не может).

У Сергея есть знакомый, который с детства умеет то, чему все бы мы хотели научиться - легко сходиться с людьми, легко делать деньги, легко и счастливо жить.

Если тезис про Гениальность (факторы гениальности) у нас уже вопросов не вызывает - да, мы все Гениальны, просто не каждый знает в чем, а если знает, то не у каждого есть понимание, как эту Гениальность реализовать в конкретных делах, то вопрос, как жить легко, интересует и волнует многих. Так?

Напоминаю, что под Гениальностью мы понимаем способность человека прилагать сверх-усилия для достижения своей цели. И тут стоит дополнить, что сверх-усилия могут со стороны выглядеть сверх-усилиями, а для него это - НОРМАЛЬНО и ОБЫЧНО. Он так устроен, что действовать ТАК для него естественно.

Поэтому термин <сверх-усилия> актуален только для тех, кто смотрит на него со стороны. Для него такого понимания нет. <Я просто живу, - скажет он. - Я не напрягаюсь. Мне так комфортно>. Вывод: для каждого объем сверх-усилий - это личная мера действий. И получается, что сверх-усилия для конкретного человека - это тот объем действий, который превышает его привычную меру работы, скажем так.

Например, жил-жил человек, как все. Ходил на работу (или делом занимался), и вдруг как взорвало его. Начал делать в двадцать раз больше, да такими масштабами, что в голове не укладывается. Что же с ним произошло?

Одно из объяснений у нас есть - он начал вбирать больше энергии из биосферы, и избыток энергии реализует в деяниях. Но почему, с чего у него этот избыток энергии появился? Вот, видимо, тот вопрос, который требует прояснения. Верно?

В статье <Как стать Гением. Часть 3>, я уже дал на него ответ - появилась большая, мотивирующая цель, и он начал двигаться к ней. Движение заставляет организм затрачивать больше энергии и, соответственно, больше ее получать. Однако эта логика не предполагает избыток. Природа же функциональна. Скорее всего, энергии будет ровно столько, сколько нужно на обеспечение объема дел, но не больше. Природа не терпит излишков. Звери не едят больше, чем нужно. И так как мы говорим о физиологии человека или о его психофизиологии, то можно с большой долей вероятности предположить, что законы природы тут действуют. Закон таков - не надо ничего больше нужного. Бритва Аккама.

Еще одно объяснение из предыдущей статьи - он сделал первый шаг, столкнул себя с мертвой точки, преодолел собственную лень. И, как вариант, но не главный, живет человек там, где энергии в биосфере больше, чем в других местах земли, и ему получать ее легче. Да, все так.

И, напомню, идея Гумилева состоит в том, что способность вбирать больше энергии, с излишком, - это мутация, но раз так, значит нам, не мутантам, это не светит? Или все-таки:

Пример знакомого Сергея из письма в начале статьи наглядно показывает нам <мутанта>, то есть человека, у которого психофизиологический аппарат так устроен, что такой режим жизни ему не в тягость, а совершенно обычен. Да, ему повезло, но ведь таких - единицы, а что же делать нам, тем, кто таким не родился. Ведь не хочется жить, пытаясь выжить. Да? Хочется <Жить>, то есть любить и быть любимым, давать людям много и от них много получать. Жить там и так, как хочется. Что же делать?

А давайте вернемся к примеру Сергея и обратим внимание на заметную и важную деталь. Сергей описывает характер своего знакомого. Напомню это описание: <:живёт в кайф, имеет прекрасные отношения с людьми:>.

Что означает фраза <живет в кайф>? Это ведь не о внешних атрибутах его жизни, хотя они и важны для <кайфа>. О чем говорит Сергей? О его характере, его настроении, его фоновом внутреннем чувстве жизни и себя. Могу предположить, что этот человек большую часть времени себя чувствует хорошо. Душевно хорошо. Может, у него что-то и где-то не получается, но ему все равно хорошо. Его настроение, может быть, и прыгает, но прыжки эти больше в направлении <все отлично>, нежели <все плохо>. То есть его душевное состояние именно соответствует принципам гармонии и любви - все хорошо. Я хороший, ты хороший, и у нас все хорошо.

Сергей далее упоминает, цитирую: <:имеет прекрасные отношения с людьми:>. А ведь это очень важно. Если ты знаешь, что они хорошие и ты хороший, то тебе легче думать, что бы такого для них сделать, чтобы им еще лучше было, а мне от этого была прибыль. Если же в душе большинство людей <гады и только и думают, как меня обмануть>, ну какое тут <хорошо>?

И тут мы приходим к простому выводу, который Вы, наверняка, знаете: <Если в душе все хорошо, то и дела делаются легко>. Что означает - <дела делаются легко>? А то, что организм в хорошем душевном состоянии вбирает энергию легче, нежели в <загруженном>, <проблемном>, <душевно плохом>.

И подтверждением этому выводу служит множество откликов от Участников курсов <Вспомнить все> и <Абсолютный Игрок>. Сразу после выполнения упражнений, цель которых - создать в душе гармонию (Вспомнить все) или изменить в душе негативные установки в отношении себя, людей и жизни (Игрок), сразу же в дневниках участников появляется запись: <сегодня был отличный день. Сделал кучу дел:>. Это уже закономерность.

Я когда просматриваю дневники претендентов на Основной курс, обязательно обращаю внимание на такие нюансы. Хорошая работоспособность следующие два-три дня после упражнения - признак качественной работы по курсу.

Итак, я высказал предположение, что душевное самочувствие <Все хорошо!> настраивает организм на получение большего количества энергии. Теперь гипотезу нужно подтвердить.

Подтверждение первое. Мой личный опыт. Для меня это не гипотеза, а факт. Когда я себя душевно гармонично, хорошо чувствую, я делаю много и хорошо. А когда наоборот - мало и не очень хорошо.

Подтверждение второе. Норбеков. Если Вы читали его книги, его система вся построена на повышении уровня каждодневного душевного состояния с <Все хе..во> до <Все очень хорошо!>. Если кто проходил его курсы, знает, что после курса работоспособность повышенная. Причина - во многом оптимизм в душе и улыбка дурацкая на лице:-) (кто курсы проходил, юмор понимает. Кто не проходил, советую).

Подтверждение третье. Официальная медицина советует улыбаться чаще. Не могу найти ссылку на статью, но она где-то есть.

Подтверждение четвертое. Ваш личный опыт, наверняка, подтверждает мой вывод. Да?

Итак, будем считать гипотезу доказанной:-). Да мы тут и не открываем <Америку>. И буддизм, и христианство, и мусульманство, и иудаизм - все мировые религии уделяют внимание душевному состоянию верующего. <Не гневайся:>, <Прости:> и т.д. и т.п.

Если Вы в своей жизни встречали людей, похожих на знакомого из примера Сергея, или духовных учителей, или просто людей <по жизни> ярких, Вы не смогли не заметить, что они всегда хорошо душевно настроены. Ну, <всегда>, может быть, я и преувеличил, но большую часть времени - факт.

Вернемся к примеру Сергея. Я сказал, что его знакомый <мутант>, но так ли это? Конечно, нет. Он просто человек, душевное устройство которого позволяет ему быть активным и счастливым. Это не мутация. Это нормальное состояние человека. Если Вы так себя настроите, Вы так же будете себя чувствовать и будете иметь столько же успеха. Поэтому пример Сергея - это не про Гениальность, а про нормальное состояние нормального, то есть душевно здорового человека.

Состояние души.

Давайте разберемся, какая из причин, названных нами в статье, позволяет нам проявлять себя в деяниях, то есть много действовать. Пока не говорим о масштабе этих действий, но их больше, нежели делают обычные люди. Напомню наши слагаемые Гениальности сверх-деятельности:

1. Место с контрастными ландшафтами.

2. Место с теплым климатом.

3. Есть жизненная цель и она своя, а не общественно-принятая.

4. Есть действия по достижению цели.

5. Есть хорошие отношения с людьми.

6. Есть состояние души <Все хорошо!>.

Какой из пунктов, на Ваше взгляд, если его убрать, затруднит <бытие> остальным пунктов? Уберем <место>. Есть люди живут в Питере:-), а ничего, активны. Не главная причина.

Жизненная цель. Если ее не будет, пропадает смысл деятельности, а бессмысленность убивает. Отметим важность этого пункта.

Действия по достижению цели. Если цели не будет, действий тоже не будет. Если цель будет, а действий нет, цель останется. Значит, цель важнее. Да и, правда, действия без цели - бессмысленность какая-то.

Хорошие отношения с людьми. Без хороших отношений действовать трудно. Мы живем в социуме и все, что делаем, связано с людьми. Хорошие отношения важны. Однако если нет цели, а отношения есть, смысл опять же пропадает. Значит, цель важнее.

Состояние души <Хорошо!>. Проверим. Если нет этого состояния, действовать сложно, даже если и цель есть. То, что могло бы быть веселой прогулкой, превращается в какую-то каторжную деятельность. Без хорошего душевного состояния хорошие отношения с людьми иметь, наверное, просто невозможно. Кому нужны нытики и неудачники? Таким же нытикам и неудачникам. Друг дружке они помогают. Плачутся в жилетку.

Итак, у нас есть две составляющее, более важные, чем остальные:

1. Цель.

2. Душевное состояние <Все хорошо!>.

Что из них важнее? А так ли это важно? К цели можно идти и без <Хорошо!>, а хорошо себя можно чувствовать и без цели (если спать крепко), но когда эти две составляющие сочетаются, они усиливают и отношения, и действия, и место и воздействие ландшафта. И, заметьте, душевное состояние "Все хорошо!" - это состояние НОРМАЛЬНОГО человека. Это и есть ответ на вопрос "Как стать нормальным".

Вот письмо Участника курсов Школы Управления Судьбой.

Что дали мне курсы "Вспомнить все" и "Абсолютный игрок"?

Я Верю, что я нашел Самого Себя и начинаю верить Самому Себе, начинаю понимать Себя, теперь ясно и понятно, что во мне есть Дух, мое Истинное Я, мой Бог.

Я верю, что мы сможем понять друг друга, подружиться, воссоединиться и начать восхождение к своей вершине Мира. Скорее всего, мы - единое целое - уже начали подниматься. Потому что Цель, Мечта отчетливо видна, и виден Путь к Мечте. Очень нелегко получилось вытащить Мою Мечту из-под завала различных "заморочек", "загрузов", всяких проблем и условностей, созданных мной самим и окружающим меня социумом.

Мне помнится, когда было получено первое письмо курса "Вспомнить все". Было только одно желание - стать Свободным! Освободиться от всяческих проблем. Это была самая главная задача. С течением времени, почти года, видно, заметно - получилось! Успешно получилось освободиться.

Да, в какой-то мере это было достаточно нелегко, расставаться всегда больно, даже если то, с чем расстаюсь - совершенно не нужно. Но, только расставаясь с чем-то, с кем-то, утрачивая что-то и кого-то - освобождается место для нового. Вот так я стал находить себя.

Курс "Абсолютный игрок" помог мне вытащить на свет Божий мою Мечту и увидеть Мой Путь. И, наверное, это самое главное в жизни - вспомнить, что есть Ты Сам. Вспомнить, что у тебя есть Мечта. Понять, что есть и Он отчетливо виден - Твой Путь. Путь к Твоей Мечте. Понять, что именно Твой Путь - только Твой Путь. И всё, что тебя окружает, все, кто тебя окружают, - вот это всё и эти все стремятся помочь тебе на твоем легком или нелегком Пути к Твоей Мечте.

Пройдя оба - два курса, вывод оказался очень прост! Я нашел Себя. Я вспомнил о Своей Мечте. Я увидел Свой Путь.

А окружающие люди? У меня к ним стало прекрасное отношение:

Я стал к ним Без - Различным. Они просто люди, не хорошие и не плохие... Просто люди. Что они обо мне думают, что говорят? Совершенно не важно. Важно только одно - Путь.

Спасибо Вам, Геннадий.

Я бы мог написать много-много всего, но есть ли смысл?

Ваши курсы действенны - они помогают. С помощью Ваших методик, интересных и занимательных, рушатся внутренние преграды, снимается пелена с глаз. Обретаешь понимание, осознаешь, что ты оживаешь, что в тебе самом есть то, что люди называют Богом.

С Вашей помощью я поверил, что Бог есть. Что Он живой. Что на самом деле Он во мне и я в Нем. Что Он руководит мной. Нужно просто довериться Ему. Поверить, что Он - есть ЛЮБОВЬ.

С Уважением, ХХ.

Бороться и искать.

Слово <Гений> в нашем разговоре мелькает часто. Я даже дал определение, от которого отталкиваюсь, но я его намеренно сузил, чтобы свести Гениальность к понятному всем кругу жизненных задач конкретного человека - жить лучше, богаче, счастливее.

Однако теперь пришла пора уточнить, что в такой трактовке это не Гениальность, а Талантливость. Талант писать книги или делать бизнес. Проявить свой талант может каждый. Это не требует действительно сверх-усилий. Всего-то нужно придумать идею и реализовать ее. Настоящая же Гениальность, это всегда труд на износ и множество проблем. А нужна ли Вам такая жизнь?

В начале нашего разговора я уже задавал этот вопрос. И теперь, в конце его, привожу цитату из моей любимой книги <Бороться и Искать>, которую написал основатель, опять же, любимого мной ТРИЗа - Генрих Саулович Альтшуллер.

И тут я оставляю Вас. Почему? Отвечу на вопрос <Зачем?>. Затем, чтобы Вы прочитали текст ниже и сами решили для себя, каким Вы хотите быть - Гениальным или Талантливым.

Цитата из <Бороться и Искать>:

Наши представления о творческой личности сводятся, как правило, к двум противоположным стереотипам. Первый - стопроцентно удачливый: туманный взгляд в полуночном свете настольной лампы, внезапное озарение, быстрое признание, успех, встречи с интересными людьми, дружба с великими, международные конгрессы, награды, путешествия, автографы, причуды... Второй стереотип полностью трагичный: творческий труд тяжелее каторжного - это постоянное безденежье, вынужденные скитания, непрекращающаяся борьба за признание, встречи в основном с противниками...

Бесполезно спорить, какое из этих двух мнений верное: каждое из них основано на реальных, жизненных примерах. Верны оба. Представьте, что вы попросили рассказать о своей жизни профессионального спортсмена, марафонца или боксера, например. "Да, спорт - это интересные поездки, разные страны, аплодисменты болельщиков, олимпиады, интервью, золотые медали... - ответит он, - но спорт - это и ежедневные тренировки до седьмого пота, "железная" диета и жесткий распорядок дня. Тяжелый труд, постепенно превращающий человека в живой механизм, в узкоспециализированного робота, перегрузки, травмы...".

Творческий труд - это марафон. Иногда длиною в жизнь. Счастлив тот, кто разорвал финишную ленточку, - кто полностью прошел цикл "открытие - внедрение - лавры". А если жизни не хватило, чтобы "добежать" до конца?

Какими качествами надо обладать для победы? Как выбрать верное направление поиска? Ведь перед "стайером" в творчестве расстилается много дорог. Как выбрать ту, может быть единственную, что приведет к победе?

Творчество ставит много вопросов. Давайте разбираться.

ТВОРЧЕСТВО ТВОРЧЕСТВУ РОЗНЬ

Понятие "творчество" очень широкое и потому неопределенное. Труд артиста и изобретателя, поэта, рабочего, сыщика и даже ухищрения преступника - все это творчество. Только творчество разное. Решение задач тоже называют творчеством. Точнее, поиск решения, его процесс. Но если путь к ответу четко обговорен, если он обрисован конкретными правилами и примечаниями, если свернуть на этом пути некуда, если задана жесткая программа действий - это не творчество. Творческий путь к решению полон неожиданностей и неопределенностей.

Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно по различным параметрам. Нас интересует главный признак - новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения.

К простейшему творчеству можно отнести применение известного решения к известной проблеме. Предположим, надо создать механизм для поднятия грузов. Старая проблема, известно и ее старое решение: использовать подъемный кран. Но краны бывают разные. Новизна творческого труда сводится здесь к созданию конкретной конструкции подъемного крана определенной схемы и заданной грузоподъемности. Это творчество первого типа - наиболее благополучное, потому что оно отвечает потребностям сегодняшнего дня, дает решение сегодняшних задач. Этих решений с нетерпением ждут на производстве, а поэтому сравнительно быстро идет и их внедрение.

Творчество первого типа есть и в науке, и в искусстве, да и во всех других областях деятельности. Основная черта его в том, что оно не ломает привычных взглядов и традиционного отношения к окружающему миру, не выходит за рамки общепринятых методов. Именно такое творчество сформировало и продолжает поддерживать общественное представление о престижности творческого труда. В большинстве случаев это творчество действительно престижно и действительно дает надежное место в жизни. В основном, оно бесконфликтно и не вызывает трений между творцом и обществом. Общество само ставит для него задачи и само же обеспечивает внедрение их решений в нужных для производства масштабах.

К творчеству первого типа человека готовят - огромная система школ, техникумов, вузов непосредственно призвана к этому. Творчество первого типа приветствуют и ценят - работает отлаженная система морального и материального стимулирования. Продукты такой творческой деятельности легко внедряемые: они понятны, привычны, не требуют коренной перестройки производств, чрезвычайно рентабельны - сразу же начинают приносить значительную прибыль. И все-таки даже такое творчество порою встречает на своем пути сильное сопротивление. Став чуть масштабнее, чуть шире "дозволенного", оно наталкивается на стену непонимания, неприятия. Примеров тому достаточно.

Проблема прогнозирования погоды стара, как наш мир. Сегодня погоду предсказывают по изменению давления атмосферы. Соединяя на географических картах точки с одинаковыми показаниями давления, "ловят" циклон; его перемещения определяют изменения климата. До недавнего времени этот метод считался основным, хотя точность его, увы, и при краткосрочных прогнозах оставляла желать лучшего, не говоря уже о предсказаниях на более длительные сроки.

В то же время существовала теория, объяснявшая изменения погоды колебаниями мощности двух взаимодействующих потоков, холодного и теплого. Однако закономерности этих колебаний были неясны, и потому метеорологи продолжали (как продолжают и сейчас) следить за давлением.

Советский ученый Анатолий Витальевич Дьяков рассчитал закономерности атмосферных колебаний, связав их с активностью Солнца. Основываясь на значительном информационном фонде изменения погоды и связав этот долголетний фонд с соответствующим ему фондом изменения активности Солнца. Дьяков создал модель взаимодействия главных потоков воздуха с геомагнитным полем Земли. Суть его открытия: чем активнее Солнце, тем более ионизирует оно воздух, и тем сильнее потоки воздуха взаимодействуют с магнитными полями Земли. Результаты применения этой теории: точность десятидневных прогнозов доведена до 90-95 процентов, месячных и трехмесячных (сезонных) - до 80-85 процентов. Кроме того, не менее чем за 15 суток предсказано много значительных аномалий: штормов, тайфунов, ураганов.

Казалось бы, теория, дающая такую прекрасную отдачу (каждое точное предсказание - это сбереженные миллионы и миллиарды материальных средств и спасенные жизни людей), должна получить автоматическое признание и внедрение. Однако на практике картина прямо противоположна: способ, открытый Дьяковым, применялся... самим только Дьяковым.

За свои деньги во все концы света Дьяков рассылал телеграммы-предупреждения о грозящих катаклизмах. Его прогнозы с поразительной точностью сбывались. Систематически (!) сбывались. Корабли вовремя уходили из опасных районов, на земле успевали вовремя посеять и собрать урожай. Но мир специалистов-метеорологов уже более четверти века игнорирует теорию Дьякова.

Юрий Рост в очерке об открывателе и его открытии, опубликованном в "Литературной газете" 28 марта 1984 г., приводит интересные цифры. В нашей стране, пишет он, есть "двести докторов, полторы тысячи кандидатов и чуть не двадцать тысяч других специалистов в области предсказания погоды". Т.е. здесь, как, впрочем, и во всех других традиционных областях, в результате длительного отбора сложилась иерархическая система специалистов. Признание открытия Дьякова должно в какой-то мере разрушить старую пирамиду и привести к построению новой. Вполне естественно, что старые специалисты отчаянно сопротивляются этому: раз завоевав себе "место под Солнцем", не хочется отдавать его, и научные интересы сменяются личной заинтересованностью.

Юрий Рост отмечает характерный момент: на протяжении более чем тридцати лет Дьяков не мог опубликовать свою книгу "Предвидение погоды на длительные сроки на энергоклиматической основе". Книга не опубликована до сих пор. Причина все та же: иерархия специалистов.

Может быть, это случайность?

Вот другая область знаний, другой ученый: "В 1951 году В.П.Белоусов открыл гомогенную периодическую циклическую реакцию, считавшуюся тогда невозможной. Восемь лет спустя ему удалось опубликовать краткий вариант работы. Ленинская премия 1980 г. уже не застала его в живых"... [3]

Совокупность многих подобных фактов приводит к мысли о закономерности. Возможно, не слишком яркой, не бросающейся в глаза, но неумолимой (как любая закономерность) и суровой, требующей борьбы с ней. Это несправедливая закономерность. Так не должно быть. Человечество научилось изменять направление течения рек, запускать искусственные спутники Земли, но благодарность людям, предсказывающим научную, техническую, социальную и культурную погоду завтрашнего дня, все еще считается роскошью. Мы возводим им памятники, их именами называем корабли, школы, институты, музеи, города. Даже планеты, моря и горы. Но это все потом. А при их жизни? "Может быть, у нас много Дьяковых, что мы так щедры? И неужели мы действительно лучше чувствуем себя в наследниках, чем в современниках?..." - горько вопрошает Юрий Рост.

Неполадки с творчеством первого типа бросаются в глаза. Их видят и с ними борются. Трагедии в творчестве второго типа воспринимаются не так остро: есть насущные, "горящие" задачи - их надо решать, а не фантазировать. Гораздо неблагополучнее обстоит дело с творчеством третьего типа, когда для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. Такое творчество работает на еще более отдаленное завтра. Противники здесь не ведут споров о несвоевременности решений - они говорят о ненужности, ложности задач, даже об их вредности.

Жизнь Циолковского сплошь проникнута духом творчества третьего типа. Он искал способ расширить мир человека и нашел его в выходе в космос, в другие миры. До Циолковского эта проблема решалась географически - открывались и обживались новые земли. Он же вопрос поставил иначе: как сделать мир бесконечно большим? - и пришел к мысли о космической цивилизации. Для него космос - поле деятельности человечества. Еще фактически не было авиации (в современном ее понимании), не то что космонавтики, а Циолковский решал задачу о состоянии человека в невесомости. Но все решения его оставались "на бумаге".

Циолковский не получил поддержки, потому что его идеи казались чем-то сродни вечному двигателю - если и не столь мифическими, то уж во всяком случае столь же далекими. Ему не мешали заниматься разработками, но и не помогали. Не видели элемента практической отдачи и перспективы. А ведь он выступал перед Жуковским, Менделеевым...

Вот классический пример. В 1902 г. в развитие идей адмирала С.О.Макарова тогда еще профессор А.Н.Крылов предложил новую теорию непотопляемости судов. Традиционная борьба за живучесть судна при получении им пробоины сводились к откачиванию воды из затопляемых отсеков.

При этом через пробоину, как правило, воды поступало больше, чем могла откачать самая мощная водоотливная установка пробитого отсека. И корабль тонул - не потому, что терял плавучесть, а от потери равновесия: груз воды, заполнивший отсеки с одного борта, переворачивал судно. Крылов предложил совершенно "дикую" идею: ввести систему... затопления отделений судна для его выравнивания. "Подразделения на отсеки должно определяться расчетом, коего принцип, чтобы корабль тонул, не опрокидываясь."

Прошло три года. За прочтенный доклад Крылов успел получить выговор за "резкий тон", а дело не двигалось: "... нужна была Цусима, чтобы на это было обращено внимание".

Уровни Творчества.

Генрих Саулович Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач, ввел пятиуровневую классификацию изобретательских задач по их новизне (уровни творчества).

Уровни Творчества.

Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных.

Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Четвертый уровень: найдены новая задача и новое решение.

Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем.

Творческая деятельность первого типа включает решения первого и второго уровней; второго типа - 3-го и 4-го уровней. Третий тип творчества - 5-й уровень и даже не отмеченный в классификации 6-й, представляющий систему открытий 5-го уровня.

Ступени творчества (уровни творчества) отличаются, однако, не только уровнем постановки и решения проблем, но и стимулами, инициирующими самое творчество, и характерной, типовой реакцией окружающих на результаты творческой деятельности. Отношение к новшествам нередко отрицательно. Причины такой реакции на творческую деятельность разных типов различны. В неприятии творчества первого типа "виноваты" консерваторы. Против них ведут непрекращающуюся борьбу. Отрицательное отношение к творчеству второго и третьего типов принято объяснять тем же: "нерешительные эксперты убоялись нового". Но такое объяснение - грубая ошибка. Потому что здесь уже действуют совсем иные закономерности. Большое открытие "опережает" свое время и нарушает сложившуюся иерархическую пирамиду специалистов: оно кажется вредной, ненужной "фантазией больного ума". Борьба с неприятием творческой деятельности второго и третьего типов должна вестись принципиально отличными методами. А она зачастую не ведется вовсе.

Мы начали наш разговор с вопроса "Благополучна или трагична жизнь творца?" Сейчас можно ответить вполне определенно: если жизнь связана с творческой деятельностью первого типа, она иногда благополучна, если же с деятельностью второго или третьего типа - почти всегда драматична.

Для развития общества важен любой вид творчества. Но если творчество первого типа непосредственно реализует прогресс, то деятельность второго и третьего типа определяет его стратегические направления, ставя и решая задачи далекого завтра. Поэтому важность такого творчества намного значительней: чем больше масштаб задачи, тем важнее ее решение. И тем более обидно несправедливое отношение к "носителям" этого творчества. Закономерное, но несправедливое.

Все началось с противоречия. Довольно неожиданного противоречия, с которым столкнулась в своем развитии теория решения изобретательских задач (сокращенно - ТРИЗ). Это молодая наука, вскрывающая закономерности развития систем в технике, искусстве, да и в любой другой области, в которой возникают изобретательские задачи: творческие задачи, неразрешимые привычными путями. Сейчас ТРИЗ занимается в основном решением задач в технике, поэтому на семинарах по ТРИЗ обучают тоже в основном - "технарей".

Я специалист по ТРИЗ, мне часто приходится бывать на семинарах в разных городах, общаться со слушателями разных возрастов, специальностей и различной профессиональной квалификации. Но вот явление, которое стало массовым в последнее время в практически любой аудитории: слушатели боятся сильных решений задач. Казалось бы, абсурд: как может бояться решения человек, который ищет его!? Однако причина вполне объяснима.

Сегодня ТРИЗ позволяет "брать" очень сложные, каверзные задачи, которые когда-то казались неразрешимыми. Они не поддаются обычной логике, для их анализа необходимо уметь мыслить парадоксами. У ТРИЗ есть хорошо разработанный аппарат парадоксальной логики, который позволяет привести анализ к красивому решению. Но ответы парадоксальных задач тоже парадоксальны! А принять неожиданный ответ не так-то легко. ТРИЗ говорит: "Чтобы решить задачу, надо сделать так". Согласиться же с этим "так" и начать бороться за его внедрение, зависит уже не от ТРИЗ, а от человека, решающего задачу. Надо самому поверить в идею, увидеть ее перспективу, убедить других. На все это нужно время, долгие месяцы, а порой и годы.

На этом я цитату закончил. Кстати, можете вернуться к части 3 нашего разговора и примеру с Андреем, который решает задачу <О продвижении услуг фотографии>. На его примере можно еще раз убедиться, что только от человека зависит, как он будет жить. У Андрея есть решение, но нет смелости претворить его в жизнь.

Поэтому, смелости и веры в себя я Вам желаю,

Ваш Геннадий Павленко.

Источник: http://gennadij.pavlenko.name/

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪