Здравствуйте, уважаемые читатели!
Что я имею против ВУЗов? Примерно следующее: масштабная неприменимость знаний, формирование однобокой психологии наёмного работника, отсутствие осмысленных целей обучения, профессиональная невостребованность специалистов, поверхностность обучения, оторванность знаний от практики и реальных потребностей человека... Хватит для начала?
Я всем настоятельно советую не тратить свои годы в ВУЗе, поскольку ваш диплом не нужен никакому толковому работодателю, а значит, не нужен и вам.
Учатся обычно для чего? Чтоб "пожить весёлые студенческие" годы, чтоб был диплом и т.п. Если, конечно, у вас такая цель для поступления в ВУЗ, то, пожалуйста, учитесь. Только потом не хныкайте, что вас никто не берёт на работу, и ваш диплом никому не нужен. А он и действительно никому не нужен, говорю это в силу того, что сам какое-то время являлся работодателем, и просто плакал крокодильими слезами, когда собеседовал выпускников.
Исключение в систему ВУЗов составляет только элитные ВУЗов Москвы, которые многим, как вы понимаете, никогда доступны не будут. Только там (может быть!) учат думать. Но и там из вам никогда не сделают Била Гейтса или Потанина. А убивать время на то, чтобы учиться только ради того, чтобы учиться - это, извините, изощрённая глупость. Не в пример сильной личности.
А чтоб мозги не застаивались - надо заниматься каким-нибудь делом. Чего-то хотеть в жизни и стремиться к этому. А ВУЗы - это "переписывание учебника в тетрадь при озвучивании текста лектором." Вот что такое ВУЗы. Это тупая, рутинная и вредная работа, именно работа, а не искусство и не творчество.
Работа по переписываю текста и воспроизведению его ради некой никому не нужной, кроме удовлетворения собственно тщеславия и тщеславия своих родителей, отметки.
Я сам периодически преподавал в Академии предпринимательства, вёл семинары. На первом семинаре я спрашиваю студентов: "Чего вы тут делаете (в смысле в ВУЗе) и зачем?" После первого семинара я начинаю долго и мучительно думать о природе человеческих поступков вообще. Не то, что меня охватывает паника, но внутренняя пустота какая-то. Возникает ощущение, словно я нахожусь в каком-то марсианском городе и все вокруг - инопланетяне, или инопланетянин, наоборот, я. Они не могут ответить, зачем им тут нужно находиться. Просто массовый гипноз какой-то.
Наконец, я нашёл подтверждение своим мыслям у великих психологов прошлого.
"Если я всё же пытаюсь учить, то меня приводят в смятение результаты, которые оказываются настолько незначительными, хотя иногда обучение кажется успешным. Я обнаруживаю, что результаты даже разрушительны. Похоже, что обучение разрушает собственный опыт индивида и препятствует получению значимых для него знаний. Поэтому я пришёл к выводу, что результаты такого обучения либо неважны, либо пагубны. Когда я оглядываюсь назад, на результаты своего обучения в прошлом, то его результаты говорят о том же: или был причинён ущерб, или ничего важного не возникло. Честно говоря, это удручает. Я осознал, что мне интересно учиться только самому, предпочитая изучать то, что значимо повлияет на моё поведение" [Carl Rogers, 1952]
Я упираю на бесполезность традиционного обучения, его крайнюю неэффективность.
Минимальное количество знаний, полученных в ВУЗе, пригодится на практике. Но почему? Вот в чём вопрос. На мой взгляд ответ, на самом деле, прост.
Если я хочу быть сапожником - мне надо найти хорошего и успешного сапожника, чтоб учиться у него. Если я хочу быть физиком, мне надо найти хорошего физика (лучше выдающегося) и следовать его мыслям, а главное - делам. Логика понятна, верно? Кто скажет, что она не правильная? Разумеется она правильная.
А теперь скажите мне, К КОМУ КОНКРЕТНО идут учиться будущие студенты? Да ни к кому! Они идут просто в ВУЗ, где преподают просто люди, которые немного раньше, чем они отсидели в том же ВУЗе, потом закончили аспирантуру и начали читать лекции по учебникам. А чего они знают-то из ЛИЧНОГО опыта, что можно было бы передать?
Таким образом, в системе образования возникает громадная трещина между ЗНАНИЯМИ и ПРИМЕНИМОСТЬЮ их на практике. В региональных технических ВУЗах преподают такое, я извиняюсь за выражение, теоретическое "старьё", что и применить его невозможно, и денег этими знаниями заработать также невозможно.
Нет человека в ВУЗе, у которого можно чему-то толковому поучиться (ещё желательно доходному).
Я считаю, что современное образование обесценивается, потому что ОБЛАДАНИЕ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ЧЕМ-ТО ЦЕННЫМ.
Увы! Знаний полно, вон зайдите в книжный магазин - всё, что хотите (или тот же Интернет). Знания перестали быть ценностью, ЦЕННОСТЬЮ СТАЛИ ЛИЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ И НАВЫКИ, ГЛАВНЫЕ ИЗ КОТОРЫХ - ЭТО ТВОРЧЕСКОЕ, КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, НЕОРДИНАРНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ.
Ну, не учат это в ВУЗе, не учат! Более того, мешают этому развиваться.
Я тут по случаю заходил в один популярный чат, где умные люди с высшим образованием любят умничать, и попросил присутствующих там помочь мне. Мол, вот у меня тут есть свободные деньги, но поскольку я занимаюсь сейчас исключительно центром "Сильная личность", то не знаю, куда мне их вложить да и вообще некогда мне этим заниматься. Что, мол, посоветуете?
Ну, посоветовали ларьки там всякие, купи-продай, компьютеры и прочее. Сказали, что нужен стартовый капитал. Тогда я спросил тех, кто мне это рекомендовал, занимаются ли они сами каким-то бизнесом или чего-нибудь в этом роде? Оказалось, что нет.
Тогда я предложил следующие - раз вы советуете, значит, знаете, что лучше делать. Я могу вам дать деньги, их мне надо вернуть через полгода. О процентах договоримся, но если не успеете заработать (на проценты), то можете отдать их и позже, лишь бы вам "стартануть".
И что вы думаете? Меня просто послали, причём в грубой форме.
С другой стороны, студенты, которые не имели ещё высшего образования, подходили ко мне, чтоб узнать как вести себя в какой-то деловой ситуации. Но их было немного (хотя учатся все они в экономическом ВУЗе!)
Остальные мне даже в словах не могли сформулировать, зачем они, извиняюсь, "торчат" в этом ВУЗе, если ничего даже не пытаются сделать самостоятельно. Ответ был примерно такой: "Ну чего-то где-то когда-то, может быть, потом чего-нибудь..." Понятно, в общем, целей нет никаких и мотивов тоже. Типичный пример слабой личности.
Размышляя над этой ситуацией я понял, что учить человека конкретно бизнесу или физике, или игре на гармошке, или психологии - просто бессмысленно. Он сам всему научиться, если захочет. Но почему же он не хочет?
Этот вопрос вывел меня прямо на психологические или точнее культурно-психологические проблемы всего общества.
Стало вдруг ясно, что у людей, которых мы называем преуспевающими, своя, особая психология, и благодаря ИМЕННО ей они рано или поздно будут преуспевать в любом деле. В общем-то, таких людей я и назвал "сильной личностью".
Но самое главное! Я неожиданно (а может и закономерно) обнаружил, что каждый человек, для его же собственного блага должен стремиться к тому, чтобы стать такой личностью. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ УСПЕШНЫМ В ЖИЗНИ.
"Должен" да и только... Однако если он не живёт, согласно этому устремлению, то его организм начинает ему МСТИТЬ. Проявляется это в виде постоянного дурного настроения, болезней, неудач, неудовлетворённостью жизнью.
По поводу расширения кругозора в ВУЗах, прошу вас, не надо. Сильная личность расширяет кругозор сама и по той программе, которую сама себе назначает, а не чтоб кто-то ей диктовал (Министерство образования), как ей расширять свой кругозор.
Мне часто говорят примерно следующее: "Вы хоть поняли, что заявляете? Жить и делать то, что самому хочется! Мало ли кто что хочет! Я бы хотел заниматься интересным мне делом. Но вот за это бы деньги еще платили! Заниматься тем, чем "хочу", можно тогда, когда не стоит вопрос на какие деньги. Очень даже не у всех совпадают интересы по жизни с тем, за что готовы платить деньги. А на дворе у нас капитализм..."
Глупцы! Вот в этом-то и дело, что хвалёная традиционная система образования не учит самому главному - как самостоятельно зарабатывать деньги тем делом, которое вам нравиться?!
А ведь в этом и состоит СУТЬ сильной личности, её ОСНОВА, её СТЕРЖЕНЬ.
Без умения зарабатывать деньги своим делом - что вы за сильная личность? И этому не учат даже экономические ВУЗы! Но я учу этому.
На одном семинаре, когда я рассказывал про то, как организовать бизнес, вскочил молодой человек и закричал: "Так это что же, надо каждый день непрерывно думать!" Я ответил: "Ага". Он был ошарашен, кажется, что эта мысль произвела на него большое впечатление. А все другие слушатели приуныли - ведь этому никогда не учили в ВУЗе, что думать надо над своим делом каждый день, жить им.
Нищие физики и химики - кому они нужны вообще? Идите и скажите спасибо своим учителям. Они вас научили физике, но не научили, как с помощью неё прожить в этом мире! Ха-ха-ха... Смешно, правда! А слона-то и не приметили!
Так что, вместо того, чтобы тратить деньги на взятки всяким преподавателям-теоретикам и оплату никому не нужного диплома, надо покупать то, что действительно полезно и применимо!
И вообще, я считаю, что образование должно быть платным. В принципе оно и так фактически платное, но только полулегально. Тогда, когда образование платное, учителя будут заинтересовывать учащихся , верно?
Ну, сколько уже можно ЗАНИМАТЬСЯ ГЛУПОСТЬЮ? Получили диплом, и сидят - ждут, что деньги на голову повалятся и будешь нарасхват у всех работодателей. Почти все говорят открыто, что ДИПЛОМ РАБОТОДАТЕЛЕМ ВООБЩЕ не нужен. Ну и для чего его получать, я не могу понять? Может кто-нибудь мне объяснит?
Хорошо. Сейчас я расскажу, как я начинал несколько раз собственное дело. Просто приходил к нужным предпринимателям и договаривался о сотрудничестве. Ни о каком дипломе даже упоминания не было! И на чужой материальной базе я создавал свою клиентуру. Без всякого вложения денег!
Ну что, учат этому в ваших ВУЗах? Учат деньги зарабатывать? Да ничего и близкого там нет. Или вы предпочитаете быть бедными и гордыми, с дипломом?! Поздравляю вас, хотя мне смешно это слышать.
Мне больно смотреть, как люди учится переписыванию из учебника в тетрадь.
ВУЗ - это место, где учат, как быть слабой личностью. ВУЗ- это не место, где учат зарабатывать деньги. ВУЗ - это не место, где учат самостоятельно мыслить (за очень редким исключением). Но каждый год толпы абитуриентов бегут туда, в надёжде, что диплом откроет им дорогу в жизнь! И каждый год это продолжается.
Кстати, интересный факт, дети тех моих знакомых, которые занимаются своим частным бизнесом, НЕ СМОГЛИ учиться в ВУЗах! Они проучились год, а то и меньше и бросали. Невыносима эта атмосфера коллективной глупости. Преподаватели разглагольствуют о менеджменте, а сами в жизни ни одной фирмы не открыли. Смех!
Но главный мой аргумент против ВУЗов вот в чём. Традиционное обучение в ВУЗе неизбежно ПОДАВЛЯЕТ (!!!) чувственно-эмоциональную сферу индивида! Вот он корень ЗЛА – именно в этом!
Что такое человек без собственных развитых чувств и эмоций? Марионетка! Робот! Готовый исполнитель, но почти никогда – творец или создатель чего-то своего. Подавляя чувственно-эмоциональную сферу в человеке, традиционное образование усиленно лепить из него готовую слабую личность, не способную на собственные сильные действия, собственные идеи и проекты, собственные решения, не способную на творчество и на оригинальность.
Такой человек – готовый биоробот, машина для исполнения чужой воли (Чьей? Начальников? Правителей?). Его собственный побуждения, эмоции и чувства задавлены, заторможены, практически уничтожены. Человек после окончания ВУЗа похож на высохшую тряпку – он ничего не может сам. Система его сломала, перемолола и «выплюнула» в социум, на рынок, как готовый продукт для исполнения чужой воли, чужих решений и чужих идей.
Очень немногие остаются после этого способными слезть с «наркоманической иглы» наёмной работы, жалких социальных гарантий и влияния более сильного человека или учреждения, на которого они работают. Да они бы и рады, но НЕ МОГУТ. Ведь система уничтожила всех их собственные побуждения, искоренила личную инициативу, проехалась катком образовательной дрессировки по зачаткам собственных идей, сломала зачатки оригинальности мышления, дезориентировала и психологически изнасиловала.
И вам нужно такое образование? Вы этого хотите? Вы хотите, чтобы вас психологически изнасиловали? Тогда добро пожаловать в ВУЗ! Да, ещё и заплатить за это не забудьте!
Сейчас любят говорить про какое-то психотронное оружие. На мой взгляд, эти разговоры «дутые». Психотронное оружие уже изобретено – это традиционная система образования. Вот оно – психотронное оружие, ничего и придумывать не надо.
Итак, продолжу. Традиционный ВУЗ уничтожает то, что идёт у человека, так сказать, изнутри. Каким образом? Да тем самым, что НАВЯЗЫВАЕТ человеку ЧУЖОЙ опыт, инородный.
Выдающие психологи и психотерапевты ХХ века установили (есть специальные научно-проверенные исследования – не российские, конечно, а западные), что классическое образование СВЕРХУ не идет человеку впрок, оно разрушает его собственный личный опыт, подавляет его естественные побуждения. Оно как бы ЧУЖЕРОДНО его актуальным потребностям и интересам. Такое образование бесполезно. Оно не усваивается.
Помните, я просил вас вспомнить, какие, например, предметы вы учили на втором курсе? Дайте определение специальности, на которую вы учились? Что такое статистика? Чем отличается «трансцендентный» от «трансцендентального»? Кто придумал «кварки»? Чем отличается предмет науки от объекта? Ну что, вспомнили? НЕТ?
А ведь это всё вы когда-то сдавали на экзамене, и, кажется, должны знать! А знаете, почему вы этого не знаете? Потому что это знание не связано с вашими актуальными личными потребностями! А всё, что несвязанно с вашими актуальными потребностями – не воспринимается!!! Это не я придумал. Это базовый закон психологии.
Так вот, такое образование не только не эффективно, но и разрушает личный опыт индивида и тем самым подавляет его эмоционально-чувственную сферу. Оно словно уничтожает личность. Человек становится слабым, аморфным, несамостоятельным, нетворческим, нерешительным. Всё, каюк! Ещё одна личность перемолота и потеряна для собственного дела.
Мне говорят: "«Я рассматриваю ВУЗ как возможность бесплатных курсов по разным направлениям!»
Я отвечаю: «А зачем вам «бесплатные курсы по разным направлениям»? Ну, зачем, скажи, пожалуйста?» « - Ну, как же, Сергей… Ведь там много всего полезного и нужного… Много всего разного…общее развитие, и всё такое»
Про какое-то абстрактное общее развитие я уже слышал тысячу раз. Я отвечаю так: «Вот смотрите – у меня тоже есть возможность, например, бесплатно ходить в библиотеку, чтобы читать разные умные книги, бесплатно слушать некоторых преподавателей и так далее. Но я этого не делаю. А знаете почему? А потому что мне не нужны эти преподаватели и книги, которые есть в библиотеке. Понимаете?
Не нужны, потому что они не помогают мне жить счастливее, зарабатывать больше денег, лучше расслабляться, комфортнее себя чувствовать и т.д. Понимаете?
Для меня нет никакого прока от ядерных реакторов, потому что я не физик-ядерщик. Для меня нет никакого прока от строительных технологий, потому что я не строитель, и не хочу им быть…Зачем мне всё это? Зачем мне бесплатные лекции по строительству, физике, химии и Бог знает ещё чему? Мне нет от этого никакого прока. А единственное, что я ХОЧУ знать, это то, как мне жить ещё приятнее, успешнее, счастливее и богаче. Вот, что я хочу знать. Но это не связано никак с бесплатными курсами в ВУЗах!
На «бесплатных курсах по разным направлениям» этому не учат. А вы даже и не называете, о чём курсы. Значит, вам и неважно это, не так ли? Главное, что «бесплатно» и в ВУЗе! Ура!!! Побежали набирать хлама!
Но и это даже не самое важное. А самое важное – это знать и уметь, как лично мне заработать деньги именно тем, что мне нравится делать. Понимаете? ДЕНЬГИ за любимое занятие!
Потому что если у меня есть деньги, то у меня есть возможность и книжки действительно умные покупать, и строителя знакомого нанять, чтобы он мне дом построил, да ещё заодно и лекцию для меня прочитал на тему, какие бывают дома и по каким технологиям их строить…J
Понимаете? Вот какое знание важно! А «бесплатные курсы по разным направлениям» в ВУЗе - это дрянь. Извините за прямоту. Доступ к разному оборудованию, которое предлагает в ВУЗе - то же самое».
Мне говорят тогда так: "Раз поступил в ВУЗ, то надо доучиваться!"
Я отвечаю: "Послушай меня, истина состоит в том, что ДОУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ЛИБО НЕВОЗМОЖНО! Почему? Отвечаю. ДОУЧИТЬСЯ – это значит прийти к какому-то пределу, достигнуть какой-то фиксированной точки. А глубочайшая истина состоит в том, что обучение – это непрерывный процесс, который НЕВОЗМОЖНО ЗАКОНЧИТЬ НИКОГДА! Понимаете?
У вас, например, стоит в дипломе оценка «4» по экономике. А сразу же после выпускного бала вы взяли и прочитали заново учебник по экономике. Ну, просто интересно стало, с кем не бывает?
И вы тогда поняли много нового для себя. Возникает вопрос: «Так что же тогда отражает та самая оценка в дипломе?» Ваши прошлые знания? Но это же глупо!!! Вы ведь уже совсем другой человек, понимающий всё по-другому в экономике! J
Компетентность и знания нельзя зафиксировать в оценке. Невозможно! А иначе получается, что вам каждый божий день должны выдавать дипломы. Ведь я, например, каждый день узнаю что-то новое, понимаю то, что не понимал раньше... Что-то перечитываю… Диплом же фиксирует полученные знания НА КАКОЙ-ТО ПРОШЛЫЙ МОМЕНТ. Но ведь я уже другой! Я меняюсь, я прочитал или понял что-то новое… Все меняются!
ТАК НА КОЙ ЧЁРТ ЭТОТ ДИПЛОМ НУЖЕН ???
Тогда мне говорят: «Человека, который по своей воле не может заставить себя прочитать скучную, но нужную литературу, не возможно заставить учиться и самообучаться, вот поэтому нужен ВУЗ!»
«Но ведь это глупость! – отвечаю я. – Это же опасный предрассудок и элементарное незнание основ психологии. Более того, вот оно это самое НАСИЛИЕ НАД САМИМ СОБОЙ, после которого человек уже не может быть творческим и оригинальным. А может быть только ходячим ШАБЛОНОМ!
Во-первых, человек самообучаем по своей природе. Посмотрите на детей! Ребёнку не надо заставлять себя самого учиться ходить, говорить, ползать, трогать всё подряд... Но попробуйте его ЗАСТАВИТЬ это делать, как у него немедленно продает и желание, и интерес. (Теперь вы догадываетесь, уважаемые читатели, почему после ВУЗа люди становятся такими вялыми, слабыми и безынициативными?)
Во-вторых, если человеку скучно, то ему просто следует выкинуть скучную книгу в помойное ведро и заняться другим делом, или послать скучного лектора подальше и больше не ходить к нему на лекции. И впредь больше не насиловать собственную психику никогда. Вот и всё!
Вот если бы вы вместо ВУЗа пошли в какое-то дело и начали зарабатывать там деньги, тогда бы я поверил, что вы ЧЕМУ-ТО НАУЧИЛИСЬ. Я думаю, это был бы намного лучший выбор. Когда я сам только начинал заниматься бизнесом, то больше двух месяцев вообще не имел никакого дохода. Зато после этого я заработал сразу за одну сделку четыре тысячи долларов. Причём я занимался тем, что мне было интересно. После этого стало ясно, что 99% того, чему учат в ВУЗе – это дрянь.
Так стоит ли учиться в ВУЗах и набивать себе голову тем, что никогда не пригодиться в жизни?
Я привожу отрывок про одного известного вам персонажа, Шерлока Холмса. Уж у него-то было своё дело, интересное и полезное для общества.
Артур Конан Дойл, повесть «Этюд в багровых тонах», из воспоминаний доктора Джона Г.Ватсона, отставного офицера военно-медицинской службы):
«Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, - этому я просто не мог поверить!
- Вы, кажется, удивлены, - улыбнулся он, глядя на мое растерянное лицо. - Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее все это забыть.
- Забыть?!
- Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.
Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.
- Да, но не знать о солнечной системе!.. - воскликнул я.
- На кой черт она мне? - перебил он нетерпеливо. - Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?
Я хотел было спросить, что же это за работа, но почувствовал, что он будет недоволен. Я задумался над нашим коротким разговором и попытался сделать кое-какие выводы.
Он не хочет засорять голову знаниями, которые не нужны для его целей. Стало быть, все накопленные знания он намерен так или иначе использовать. Я перечислил в уме все области знаний, в которых он проявил отличную осведомленность. Я даже взял карандаш и записал все это на бумаге. Перечитав список, я не мог удержаться от улыбки. "Аттестат" выглядел так: ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
1. Знания в области литературы - никаких.
2. Знания в области философии - никаких.
3. Знания в области астрономии - никаких.
4. Знания в области политики - слабые.
5. Знания в области ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.
6. Знания в области геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.
7. Знания в области химии - глубокие.
8. Знания в области анатомии - точные, но бессистемные.
9. Знания в области уголовной хроники - огромные, Знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.
10. Хорошо играет на скрипке.
11. Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер.
12. Основательные практические знания английских законов.
Дойдя до этого пункта, я в отчаянии швырнул "аттестат" в огонь. "Сколько ни перечислять все то, что он знает, - сказал я себе, - невозможно догадаться, для чего ему это нужно и что за профессия требует такого сочетания! Нет, лучше уж не ломать себе голову понапрасну!»
Все мы знаем, что Шерлока Холмса как человека, который занимался в своей жизни действительно Делом. Все мы читали или смотрели кино про этого уникального сыщика. И что? И какой прок? Много ли людей чему-нибудь полезному дало это чтение или просмотр фильмов? Нет, не многим. Всё так же, как обычно: смотрят люди в книгу – а видят фигу! А потом бегут снова в ВУЗ, чтобы учиться многознанию! J
Но это ещё не всё... Каждый божий день различные СМИ напихивают наши головы самой что ни есть бессмысленной и бесполезной информацией, засоряя мозги тех, кто всё это поглощает. Прока от этого нет вообще никакого. Я сам лично редко смотрю телевизор. Последние несколько месяцев даже не включал его вообще. А если смотрю, то только лишь конкретные передачи, которые действительно дают пищу для размышления.
И упаси меня Бог смотреть телевизионные или радионовости. Это такой информационные мусор для психики, что лучшее вообще полностью избегать соприкосновения с ним. Себе здоровее выйдет. J
Многие из нас – это рабы. Психологические рабы. И такими нас сделало окружение. Рабы не на что самостоятельное не способны. Им только дай, да дай! Обучение – дай! Работу – дай! Зарплату – дай! Да побольше! А если не дадите, то мы убежим в Америку или в Европу, пусть нас капиталисты кормят, если вы, наши рабовладельцы, этого не можете.
А кто такой рабовладелец? Это очень просто. Современный рабовладелец имеет ТРИ формы воплощения – это работодатель, это иногда родственник (родитель, иногда супруг), это государство (чиновники). Видите, как всё просто?
А от неуверенности избавляет лучше всего ОПЫТ, ПРАКТИКА. Знаете такую поговорку: «Действуйте – и силы появятся!» И помните слова Холмса об обучении: «Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку…» Не уподобляйтесь, пожалуйста, дуракам.
И в заключение некоторые интересные отрывки из книги Роберта Киосаки "Не ходите в школу!". Итак…
* * *
«Вместо того, чтобы помочь развить в нас все самое лучшее, система вынуждает нас противостоять друг другу в жестокой борьбе, в которой выживают лишь те, кого признала самыми пригодными. В этой системе менее 15% из нас могут быть признаны победителями. Остальные испытывают постоянно уменьшающееся чувство собственной значимости.
Вместо уверенности, что приобретенные навыки помогут преуспеть в жизни, слишком многие из нас выходят из школьных стен искалеченными и измученными. И что еще хуже большинство совершенно не готово к жизненным испытаниям. Неужели мы хотели бы увековечить такую модель поведения для наших детей и для последующих поколений?»
* * *
«Нам нравится думать, что образование облегчает нам жизнь. Для некоторых из нас это действительно так. Но для большинства - нет. Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни все будет так же хорошо. И горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе в действительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансового благополучия и счастья».
* * *
«Почему? Потому что вы сфокусировали внимание только на том, что выучили, только на том, что вам задавали. Здравый смысл должен вам подсказать, что это не такая уж большая часть знаний, а зачастую и не самая главная».
* * *
«Наблюдая современные тенденции в обществе, мы сталкиваемся с тем фактом, что количество безработных и бездомных постоянно возрастает, равно как и живущих на правительственные дотации, едва сводящих концы с концами.
Увеличивается количество людей, впавших в отчаяние среди разбитых надежд и несбывшихся чаяний и желаний. Семена неудачи, ограничивающие успех, продолжают насаждаться в умах наших детям. И наши дети знают об этом. Они ежедневно наблюдают несоответствие того, чему их учат в школе и того, что они наблюдают в реальной жизни.
Почему Мадонна зарабатывает 20 миллионов долларов в год, а профессор университета только 25 тысяч? Мы смотрим на эти очевидные противоречия и понимаем: "что-то не так в том, чему нас учат".
Мы перестаем верить в миф о том, что образование - дорога к успеху, а те молодые люди, которые задумываются над своим будущим, теряют уважение к школе. Они оставляют попытки и уходят из школы. В конце концов, с позиции зарабатывания больших денег школьные годы без сомнения представляются напрасной тратой времени».
* * *
«Моя основная претензия к образовательной системе в том, что студентов не обучают тому, как добывать знания при помощи ошибок. Они запрограммированы на то, что ошибки - это плохо. В истинном же процессе постижения ошибки необходимы. Человек редко сразу имеет правильный ответ, процесс познания всегда сопровождается испытаниями и ошибками».
* * *
«Если ты отправишься сейчас в классную аудиторию, я сомневаюсь, что ты обнаружишь там что-либо волнующее. Студенты чувствуют скуку, т.к. чувство захватывающей увлеченности исключено из процесса школьного обучения. Творчество мышления, возрастающая любознательность и развивающее первооткрывательство более не существуют в современной системе образования.
Учителя надрывают глотки, но это ничего не меняет. К тому же многие студенты страдают от стресса, вызванного постоянной необходимостью быть во всем правыми. Ими управляет не захватывающий процесс познания, а страх ошибиться. Образование стало скучным, пугающим процессом, умертвляющим мозги вместо того, чтобы вдохнуть в них свежие творческие силы.
Помнишь ли ты себя сидящим в классе и боящимся дать ответ, который может оказаться неверным, и ты будешь выглядеть нелепо?
Ты знаешь, что я начал понимать, так это то, что я настолько боялся оказаться неправым, что начал слепо запоминать все, что было изречено разного рода авторитетами. Я думал, я даже перестал задаваться вопросами, что на самом деле означают изучаемые мною вещи. Я научился выдавать учителям то, что они от меня хотели. К сожалению мы не оставляем этих старых привычек в наших учебных классах».
* * *
«Наши дети уразумели, что падение (совершение ошибок) это не круто, и теперь они избегают его любой ценой. Как результат, миллионы людей убеждены, что отсутствие ошибок и "хорошая мина" - единственный способ продвижения вперед.
Действительно, они могут выглядеть прекрасно, но они никуда не продвинутся. Наша корпорация заполнена людьми такого типа, людьми, которые знают, как прожить с минимальным расходом энергии.
Как вы можете чему-либо научиться, если вы боитесь совершать ошибки? Что вы выиграете, если никогда не рискуете? Вот почему хорошие, интеллектуальные люди превращаются в цепенеющих и застойных работников».
Вот такие вот цитатки для разрядки. Ну что, дорогой мой читатель, узнал ли ты кого-нибудь в этих цитатах. Неужели никого не узнали?
Источник: http://sergey-kovalev.nm.ru