Драки с боксерами

Мое сознательное детство пришлось на 70-е и самое начало 80-х годов. Я жил в селе, в 30 минутах езды от райцентра. В нашем райцентре бокс был очень популярен. Работало несколько секций и каждую осень производился набор ребят. Многие из деревни ездили в город заниматься. Так что боксеров, т.е. ребят несколько лет прозанимавшихся боксом у нас хватало. Но вот культа бокса не было никогда.

Я бы даже сказал, что было все как раз наоборот. Если в драке встретился с боксером, то считалось за обязательное набить ему морду. Причем делалось это с жестокостью превосходящей обычную. Считалось, что если боксер влез в драку, то он заслуживает большего наказания, чем обычный человек. Как определяли, что кто-то являлся боксером? А точно также как сейчас определяют каратистов. Встал в стойку, запрыгал туда сюда, значит боксер, значит, его надо бить и бить зверски. Ребята, занимавшиеся боксом, зная, что боксеров не любят, в драке старались не показывать свою боксерскую принадлежность. Они в стойки не вставали, боксерских передвижений не делали. Если кто-то афишировал, что он боксер, то это с одной стороны воспринималось как глупость, а с другой как вызов: "Мол, я боксер, кто на меня", за это наказывали.

Чтобы справиться с боксером надо было соблюдать простое правило: с ним нельзя боксировать, т.е. биться на кулаках. Об этом знали, и действовали по-другому. У нас почти каждый парень умел бороться, бороться не в смысле проведения борцовских приемов, а в смысле умения сбивать человека на землю. Этот навык мы приобретали в многочисленных играх, в которые играли круглый год, но чаще всего зимой. Например, такими играми были "Царь горы" и "Взятие крепости". В "Царь горы" стоишь на вершине, команда противников лезет снизу, старается тебя скинуть. Ты освобождаешься от захватов, сталкиваешь их вниз. Иногда бывает, стащат или сам спрыгнешь, прихватывая с собой двух-трех игроков противника. Внизу завязывается борьба, стараешься сбить их с ног и, пока они встают, забраться на гору. Пока лезешь, тебя хватают, тащат вниз, там опять борьба. Ну, в общем, игра веселая.

"Взятие крепости" игра тоже чрезвычайно забавная. Играли мы в нее так. Сначала играющие все вместе строили крепость из снега, стены старались сделать потолще и повыше. Потом разбивались на две команды. Одна защищала крепость, другая брала. Перед началом игры защитники крепости запасали в ней комки снега. Игра начиналась с взаимного обстрела снежками, при этом старались залепить друг другу в лоб. Потом нападающие шли на штурм, надо было перемахнуть стенку, забраться в крепость и выкинуть из нее защитников. Стены крепости строили достаточно высокими, поэтому чтобы через стенку перелезть сначала надо было ее наполовину разрушить. Пока стену рушишь, сверху тебя обстреливают противники, сзади "огнем" поддерживает своя команда. Если ввалился в крепость, стараешься сбить с ног как можно больше ее защитников, из расчета, что пока они с тобой возятся, еще кто-нибудь из своей команды успеет забраться внутрь. Защитники же тебя или берут в плен, или выбрасывают наружу. Пока выбрасывают еще и снегом "накормят", и за шиворот его наложат. Частенько игры заканчивались драками. Причин для драк было много: кто-то кого-то слишком сильно толкнул или очень удачно залепил снежком в глаз, или кому-то что-то порвали и т.п.

Конечно, в таких играх не шла наработка приемов как в спортивной борьбе, где для отработки приема его повторяют сотни раз в одинаковых условиях. В игре постоянно меняются условия борьбы и противники. Двух похожих ситуаций не бывает, поэтому двух одинаковых бросков не сделаешь. Собственно говоря, броски ради бросков делать никто и не пытался, да и не было такого понятия "бросок". Борьба воспринималась как что-то единое, не расчлененное на элементы. Глядя со стороны, можно было увидеть и подножки, и подсечки, и все, что угодно. В то же время борющиеся могли и не осознавать, что проводят какие-то приемы.

Во время борьбы сначала при сближении, а потом в момент контакта с противником старались увидеть, прочувствовать направление, в котором он стоит неустойчиво. И стремились сбить его в этом направлении. Если защищающийся менял положение, это не прерывало действий нападающего. Он ведь не делал приемов, поэтому и нечего было прерывать. Он просто менял направление и способ воздействия на противника. Такая борьба, в отличие от спортивной, основывалась не на захвате и рывке, а на толчке. Этот способ борьбы для драки был гораздо более предпочтителен, потому что пока берешь захват, можно всегда получить хороший удар в уязвимую часть тела.

Проиллюстрирую разницу между нашей игровой борьбой и спортивной на примере. Сразу после школы, я поступил в институт и начал заниматься в секции "самбо". Когда я прозанимался месяца полтора, меня как-то раз поставили бороться с парнем, который был на пол головы ниже меня и килограмм на 15 легче. Но он был подготовленный самбист-разрядник. Мы начали с ним бороться, и он швырял меня как хотел, а я вообще сделать ничего не мог. Приблизительно через год в студенческом общежитии, в комнате, у меня с ним возник конфликт, дошедший до рукоприкладства. В этой ситуации я его сбил толчком и схватил за шею предплечьем сбоку. Повесил на него всю свою массу и прижал к полу. Он оказался на четвереньках, а я сидел рядом и держал его за шею, держал удобно и при желании мог придушить или шею сломать. После того как я его так прижал и подержал, нас разняли ребята со старших курсов и конфликт замяли. Этому парню не помогли его навыки борьбы. Кстати, после этого он заявил мне, что я действовал не честно, а если бы я все сделал по честному, то мне с ним не справиться. Он видно думал, что драка - это что-то вроде соревнований, только на улице.

В этой потасовке я использовал захват за шею. Он у нас в борьбе, в драках "один на один" очень часто использовался и являлся самым излюбленным способом воздействия на противника. Сопротивляться такому захвату было очень трудно.

Вернемся к дракам с боксерами. Если дрались "один на один", то это выглядело примерно так. Сначала обычно пытались ударить ногой. Ногами в драке мы били всегда, удары были обычные футбольные. Били или по бедру, или чаще по жопе. Удар по жопе не наносил физического урона, зато оказывал психологическое воздействие. Такой удар провоцировал боксера на атаку, в этот момент с ним сближались и сбивали на землю. На земле уже без разницы боксер ты или нет. Побеждал тот, кто умел лучше бороться или кому больше повезло. Т.е. тот, кто взял удачный захват или раньше вскочил на ноги и врезал несколько раз лежащему противнику ногой. При таком подходе к драке бокс особых преимуществ не давал. Побеждал тот, кто был сильнее, злее, кто навязывал свою манеру ведения боя.

Хочу отметить одну неприятную особенность драки с боксером. Пока боксера собьешь на землю, он обязательно успеет несколько раз ударить тебя в лицо, а это значит получишь синяк под глазом или кровью умоешься. Вот за это собственно боксеров и не любили. Поэтому после того как боксера сбивали на землю, его били за все синяки, которые он успел наставить, ну и еще сверху навешивали. Разбить или разукрасить морду - это боксеры умели хорошо, а вот чтобы боксер в драке кого-то нокаутировал - это были исключительно редкие случаи. Все известные мне нокауты были только в двух ситуациях. Это когда боксер вырубал морально подавленного, практически несопротивляющегося противника или при явном физическом превосходстве, например, когда боксер весил килограмм на 10 больше или его противник был сильно пьян. Боксеров тоже отправляли в нокаут, ударом ногой в голову, предварительно сбив его на землю. Вообще нокауты после удара кулаком, независимо от того, кто дрался, случались очень редко.

Все о чем я пишу это дела доармейской молодежи возрастом 14-18 лет, в этом возрасте мало кто из спортсменов умудряется стать мастером спорта, потому своих мастеров у нас не было, зато были перворазрядники по боксу.

Боксерам перворазрядникам, при равном с ними и тем более меньшем весе, мало кто мог противостоять в драке голыми руками. И дело не только в том, что они владели какими-то специальными приемами. Перворазрядник - это очень крепкий парень с многолетним стажем тренировок, с большим опытом боев, с железным бойцовским характером и с врожденными физическими качествами бойца (хорошая реакция, высокие скоростные данные, способность держать удар и т.д.). Поэтому вопрос разрешения конфликтных ситуаций с боксером перворазрядником, как впрочем и с любым превосходящем по силе противником, решался с помощью оружия. Обычно использовались палки, железные пруты, цепи. Например, если идешь на танцы и заранее предполагаешь возникновение драки (т.е. раньше поссорились, но еще не подрались), то в карман кладешь цепь, а в правый рукав прут. В случае необходимости прут достается мгновенно: разжимаешь кисть, он выпадает, подхватываешь его за конец. Любая драка начиналась хотя бы с нескольких слов типа: "Ну, ты гад попался". За это время можно было всегда успеть вооружиться. После чего драки обычно не было. Мало кто, в том числе и боксеры, решался кинуться на вооруженного человека. А тот, кто был с оружием обычно тоже не стремился пускать его в ход, чтобы не усугублять конфликт с превосходящим по силе противником. Но так было в разборках между своими. Если противник был чужой, то оружие в ход пускалось незамедлительно, хотя тоже не всегда. Если дело происходило, например, на танцах в чужой деревне, то оружие в основном использовалось, чтобы сдержать нападающих перед тем, как попытаться покинуть с максимальной скоростью опасное место.

Я уже отмечал что все, о чем я пишу - это дела доармейской молодежи. А как обстояли дела у взрослых мужиков? Там все было гораздо круче. К боксу они относились добродушно снисходительно. У них все строилось "по понятиям", им было абсолютно наплевать боксер ты или нет. Если ты был не прав, то никакой бокс тебе не помогал. Если не могли справиться кулаками, то в ход пускалось все что угодно. Я уже не говорю про палки, колы, железные трубы, пруты, цепи и молотки. В ход могли быть пущены и топор, и нож. А если этого было не достаточно, то нашлась бы двустволка или обрез. Это не значит, что такие разборки всегда заканчивались убийством, вовсе нет. Под угрозой оружия могли заставить попросить прощения, с выставлением определенной компенсации, или просто избить. Так что бокс или каратэ по тем временам и в тех условиях - это были детские игры.

Такое мужское поведение раньше у нас на селе было нормой, а сейчас редкость. Но полностью оно не исчезло. Два года назад в нашем селе был такой случай. С конца 90-х годов у нас завелись свои доморощенные "типа бандиты-рекетиры". Пока они устанавливали свой авторитет среди молодежи, все у них шло хорошо. Но постепенно они настолько обнаглели, что решили поглумиться над взрослым мужиком, у которого самого были дети чуть-чуть моложе их. Видно они его сильно обидели. Мужик сбегал домой, схватил нож, которым поросят резал, и выскочил на улицу. Этих "типа бандитов" было двое. Одного он убил на месте, второй успел убежать. Потом мужик сам позвонил в милицию и сдался. После этого случая бандитизм в нашем селе резко пошел на убыль.

Годы, о которых я вспоминаю, - это были последние годы существования традиционной системы воинского воспитания молодежи, хотя бы в остаточном виде, в нашей местности. На моем поколении практически все и закончилось. Сельские жители стали стремиться жить по-городскому, даже дети перестали играть в традиционные игры. У нас теперь с раннего детства отдают детей в секции карате, где их учат типа драться по-японски. В результате боксеры надежно бьют морды этим каратистам. Сейчас быть боксером это круто, раньше такого не было.

О чем я сожалею, так это о том, что во времена моего детства рядом с нами не было взрослых, которые подсказали бы, поднаправили, поделились бы опытом. И дело не в том, что таких людей не было, они были, были исключительные мастера, о которых никто, ничего не знал. Да и что там "никто ничего не знал", о том, что они умели порой не знали даже их собственные дети. Вот несколько случаев.

У нас на селе жил небольшой крепкий мужик, был он исключительным бойцом. В драке побеждал противников на голову выше и килограмм на 20 тяжелей. Один разгонял толпу, вооруженную кольями. А у него был сын, которого до 8 класса десятилетней школы обижали все, кому не лень. Отец его ничему не учил. Драться, как известно, плохо и отец его "плохому" учить не стал. Сам он учился драться не у своего отца, а у деревенских мужиков. К нам в село он приехал из другой деревни. В конце концов его сыну надоело, что его обижают, он занялся спортом, в основном лыжами. Окреп, его перестали трогать. А он настолько увлекся спортом, что поступил в институт физкультуры.

Другой случай. У одного моего знакомого родители разошлись. Отец жил отдельно. Его он звал "дедом", потому что тот был уже старый, да и внуков у него было много. Хотя его мать с бывшим мужем контакта не поддерживала, он отцу часто помогал. Как-то раз, в начале 90-х годов он с "дедом" пошел в магазин. Там они разошлись по разным отделам. Рассматривает мой знакомый товар на витрине и слышит, что его "дед" с кем-то ругается. Оборачивается и видит, что на его "деда", которому было далеко за семьдесят, лезет драться какой-то пьяный парень. Хотел он броситься помогать, но не успел. "Дед" ударил парня по шее, тот упал и потерял сознание. Там были женщины, они увидели, что парень лежит и не шевелится. Одна закричала "деду": "Да ты ж его убил". А тот ей: "Ага, убил, минут на двадцать". После чего мой знакомый с "дедом" вышли из магазина. Знакомый выяснил у отца, что тот парень без очереди влезть хотел. Он его попросил встать в очередь, а парень начал хамить. Вот и пришлось его проучить. Мой знакомый, конечно, знал, что его отец старый НКВДешник, он в НКВД служил еще в Бериевские времена. Но вот то, что он мог голыми руками человека убить, он даже не догадывался. Попытался он расспросить своего отца, чему их учили, что за приемы, да ничего отец ему не рассказал. Говорил что да, учили и хорошо учили, но вот только он уже старый, все забыл и ничего показывать не будет. Тогда мой знакомый решил мать про отца поспрашивать. Она кое-что и вспомнила. Вспомнила что были подобные случаи. Раз по молодости шли они с мужем и к ним привязались трое хулиганов. Тогда он их раз, раз, она так рассказывала, они попадали и больше не вставали. Вот так, с одной стороны сын всю жизнь прожил рядом с отцом и не знал, что тот владеет боевым искусством. А с другой стороны отец даже и не пытался хоть чему-то обучить сына, потому что считал, что лучше этого не делать. Почему? Такие тогда были советские времена. Отец знал, что если он сына чему-то обучит, а тот потом с помощью его приемов сломает кому-нибудь руку или свернет шею в драке, то сына заберут в милицию и отправят под суд, независимо от того, кто эту драку начал. Так что "дед" считал, уж лучше его сыну будут бить морду, чем он сядет в тюрьму. Кроме того, НКВДешники в свое время давали подписку о неразглашении, т.е. приемы применять они могли, а вот кого-то обучать ни в коем случае.

Расскажу еще один случай, это уже было со мной. Когда я учился в школе у нас был такой предмет НВП (начальная военная подготовка). Его вел майор внутренних войск в отставке. Он был небольшого роста, где-то 1,65 метра и веса 70-75 килограмм. Мужик он был очень интересный, иногда рассказывал очень занятные вещи, хотя лишнего и не болтал. В свое время он воевал на дальнем востоке. Где и когда конкретно, он не говорил. Зато рассказывал, как воевали китайцы, корейцы. Умел ругаться по-корейски, мог провести допрос на китайском языке. То, что он воевал особого внимания в то время не привлекало, так как воевавших было много, еще были живы многие ветераны Великой Отечественной войны. О том, что этот майор владел какими-то боевыми искусствами, никто знать ничего не знал и даже не догадывался. Хотя нам иногда становились известны интересные истории, с ним приключавшиеся. Как-то раз к нему на остановке привязалась группа хулиганов. Так он не просто отбился, он их скрутил и сдал в милицию. Тогда это воспринималось как курьезный случай. С тех пор этот человек непрерывно продолжал работать в школе. И вот несколько лет назад в школе был введен новый предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". К этому времени НВП давно уже прекратила свое существование. Ему поручили вести этот предмет, в программу которого в старших классах входит самооборона. Майор начал обучать школьников приемам самообороны - страховке при падении, кувыркам, броскам, освобождениям от захватов, защите от ударов рукой, ногой, ножом и т.д. Об этом мне рассказали ребята школьники, которые тренировались у меня на секции. Они мне показали, чему он их учит, и я сразу узнал приемы боевого самбо. С этим преподавателем у меня всегда были хорошие отношения, и я решил при случае его обо всем расспросить. Такая возможность вскоре представилась. Мы с ним встретились на автобусной остановке, когда вместе ехали в город. Автобус задерживался, и у нас было время поговорить. Он рассказал, что действительно изучал боевое самбо в училище МВД, где учился сразу после войны. Самбо им преподавал чемпион Советского Союза. Он занимался спортивным и боевым самбо. Их обучали ведению боя без оружия, бою с ножом, штыковому бою, специальным приемам стрельбы из пистолета. Это все было кроме общевойсковых дисциплин. Рассказал некоторые случаи из своей жизни, в том числе как он брал вооруженного беглого бандита голыми руками (в свое время он служил в системе охраны лагерей). Так вот этого бандита он не просто взял, а убил его же оружием, сам был легко ранен. Стоя на остановке, он мне показал, некоторые приемы, которым их обучали, рассказал о том, как их тренировали. Но все это он проделывал коротко и схематично. Он показывал все очень профессионально, прекрасно зная к каким последствиям может привести тот или иной прием. Это, кстати, большая редкость. Большинство современных бойцов, проведя прием или удар, понятия не имеют к чему это может привести. Но когда я попросил его как-нибудь отдельно встретиться, провести что-то вроде тренировки или просто более подробно показать технику, он нашел кучу поводов отказаться (и условий для занятий нет, и времени у него нет, и старый он уже и т.д.). В своем отказе он как бы давал понять: "Мол, ты сам пойми - нельзя этому обучать, ведь с помощью этих приемов человека можно убить. Это очень опасная техника и предназначена она для специальных служб." Так что своих секретов рассказывать он не стал. Но, он мне ответил на один вопрос, который меня очень интересовал. Помня о том, что он служил и воевал на дальнем востоке, я спросил, видел ли он там в то время восточные боевые искусства. Он мне ответил, что когда он там служил, ни в китайской, ни в корейской армиях никаких боевых искусств не было. Ни китайские, ни корейские солдаты рукопашный бой вести не умели. Он рассказал о том, что китайскую армию рукопашному бою учили советские инструктора и учили их боевому самбо. Через год после этого разговора ко мне в руки попала видеокассета с китайским фильмом. В этом фильме демонстрировалась техника боя, которой обучают китайский спецназ. Из техники монастыря Шаолинь я на кассете не увидел ничего, зато два китайца добросовестно демонстрировали приемы боевого самбо. Возможно, конечно, что до этой техники китайцы сами додумались, но я больше склонен к мысли, что в китайской армии (по крайней мере в спецназе) еще живет техника, которой их учили наши специалисты.

Источник: http://buza.ru/text.php?cat_id=10&text_id=15

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪